Решение Верховного Суда РФ от 29 октября 2003 г. N ГКПИ03-1139
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации закрытого административно-территориального образования Скалистый Мурманской области о признании недействующим абзаца 2 пункта 34 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30, установил:
приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила).
Пунктом 34 Правил предусмотрено, что при проезде в поездах пассажир должен занимать в вагоне место, указанное в его проездном документе (билете).
При посадке в поезд на промежуточных по ходу его следования станциях пассажиру выдается проездной документ (билет) с указанием номера вагона, но без указания номера места.
Администрация закрытого административно-территориального образования Скалистый (ЗАТО Скалистый) Мурманской области обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением в защиту прав неопределенного круга потребителей о признании недействующим абзаца 2 пункта 34 Правил.
В заявлении указано, что оспариваемое предписание Правил противоречит действующему законодательству, в частности, пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ущемляет право потребителей на равные условия заключения договора перевозки, поскольку потребители, приобретающие билеты на промежуточных станциях, лишены возможности заключить договор перевозки с указанием места, то есть на таких же условиях, как и пассажиры, приобретающие билеты на начальной станции.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, направив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители Министерства путей сообщения Российской Федерации, представитель Министерства юстиции Российской Федерации требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание нормативного правового акта действующему законодательству не противоречит.
Представители МПС России, в частности, пояснили, что порядок и сроки продажи проездных документов (билетов) зависят от технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта. Используемая в настоящее время на железнодорожном транспорте технология продажи билетов с помощью автоматизированной системы "Экспресс" не позволяет при продаже билетов на промежуточных станциях указывать номер места в вагоне. Кроме того, имеется 1446 железнодорожных станций, в основном промежуточных, на которых терминалы автоматизированной системы "Экспресс" отсутствуют и проездные документы (билеты) продаются с использованием ручной технологии.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит, что заявление ЗАТО Скалистый не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
С доводом заявителя о том, что оспариваемое предписание Правил противоречит вышеприведенной норме Закона, поскольку ущемляет права потребителей, приобретающих билеты на промежуточных станциях, по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, суд согласиться не может.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Статьей 82 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа.
Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа - багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями.
Порядок исчисления размера платы за проезд пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа и взимания с пассажиров и отправителей такой платы определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.
Формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.
Анализ вышеприведенных положений, а также положений статей 83, 84 названного Закона не позволяет сделать вывод о том, что перевозчик во всех случаях продажи проездных документов (билетов) обязан указывать в них номер места в вагоне.
Такой вывод не следует и из содержания Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила оказания услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 277.
В соответствии с пунктом 15 Правил оказания услуг порядок и сроки продажи проездных документов (билетов) определяются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта.
Правила оказания услуг предусматривают, в частности, обязанность перевозчика по предоставлению пассажиру свободного места в вагоне определенной категорийности, условия смены пассажирами категорийности вагона, устанавливают сроки годности проездных документов (билетов).
Нормы, закрепляющей в качестве обязательного условия перевозки пассажира, садящегося в поезд на промежуточной станции, указание в проездном документе (билете) конкретного места в вагоне, Правила оказания услуг не содержат.
Условия обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте определяются категорийностыо вагона, а не номером места в этом вагоне.
При посадке в поезд на промежуточной станции пассажир занимает место в вагоне, указанное ему проводником. При этом данному пассажиру предоставляется тот же комплекс услуг, что и пассажирам, купившим билеты на станциях формирования или оборота поезда.
Следовательно, доводы заявителя о несоответствии оспариваемого предписания Правил статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" необоснованны.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления администрации закрытого административно-территориального образования Скалистый Мурманской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 29 октября 2003 г. N ГКПИ03-1139
Текст решения официально опубликован не был