Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 25 декабря 2003 г. N КАС 03-603
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 декабря 2003 года гражданское дело по заявлению ООО "Алмаз-94" о признании недействующим абз.2 пункта 1 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 года N 174, в части включения в состав лицензируемого вида деятельности выполнение функций заказчика-застройщика (далее - Положение) по кассационной жалобе ООО "Алмаз-94" на решение Верховного Суда РФ от 02 октября 2003 года, которым заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ, объяснения представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по этим доводам представителя Правительства РФ, выслушав заключение прокурора, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
ООО "Алмаз-94" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт Положения не соответствует Гражданскому кодексу РФ, а также ст.17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ограничивает права заявителя на занятие предпринимательской деятельностью.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, полагая выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела. Кроме того, директор ООО "Алмаз-94" указал на то, что судом неправильно были применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда РФ.
В силу ст.17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ (с последующими изменениями) осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности подлежит лицензированию.
На основании ст.5 названного Федерального закона Правительство РФ своим постановлением от 21 марта 2002 года N 174 утвердило Положение "О лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом".
Согласно абз.2 пункта 1 данного Положения деятельность по строительству зданий и сооружений названных уровней ответственности включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Алмаз-94" требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в объем понятия "деятельность по строительству зданий и сооружений" входит не только производство работ по возведению зданий и сооружений, но и исполнение функций заказчика-застройщика, непосредственно связанных со строительством и являющихся его составной частью. Без выполнения этих функций производство работ по возведению объектов невозможно. В связи с этим довод заявителя, что отнесение оспариваемым пунктом Положения функций заказчика-застройщика к деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности означает установление дополнительного вида деятельности, подлежащего лицензированию, несостоятелен.
Анализ ст.ст.740, 743-750 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что в договоре строительного подряда заказчик принимает на себя обязанность создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ. Кроме того, заказчик представляет техническую документацию, обладает правом вносить в нее изменения, может обеспечивать строительство материалами или оборудованием, исполняет другие обязанности, указанные в статье 747 ГК РФ, а также осуществляет контроль и надзор за выполнением строительных работ.
Исполнение указанных обязанностей способно оказать влияние на безопасность выполняемых работ и на состояние окружающей среды.
В силу ст.4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Таким образом, лицензирование осуществляемых функций заказчиком-застройщиком отвечает целям, определенным в вышеуказанной норме закона.
Судом первой инстанции правомерно учтено также то обстоятельство, что и ранее изданными правовыми актами осуществление функций заказчика-застройщика также включалось в деятельность по строительству зданий и сооружений (Положение о заказчике-застройщике, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 02 февраля 1988 года N 16).
Материальный закон применен и истолкован судом правильно, решение постановлено с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Алмаз-94" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N КАС 03-603
Текст определения официально опубликован не был