Решение Верховного Суда РФ от 24 октября 2003 г. N ГКПИ03-1029
13 декабря 2003 г.
Верховный Суд РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А, Ж.Б., Ж.В., Н.В. и других о признании несоответствующим закону Приложения N 8, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (в редакции Указа от 24 сентября 2002 г. N 1069) в части исключения из Перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности представительства Российской Федерации, представительства федерального органа исполнительной власти и представительства государственного органа при федеральном органе исполнительной власти за рубежом должностей: торговый советник и торговый атташе (далее Перечень), установил:
заявители обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемое Приложение N 8 в части исключения (невключения) из Перечня государственных должностей федеральной государственной службы должностей: торговый советник и торговый атташе не соответствует Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и нарушает их пенсионные права.
В судебном заседании заявители и их представитель К. заявленное требование поддержали и просили признать оспариваемое Приложение в указанной части недействующим со дня издания Указа Президента РФ о его утверждении.
Представитель Президента РФ в суд не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие и привлечь к участию в деле Правительство РФ.
Представители Правительства РФ против предъявленного требования по существу не возражали и полагали, что должности торгового советника и торгового атташе подлежат включению в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", указанных в оспариваемом Приложении.
Данные должности не были включены в этот Перечень, по их мнению, в связи с проводимой на период его утверждения реорганизацией торговых представительств.
Вопрос о включении названных должностей в указанный Перечень неоднократно обсуждался и согласовывался заинтересованными министерствами, но до настоящего времени остается нерешенным.
Выслушав объяснения заявителей и их представителя К., объяснения представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает этот акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено судом, Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 были утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы согласно приложениям NN 1-20. В частности, в Приложении N 8 к названному Указу Президента РФ предусмотрен Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности представительства Российской Федерации, представительства федерального органа исполнительной власти и представительства государственного органа при федеральном органе исполнительной власти за рубежом. В данный Перечень включены главные должности: торговый представитель РФ, уполномоченный РФ, а также ведущие должности, старшие должности и младшие должности государственной службы категории "В".
Занимаемые же заявителями до увольнения должности: торговый советник и торговый атташе аппаратов торговых советников Посольств Российской Федерации за рубежом в указанный Перечень не были включены.
По утверждению заявителей, находясь на должностях торговых советников и торговых атташе, они выполняли работу по обеспечению и исполнению полномочий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации во внешнеторговой деятельности за рубежом. Свою деятельность осуществляли на профессиональной основе, имели в подчинении государственных служащих, для которых принимаемые ими решения носили обязательный характер, и получали денежное содержание из средств федерального бюджета, т.е. их должности полностью отвечали предусмотренным законом признакам государственных должностей, учреждаемых государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, а поэтому они подлежали включению в указанный выше Перечень.
Исключение их должностей из данного Перечня лишает заявителей права на получение соответствующей пенсии по выслуге лет.
Эти утверждения заявителей подтверждаются материалами дела и фактически не оспариваются представителями Правительства РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что содержащийся в Приложении N 8 к Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", в части исключения из него государственных должностей: торговый советник и торговый атташе, не соответствует требованиям пп.3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и в связи с этим в указанной части не может являться законным.
Согласно статье 1 названного выше Федерального закона государственные должности подразделяются на:
должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов - государственные должности категории "А";
должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории "А" - государственные должности категории "Б";
должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий - государственные должности категории "В".
Под государственной службой в приведенном Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов (ст.2).
Осуществляя свою профессиональную деятельность в качестве торговых советников и торговых атташе, заявители обеспечивали полномочия соответствующего государственного органа Российской Федерации за рубежом, т.е. занимаемые ими должности в полной мере отвечали признакам государственной должности федеральной государственной службы категории "В".
Однако указанные должности не были включены в названный выше Перечень, как уже отмечалось выше, в связи с проводимой в тот период реорганизацией торговых представительств Российской Федерации.
В настоящее время, по мнению представителей Правительства РФ, Указ Президента Российской Федерации N 981 в оспариваемой части фактически не соответствует Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и Приложение N 8 к нему подлежит дополнению на предмет включения в Перечень указанных выше должностей.
Считая заявленное требование подлежащим удовлетворению, суд при этом не находит оснований для признания оспариваемого Указа Президента Российской Федерации в указанной части недействующим (незаконным) со дня его издания, как просят заявители, и полагает возможным признать его таковым в этой части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 и п.2 ст.253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление А., Ж.Б., Ж.В., Н. и других удовлетворить.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2003 г. N КАС 03-579 настоящее решение изменено, Приложение N 8, утвержденное Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981, в части не включения в этот Перечень должностей "торговый советник" и "торговый атташе" признано несоответствующим Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и недействующим со дня издания данного Указа, то есть с 3 сентября 1997 года
Признать Приложение N 8, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 (в редакции Указа от 24 сентября 2002 г. N 1069) "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" в части исключения из Перечня должностей: торговый советник и торговый атташе несоответствующим Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 октября 2003 г. N ГКПИ03-1029
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2003 г. N КАС 03-579 настоящее решение изменено, Приложение N 8, утвержденное Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981, в части не включения в этот Перечень должностей "торговый советник" и "торговый атташе" признано несоответствующим Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и недействующим со дня издания данного Указа, то есть с 3 сентября 1997 года