Положение о Департаменте судебных приставов
(утв. приказом Минюста РФ от 18 сентября 2003 г. N 227)
I. Общие положения
1. Департамент судебных приставов (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью Службы судебных приставов Минюста России.
Общее руководство деятельностью Департамента осуществляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр). Департамент входит в состав Службы судебных приставов Минюста России, возглавляемой заместителем Министра - Главным судебным приставом Российской Федерации.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 21.07.97 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" и от 21.07.97 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Регламентом Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 12.06.2003 N 150, приказами и распоряжениями Минюста России, а также Регламентом Департамента и настоящим Положением.
3. Деятельность Департамента строится на основе планов основных организационных мероприятий Минюста России, планов и решений коллегии, приказов и распоряжений Минюста России, планов работы Департамента, поручений Министра, заместителя Министра - Главного судебного пристава Российской Федерации. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Минюста России, его федеральными управлениями по федеральным округам, территориальными органами и учреждениями.
4. Департамент возглавляет заместитель Главного судебного пристава Российской Федерации - руководитель Департамент (далее - руководитель Департамента), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром по представлению заместителя Министра - Главного судебного пристава Российской Федерации.
5. Руководитель Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром по представлению руководителя Департамента и согласованию с заместителем Министра - Главным судебным приставом Российской Федерации.
6. Структура и штатное расписание Департамента утверждаются приказом Минюста России.
7. В структуру Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности службы судебных приставов, которые осуществляют свою работу в соответствии с положениями о них и настоящим Положением.
8. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности осуществляются Департаментом в установленном Минюстом России порядке.
II. Основные задачи, функции и права Департамента
9. Основными задачами Департамента являются:
1) организационно-методическое руководство деятельностью Службы судебных приставов Минюста России во взаимодействии с территориальными органами Минюста России по субъектам Российской Федерации, федеральными управлениями Минюста России по федеральным округам, которое осуществляется по следующим направлениям:
- исполнение судебных актов и актов других органов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве";
- обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах";
- организация уголовного преследования лиц, совершивших преступления против правосудия, принятие мер к раскрытию этих преступлений, полному, всестороннему и объективному расследованию уголовных дел, отнесенных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к компетенции службы судебных приставов;
- принятие мер воздействия, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, к лицам, совершившим административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и против порядка управления;
2) совершенствование законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов;
3) создание условий для эффективной деятельности службы судебных приставов Минюста России.
10. Департамент в рамках закрепленной за ним компетенции осуществляет следующие функции:
1) контроль за состоянием и и эффективностью исполнения службами судебных приставов территориальных органов Минюста России (далее - службы судебных приставов) задач и функций, возложенных на них нормативными правовыми актами о судебных приставах и исполнительном производстве;
2) изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере деятельности судебных приставов, разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по ее совершенствованию;
3) изучает деятельность территориальных органов Минюста России по организационному и методическому руководству службами судебных приставов, а также федеральных управлений Минюста России по федеральным округам по контролю за работой территориальных органов Минюста России в части деятельности служб судебных приставов;
4) оказывает методическую помощь главным судебным приставам субъектов Российской Федерации по вопросам исполнения юрисдикционных актов, обеспечения установленного порядка деятельности судов, а также по вопросам, относящимся к исполнению международных договоров о взаимной правовой помощи на территории Российской Федерации, в части, касающейся исполнения судебных решений;
5) организует производство предварительного расследования в форме дознания по наиболее сложным и имеющим повышенное общественное значение уголовным делам о преступлениях против правосудия;
6) по поручению заместителя Министра - Главного судебного пристава Российской Федерации обеспечивает силами Департамента поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам, расследованным Департаментом;
7) организует работу по защите материальных интересов Минюста России в судах и арбитражных судах, обеспечивает соответствующее методическое обеспечение;
8) подготавливает предложения по совершенствованию законодательства о судебных приставах и об исполнительном производстве, а также по приведению подзаконных актов в соответствие с действующим законодательством;
9) разрабатывает проекты приказов, распоряжений Минюста России по вопросам деятельности службы судебных приставов;
10) участвует в проведении юридической экспертизы проектов законодательных и нормативных правовых актов в части, касающейся деятельности службы судебных приставов;
11) осуществляет в случаях и порядке, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, обмен правовой информацией с иностранными государствами;
12) ведет в установленном порядке переписку с органами юстиции иностранных государств, российскими посольствами за границей и министерствами иностранных дел Российской Федерации и государств ближнего и дальнего зарубежья по вопросам исполнительного производства;
13) проводит плановые и внеплановые проверки в службах судебных приставов, участвует в комплексных проверках, проводимых Минюстом России;
14) по поручению Министра юстиции Российской Федерации организует заслушивание на оперативных совещаниях при Главном судебном приставе Российской Федерации отчетов главных судебных приставов субъектов Российской Федерации по управлению службами судебных приставов;
15) участвует совместно с Департаментом государственной службы и кадров в работе по подбору главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, а также кандидатур на замещение главных и старших государственных должностей в Департаменте;
16) осуществляет совместно с Департаментом государственной службы и кадров мероприятия по повышению квалификации судебных приставов, специалистов-дознавателей;
17) обеспечивает взаимодействие с Департаментом материально-технического обеспечения, Финансово-экономическим департаментом и Главным управлением исполнения наказаний Минюста России по вопросам ресурсного обеспечения службы судебных приставов вооружением, боеприпасами, специальными средствами и средствами связи;
18) участвует в разработке и обеспечении служб судебных приставов унифицированными программно-техническими средствами и технологиями автоматизации исполнительного производства, контроля исполнения, сбора, обработки и анализа правовой информации, а также в создании и ведении баз данных, необходимых для решения вопросов исполнительного производства;
19) обеспечивает рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан в порядке, установленном в центральном аппарате Минюста России; ведет прием посетителей по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
20) анализирует и обобщает практику рассмотрения судами общей юрисдикции, арбитражными судами жалоб на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей;
21) взаимодействует с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по вопросам деятельности службы судебных приставов;
22) организует взаимодействие с органами государственной власти, научными учреждениями и общественными организациями по вопросам, связанным с обеспечением установленного порядка деятельности судов, созданием условий для исполнения судебных актов и актов других органов, эффективности применения санкций за уголовные и административные правонарушения;
23) осуществляет иные функции в соответствии с Федеральными законами "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".
11. Департамент в целях осуществления своих функций имеет право
1) разрабатывать предложения по совершенствованию структуры и организации деятельности Департамента, служб судебных приставов субъектов Российской Федерации;
2) запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений Минюста России и его территориальных органов материалы и информацию, необходимые для доклада руководителям Минюста России, рассмотрения жалоб и обращений, а также совершенствования деятельности службы судебных приставов;
3) вносить Министру юстиции Российской Федерации и заместителю Министра - Главному судебному приставу Российской Федерации предложения о проведении комплексных, тематических и контрольных проверок службы судебных приставов;
4) участвовать в комплексных и иных проверках, проводимых Минюстом России;
5) привлекать в установленном порядке специалистов других подразделений центрального аппарата Минюста России, федеральных управлений Минюста России по федеральным округам и территориальных органов Минюста России по субъектам Российской Федерации для участия в плановых и внеплановых проверках служб судебных приставов субъектов Российской Федерации;
6) на основании информационных и аналитических материалов, проведенных проверок вносить заместителю Министра - Главному судебному приставу Российской Федерации предложения об устранении выявленных недостатков и нарушений, а также предложения об ответственности виновных должностных лиц;
7) истребовать в установленном порядке из территориальных органов Минюста России предусмотренные в отчетных и статистических материалах сведения о деятельности служб судебных приставов;
8) запрашивать в установленном порядке необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц по вопросам, касающимся службы судебных приставов;
9) по указанию руководства Минюста России направлять своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых органами государственной власти, государственными и общественными организациями, учреждениями;
10) направлять для изучения в научные и научно-исследовательские учреждения Минюста России проекты нормативных правовых актов, методических и инструктивных материалов по вопросам регламентации деятельности Службы судебных приставов и запрашивать соответствующие заключения по ним;
11) привлекать в установленном порядке для разработки нормативных, методических и инструктивных материалов специалистов подразделений центрального аппарата Минюста России, работников учебных и научных учреждений Минюста России;
12) вносить предложения об улучшении условий труда, материального обеспечения и социально-бытового обслуживания работников Службы судебных приставов Минюста России.
III. Права, обязанности и ответственность руководителя Департамента
12. Руководитель Департамента имеет право
1) распределять обязанности между своими заместителями;
2) принимать в пределах полномочий Департамента самостоятельные решения по всем вопросам, относящимся к сфере деятельности службы судебных приставов;
3) вносить руководству Минюста России предложения по улучшению деятельности службы судебных приставов, увеличению численности работников служб судебных приставов субъектов Российской Федерации, совершенствованию действующего законодательства в сфере деятельности Службы судебных приставов, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
4) давать главным судебным приставам субъектов Российской Федерации обязательные для исполнения поручения по вопросам деятельности Службы судебных приставов по согласованию с заместителями Министра - Главным судебным приставом Российской Федерации;
5) вносить предложения и замечания по проектам приказов, распоряжений, планов работы Минюста России по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
6) разрабатывать проекты планов работы Департамента и представлять их на утверждение заместителю Министра - Главному судебному приставу Российской Федерации;
7) утверждать Положения об отделах и текущие платы работы Департамента;
8) использовать процессуальные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации для органа дознания, лично проводить дознание по делам, подследственным службе судебных приставов, участвовать в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий по уголовным делам, находящимся в производстве Департамента;
9) осуществлять в установленном порядке полномочия по применению норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, к лицам, совершившим административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти;
10) представлять Минюст России в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях и организациях по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
11) готовить предложения о назначении работников Департамента, их поощрении, аттестации, наложении дисциплинарных взысканий на них и присвоении им классных чинов;
12) вносить предложения по представлению работников Департамента к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;
13) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами и настоящим Положением.
13. Руководитель Департамента обязан
1) осуществлять руководство Департаментом;
2) организовывать своевременное исполнение приказов, распоряжений и иных актов Минюста России;
3) обеспечивать взаимодействие Департамента с соответствующими структурами Аппарата Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, структурными подразделениями центрального аппарата Минюста России;
4) осуществлять контроль за состоянием работы по эффективной защите материальных интересов в судах;
5) организовывать совместно с Департаментом государственной службы и кадров направление на учебу работников Департамента;
6) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством.
Руководитель Департамента несет персональную ответственность за организацию работы в Департаменте, исполнение приказов и распоряжений Минюста России по вопросам деятельности службы судебных приставов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Департаменте судебных приставов (утв. приказом Минюста РФ от 18 сентября 2003 г. N 227)
Текст положения опубликован в Бюллетене службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, декабрь 2003 г., N 4
Приказом Минюста РФ от 29 апреля 2005 г. N 52 настоящее положение признано утратившим силу