Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2003 г. N 419-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Новгородской областной Думы о проверке конституционности подпункта 13 пункта 2 и подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в том числе, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, а также юридические лица и граждане, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц.

Также согласно подп.1 п.3 ст.5 указанного Закона от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

Законодательный орган субъекта РФ оспорил приведенные нормы в Конституционный Суд РФ, считая, что в силу своей неопределенности они допускают уплату органами местного самоуправления госпошлины в определенных ситуациях, в то время как данные органы во всех случаях выступают только в защиту общественных интересов. Непосредственной причиной обращения в Конституционный Суд послужило взыскание судом с органа местного самоуправления, проигравшего дело, судебных расходов, в том числе госпошлины.

Как указал Конституционный Суд, обращение тех или иных лиц за судебной защитой осуществляется в установленном законодательством порядке. Одним из условий данного порядка выступает уплата заинтересованным лицом государственной пошлины.

При этом госпошлина относится к федеральным налогам и сборам, поэтому само по себе ее установление не может рассматриваться как нарушение права на местное самоуправление, поскольку обязанность платить законно установленные налоги и сборы установлена ст.57 Конституции РФ.

В то же время согласно ст.20 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. В связи с этим на них распространяются общие правила процессуального законодательства о возмещении проигравшей стороной судебных расходов, к которым относится и госпошлина.

Таким образом, оспариваемые нормы Закона РФ "О государственной пошлине" освобождают органы местного самоуправления от уплаты госпошлины при обращении в суд, но не освобождает от обязанности по возмещению судебных расходов другой стороне в случае принятия решения в ее пользу.

Указывая на отсутствие неопределенности в оспариваемых нормах, Конституционный Суд отказал в принятии запроса.


Определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2003 г. N 419-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Новгородской областной Думы о проверке конституционности подпункта 13 пункта 2 и подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине"



Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 3