Решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2003 г. N ГКПИ03-958
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18 мая 2004 г. N КАС04-183 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании недействующими пунктов 2, 4, 8 "Порядка проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. N 222, а также пунктов 2, 4, 5, 8 Правил выплаты в 2002 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 152, установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации N 222 от 19 марта 2001 года утвержден "Порядок проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", в соответствии с которым в пункте 2 и 8 указаны категории граждан, имеющим право на получение компенсации, в пункте 4 установлены категории вкладов и размер предварительной компенсации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 152 утверждены "Правила выплаты в 2002 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", действие которых продлено на 2003 год постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2003 года N 85 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" (с изменениями от 14 мая 2003 г.) согласно которым, установлены в пунктах 2, 4, 5, 8 категории граждан и размеры предварительной компенсации.
Д. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, полагая оспариваемый им нормативный правовой акт нарушающим его права и не соответствующим ст.395 ГК РФ, Соглашению о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР от 13 марта 1992 г., ст.4 ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ" и ст.35 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании Д. поддержал свои требования в том же объеме и по тем же основаниям.
Определением Верховного Суда РФ от 17 октября 2003 года дело прекращено в части требований заявителя об оспаривании указанных им нормативных правовых актов, по которым ранее Верховным Судом РФ была дана правовая оценка (см. решение Верховного Суда РФ от 14 марта 2002 г. N ГКПИ01-1670).
Представители Правительства Российской Федерации в лице представителей Министерства финансов Российской Федерации просили заявление оставить без удовлетворения, так как оспариваемые нормативные акты приняты Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, действующему законодательству не противоречат.
Заслушав заявителя, представителей Правительства РФ и заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей заявление необходимым отклонить, Верховный Суд РФ не находит оснований к удовлетворению заявления.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации в соответствии со ст.ст.114, 115 Конституции Российской Федерации, ст.ст.12 - 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.), возложенную на него Конституцией Российской Федерацией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" Государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств: в том числе на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года, в соответствии со ст.12 которого порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами.
Президентом Российской Федерации в целях реализации положений данного Закона 8 апреля 1996 года был издан Указ N 494 "О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации", которым на Правительство Российской Федерации возложено подготовить механизм индексации вкладов, механизм погашения долга для вкладчиков Сберегательного банка Российской Федерации, при разработке федерального бюджета на соответствующий год предусматривать средства, необходимые для компенсации обесценивавшихся сбережений граждан.
Как следует из федеральных законов о бюджете, Российской Федерацией такие средства выделяются. Так, в соответствии со ст.130 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и ст.112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" на Правительство РФ возложена обязанность утверждения порядка предварительной компенсации вкладов отдельным категориям граждан Российской Федерации.
Во исполнение упомянутых норм законов Правительством РФ были приняты оспариваемые заявителем постановления.
Правомерность таким образом компенсации сбережений граждан Российской Федерации была подтверждена в решении Европейского Суда по правам человека от 29 августа 2002 года "По вопросу приемлемости жалобы N 67578/01 Владимира Михайловича Апполонова (Appolonov) против Российской Федерации", где было указано, что ст.1 Протокола N 1 не вменяет в обязанность государству поддерживать покупательную способность денежных сумм, размещенных в финансовых институтах (см. решение Европейской Комиссии по делу "X. против Федеративной Республики Германия" (X. v. Federal Republic of Germany) от 6 марта 1980 г., жалоба N 8724/79, Decisions and Reports, p. 226; решение Европейского Суда по делу "Рудзинска против Польши" (Rudzinska v. Poland) от 7 сентября 1999 г., жалоба N 45223/99, ECHR 1999-VI; или в качестве более свежего прецедента - решение Европейского Суда по делу "Гайдук и другие против Украины" (Gayduk and Others v. Ukraine) от 2 июля 2002 г., жалоба N 45526/99, ECHR 2002).
Европейский Суд также отмечает, что государство тем не менее взяло такое обязательство с принятием Закона о сбережениях для того, чтобы создать схему государственной поддержки, направленную на переоценку денежных сумм, размещенных во вкладах в банке до 20 июня 1991 г. Закон о сбережениях предусматривает перевод сбережений в специальные долговые обязательства, являющиеся государственными ценными бумагами, которые гарантируют ту же покупательную способность, которую обеспечивала национальная валюта в 1990 году.
Из этого следует, что Правительство Российской Федерации приняло оспариваемые нормативные акты в соответствии с действующим законодательством, а приведенные в заявлении доводы о необходимости немедленной и полной компенсации денежных вкладов, мотивированные ссылкой на указанные в нем нормы законов и международного законодательства являются безосновательными, поскольку основаны на их ошибочном понимании.
Как следует из представленных заявителем документов, он является вкладчиком Сберегательного банка Российской Федерации, чьи денежные вклады требуют компенсации и которая будет произведена в соответствии с установленным законодательством порядком.
Таким образом, Правительством Российской Федерации оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции, федеральному законодательству не противоречит, а поэтому в силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявлений следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 253 ч.1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
заявление Д. о признании недействующими пунктов 2, 4, 8 "Порядка проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. N 222, а также пунктов 2, 4, 5, 8 Правил выплаты в 2002 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 152 оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжалованию в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2003 г. N ГКПИ03-958
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18 мая 2004 г. N КАС04-183 настоящее решение оставлено без изменения