Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Анализ дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования
1. Анализ условий и причин ДТП следует проводить для определения роли дорожных условий в их возникновении и для назначения мер по повышению безопасности движения в местах происшествий.
Для анализа используют сведения о причинах и условиях ДТП, а также имеющиеся в дорожной организации данные о дорожных условиях на участках ДТП, собранные в ходе их диагностики.
Дорожные организации проводят следующие основные виды анализа на автомобильных дорогах:
- изучение условий и причин возникновения отдельных ДТП;
- изучение распределения ДТП по протяжению дорог;
- анализ аварийности на участках концентрации ДТП;
- оценка общего состояния аварийности на обслуживаемой сети дорог.
При изучении каждого ДТП, связанного с неудовлетворительными дорожными условиями, необходимо установить конкретные недостатки в содержании и инженерном обустройстве автомобильных дорог, способствовавшие его возникновению. Результатом анализа должны являться меры по устранению имеющихся недостатков. Исключение составляют случаи, когда устранение условий, способствовавших ДТП, не являются непосредственной функцией дорожных организаций (например, при происшествиях, связанных с отсутствием или неисправностью шлагбаума на железнодорожных переездах, неисправностью светофора и т.п.). В случаях, когда оперативно устранить причины ДТП в полном объеме невозможно, разрабатывают и осуществляют согласованные с Госавтоинспекцией мероприятия по организации движения и определяют перспективные меры (программы) по повышению безопасности движения на опасных участках, которые включают в план работ дорожных организаций.
2. Анализ распределения ДТП по протяжению дорог необходимо проводить ежегодно для выявления участков концентрации происшествий, изучения причин их возникновения на определенных участках и назначения мероприятий по совершенствованию дорожных условий на этих участках.
Участки концентрации ДТП выявляют с учетом интенсивности транспортных потоков путем анализа распределения аварийности по участкам с расчетной протяженностью и по годам анализируемого периода (рассматриваются участки дорог между двумя смежными километровыми столбами с фактическим расстоянием между ними).
Для выявления участков концентрации ДТП необходима следующая исходная информация:
- сведения о фактической аварийности за последние три года, включая данные о местоположении каждого ДТП с точностью до километра;
- сведения о местоположении участков дорог в пределах населенных пунктов (включая населенные пункты сельского типа);
- сведения об интенсивности движения за последние три года (как исключение допускается использовать данные за последний год).
Участки концентрации ДТП выявляются на основе следующих показателей:
- абсолютного количества ДТП, возникших на участке дороги расчетной протяженности;
- коэффициента относительной аварийности, определяемого по формуле
6
a х 10
Z = ---------------, (1)
365 х N х L х n
где а - число всех ДТП на участке дороги за последние три года;
N - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут.;
L - фактическая длина участка дороги между соседними километровыми
знаками 5.28;
n - число лет, за которые суммируются данные по ДТП (n = 3).
К участкам концентрации ДТП на дорогах общего пользования относятся километровые участки, на которых минимальное количество ДТП за три года в зависимости от интенсивности движения соответствует указанному в табл. П 6.1, и значение коэффициента относительной аварийности составляет не менее 0,3 на участках вне населенных пунктов и не менее 0,4 - в пределах населенных пунктов.
Таблица П 6.1
Интенсивность движения, авт./сут |
Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации |
|
вне населенных пунктов | в пределах населенных пунктов |
|
менее 3 000 | 5 | 3 |
3000-5000 | 3 | 4 |
5000-13000 | 4 | 5 |
13000-17000 | 5 | 6 |
17000-19000 | 5 | 7 |
19000-21000 | 6 | 7 |
более 21000 | 7 | 8 |
В случае рассмотрения участков протяженностью более 1,5-2,0 км определяется фактическая плотность ДТП на 1 км рассматриваемого участка.
В зависимости от изменения числа ДТП за предыдущие три года, участки концентрации следует подразделять на три типа согласно табл. П 6.2.
Таблица П 6.2
Тип участка концентрации |
Количество ДТП за последний год при среднем числе ДТП за три предыдущих года | ||||||
1,0-1,20 | 1,20-1,50 | 1,50-2,20 | 2,20-2,85 | 2,85-3,20 | 3,20-3,50 | Свыше 3,50 | |
Стабильный | 1-2 | 2 | 2-3 | 3-4 | 3-5 | 4-5 | 4-6 |
Прогрессирующий | 3 и более |
3 и более |
4 и более |
5 и более |
6 и более |
6 и более |
7 и более |
Затухающий | 0 | 1 | 1 | 2 и менее |
2 и менее |
3 и менее |
3 и менее |
I тип - стабильный, на котором число ежегодно возникающих ДТП существенно не меняется;
II тип - прогрессирующий, на котором за последний год анализируемого периода имеется рост числа ДТП до значений, указанных в табл. П 6.2 по сравнению со средним наблюдающимся уровнем аварийности;
III тип - затухающий, на котором за последний год имеется снижение числа ДТП по сравнению со средним наблюдавшимся уровнем аварийности в соответствии с табл. П 6.2.
По степени опасности участки концентрации ДТП следует подразделять на малоопасные, опасные и очень опасные, используя для этого показатель типа участков и величину коэффициента относительной аварийности. Количественные критерии оценки участков по степени опасности представлены в табл. П 6.3.
Таблица П 6.3
Степень опасности участка концентрации ДТП |
Значение показателей аварийности по участкам дорог | |||
вне населенных пунктов | в населенных пунктах | |||
коэффициент относительной аварийности |
тип участка концентрации ДТП |
коэффициент относитель- ной аварийности |
тип участка концентрации |
|
Мало опасный |
0,3-0,7 0,3-1,5 |
Стабильный Затухающий |
0,4-0,9 0,4-1,8 |
Стабильный Затухающий |
Опасный | 0,3-0,7 0,7-1,5 >1,5 |
Прогрессирующий Стабильный Затухающий |
0,4-0,9 0,9-1,8 >1,8 |
Прогрессирую- щий Стабильный Затухающий |
Очень опасный |
>0,7 >1,5 |
Прогрессирующий Стабильный |
>0,9 >1,8 |
Прогрессирую- щий Стабильный |
Степень опасности участков концентрации ДТП должна учитываться в качестве одного из критериев при планировании мероприятий по повышению безопасности движения и использоваться при установлении очередности проведения дорожных работ.
3. Участки концентрации ДТП обозначают на линейных покилометровых графиках ДТП, которые дорожно-эксплуатационные организации составляют для каждой дороги в отдельности. На графики в виде условных обозначений наносят данные о ДТП, значения коэффициентов происшествий, а также сведения о проведенных мероприятиях по повышению безопасности движения. Рекомендуемая форма линейного графика ДТП с примером его заполнения приведена ниже (оформление граф 3-6 графика должно предусматривать возможность корректировки содержащихся в них сведений).
Линейные графики ДТП составляют на все участки обслуживаемых дорог. В органах управления автомобильными дорогами допускается построение линейных графиков лишь для наиболее загруженных участков дорог с повышенным уровнем аварийности, автобусных маршрутов. Для федеральных дорог в органах управления дорогами необходимо иметь линейные графики на все их протяжение. Для более детального анализа аварийности линейные графики рекомендуют совмещать с сезонными графиками итогового коэффициента аварийности (построение сезонных графиков итогового коэффициента аварийности выполняют по методике, изложенной в ВСН 25-86), корректируемыми по мере проведения мероприятий, направленных на понижение итогового коэффициента.
4. Ежегодно для каждого участка концентрации ДТП с целью выявления причин его образования необходимо проводить анализ распределения происшествий по видам, времени суток и периодам года, учитывая причины и сопутствующие условия происшествий, зарегистрированные в журнале учета ДТП. В результате сопоставительного анализа количества ДТП в месте их концентрации и характера изменения эпюры сезонных графиков итогового коэффициента аварийности должны быть выявлены общие закономерности формирования аварийности на исследуемом участке. На основе имеющихся данных об условиях движения, а также непосредственного осмотра места концентрации ДТП, работники дорожно-эксплуатационных организаций назначают меры по снижению уровня аварийности.
5. Для объективной оценки результативности мероприятий, проводимых органами управления дорогами по обеспечению безопасности движения на обслуживаемой сети дорог, следует предусматривать проведение количественного анализа общего состояния аварийности на дорогах.
Исходными данными являются показатели, содержащиеся в таблице состояния аварийности, которую составляют по форме, указанной в приложении 3. Приведенные в ней значения позволяют количественно оценить состояние аварийности и основные тенденции ее изменения, связанные с дорожными условиями, на участках концентрации ДТП.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение 5 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ
6. Для определения уровня обеспечения безопасности движения на отдельных дорогах общего пользования устанавливается доля их участков, характеризуемых различной степенью опасности, рассчитывается общий показатель относительной протяженности участков концентрации ДТП (в долях единицы) по следующей формуле
П = a + k a + k a , (2)
1 1 2 2 3
где a , a , а - относительная аварийность (в долях единицы)
1 2 3 соответственно: малоопасных, опасных и очень опасных
участков;
k , k - безразмерные коэффициенты приведения участков дорог с
1 2 различной степенью опасности к малоопасным участкам
(k_1 = 2,2; k_2 = 4,0).
Оценка уровня обеспечения безопасности движения для дорог по результатам расчетов по формуле 2 определяется в соответствии с табл. П 6.4.
Таблица П 6.4
Значение П | Уровень безопасности движения на дороге |
Менее 0,01 0,01-0,07 0,07-0,15 Свыше 0,15 |
Высокий Удовлетворительный Низкий Критический |
Полученная оценка может быть использована для оценки степени опасности дорог для движения и оценки деятельности дорожных организаций по обеспечению безопасности движения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.