Приказ Минтранса РФ от 29 декабря 2003 г. N 221
"Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации"
27 декабря 2010 г.
В соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 16 августа 1994 г. N 69 "Об утверждении и введении в действие Положения о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 1994 г., регистрационный N 665).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Н.Г.Смирнова.
Министр |
С.Франк |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2004 г.
Регистрационный N 5493
Приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 г. N 296 в настоящее Положение внесены изменения
Положение
по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации
(утв. приказом Минтранса РФ от 29 декабря 2003 г. N 221)
27 декабря 2010 г.
I. Общие положения
1. Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"* (далее - КВВТ).
2. Настоящее Положение устанавливает порядок расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях Российской Федерации.
Настоящее Положение не распространяется на транспортные происшествия с военными, пограничными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемыми исключительно в некоммерческих целях.
3. Расследование и классификация транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта"** осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) и её территориальными органами.
4. Целью проведения расследования транспортных происшествий является установление причин транспортных происшествий с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.
Расследование транспортного происшествия включает сбор и анализ информации о транспортном происшествии, установление факторов, выявление причин, приведших к транспортному происшествию, подготовку рекомендаций по предупреждению транспортных происшествий в будущем и рекомендаций по вопросам обеспечения безопасности судоходства.
II. Классификация транспортных происшествий
5. Транспортные происшествия классифицируются на аварии и инциденты.
6. К аварии следует относить:
транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);
затопление самоходных судов мощностью более 225 киловатт и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн;
посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;
разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.
7. К инциденту следует относить:
все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;
посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.
8. Виды транспортных происшествий:
соприкосновение между собой судов, составов, находящихся на ходу (столкновение);
соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом и др. (удар);
затопление судов;
посадка на мель;
повреждение гидротехнических сооружений.
9. Причины транспортных происшествий:
невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;
нарушение командным составом трудовой дисциплины;
выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки);
неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода;
технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки;
невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства;
наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.
III. Расследование транспортных происшествий
10. О случаях транспортного происшествия с судами, плотовыми составами, повреждениях гидротехнических сооружений на внутренних водных путях капитан, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда или другое должностное лицо обязаны известить в кратчайший срок ближайшее подразделение бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - БОГУ на ВВТ) и территориальный орган Ространснадзора, судовладельца и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия. Примерный перечень сведений, передаваемых судовладельцу, территориальному органу Ространснадзора, диспетчерскому аппарату БОГУ по транспортному происшествию, содержится в приложении N 1.
11. Диспетчер БОГУ на ВВТ, судовладелец, диспетчер порта, другой транспортной организации, района водных путей и судоходства (района гидросооружений), государственный транспортный инспектор (далее - инспектор) территориального органа Ространснадзора, получившие информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывают о случившемся своим руководителям по подчиненности.
12. Руководители БОГУ на ВВТ, территориальный орган Ространснадзора об авариях информируют Ространснадзор и органы прокуратуры по месту происшествия.
13. Капитан (командир) судна или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия:
принимает меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия;
при аварии поддерживает постоянную связь с судовладельцем, диспетчером, осуществляющим руководство движением флота на этом участке БОГУ, территориальным органом Ространснадзора;
в течение суток составляет в 3 экземплярах акт транспортного происшествия с указанием сведений, содержащихся в приложении N 2. Первый экземпляр акта транспортного происшествия с документами согласно приложению N 2 направляется в территориальный орган Ространснадзора, второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия.
Акты о транспортных происшествиях с судами при повреждениях гидротехнических сооружений и плотов оформляются с участием представителей их владельцев.
При двух и более участниках транспортного происшествия возможно составление совместного акта, в случаях разногласий акт составляется с каждым участником отдельно.
В случае, когда транспортное происшествие связано с неудовлетворительным содержанием пути, акт составляется с участием работников пути.
14. До получения разрешения территориального органа Ространснадзора судам запрещается покидать место транспортного происшествия. В случае невозможности связаться с территориальным органом Ространснадзора в связи с удаленностью места происшествия и отсутствием связи капитан обязан принять все меры по документированию факта и обстоятельств происшествия и продолжить движение судна до ближайшего пункта дислоцирования территориального органа Ространснадзора.
15. Судовладельцы и владельцы гидротехнических сооружений в случае транспортного происшествия должны:
сообщить в территориальный орган Ространснадзора, в зоне ответственности которого оно произошло, а об аварии дополнительно сообщить в прокуратуру;
указать в информации время и место, причины и обстоятельства транспортного происшествия, характер полученных повреждений и принятые меры по ликвидации его последствий;
установить капитану (командиру) судна конкретное время предоставления последующей информации;
выезжать при необходимости на место для руководства работами по ликвидации последствий транспортного происшествия.
16. Расследование транспортных происшествий проводится в следующие сроки:
с пассажирскими судами - до 10 суток;
с другими судами, толкаемыми или буксируемыми составами (в том числе плотовыми) и гидротехническими сооружениями - до 20 суток;
при выяснении сложных причин и необходимости дорасследования транспортных происшествий указанные сроки по решению начальника территориального органа Ространснадзора могут быть увеличены до 20 суток.
Время расследования исчисляется с момента получения акта о транспортном происшествии до вынесения постановления начальником территориального органа Ространснадзора. Транспортное происшествие, информация о котором поступила в Ространснадзор по истечении 10 суток (скрытое транспортное происшествие), расследуется с момента его обнаружения и сроками не ограничивается.
17. Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий транспортного происшествия и работ по восстановлению движения на данном участке судоходного пути.
18. Решение о расследовании скрытого транспортного происшествия принимает начальник территориального органа Ространснадзора.
19. Инспекторы территориального органа Ространснадзора в ходе расследования транспортного происшествия:
берут письменные показания и в письменной форме уточняют вопросы по существу дела у лиц, прямо или косвенно имеющих к нему отношение, производят, приобщают к материалам расследования магнитофонные записи береговых радиостанций, фотографии и видеоматериалы;
запрашивают у должностных лиц документы и материалы, необходимые для уточнения обстоятельств транспортного происшествия;
получают заключения работников Российского Речного Регистра, организаций, лабораторий, научных учреждений и специально создаваемых комиссий по вопросам уточнения или раскрытия обстоятельств и причин транспортного происшествия;
при необходимости для уточнения обстоятельств происшествия проводят эксперимент;
направляют на прохождение медицинского освидетельствования участников транспортного происшествия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
К материалам, предусмотренным настоящим Положением для целей расследования, относящимся к обстоятельствам транспортного происшествия с иностранным судном, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык.
20. Расследование транспортного происшествия производится территориальным органом Ространснадзора, в зоне ответственности которого оно произошло.
При уходе судна, допустившего транспортное происшествие, с места происшествия, недостаточности полученных первичных документов сбор документов производится инспекторами территориального органа Ространснадзора по месту нахождения судна с последующим направлением документов в территориальный орган Ространснадзора по месту происшествия.
21. Задачи расследования транспортных происшествий:
оценка соответствия судна, экипажа, оборудования требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания;
установление обстоятельств, причин и последствий аварии или инцидента;
оценка действий причастных к транспортному происшествию должностных лиц;
выявление должностных лиц, действия которых привели или способствовали возникновению транспортного происшествия, с указанием невыполненных позиций нормативных документов;
классификация транспортного происшествия.
22. На основании представленных документов государственный инспектор территориального органа Ространснадзора готовит мотивированное заключение по транспортным происшествиям.
23. Выделение технических средств и возмещение затрат по проведению экспертиз, экспериментов, натурных исследований, медицинского освидетельствования осуществляются в установленном порядке.
IV. Порядок рассмотрения материалов расследования транспортных происшествий
24. Начальник территориального органа Ространснадзора по материалам расследования:
определяет причину, вид, классификацию транспортного происшествия, владельцев судов или гидросооружений, выносит решение по заключению о транспортном происшествии;
в случае необходимости направляет материалы на дорасследование с продлением срока расследования до 20 суток. В этом случае ставятся конкретные вопросы, которые необходимо выяснить в ходе дополнительного расследования, и определяется, какими документами необходимо дополнять материалы расследования;
направляет заключение, постановление и решение по транспортным происшествиям владельцам судов и гидротехнических сооружений - участникам происшествия;
направляет заключения по расследованным транспортным происшествиям по итогам за месяц в Ространснадзор, а также в территориальный орган Ространснадзора по месту регистрации судов.
26. При несогласии с заключением по аварии или транспортному происшествию, утвержденным решением территориального органа Ространснадзора, жалоба направляется на рассмотрение в Ространснадзор в десятидневный срок со дня получения копии решения территориального органа Ространснадзора.
По результатам рассмотрения жалобы на заключение по аварии или транспортному происшествию Ространснадзор выносит окончательное решение:
об утверждении заключения территориального органа Ространснадзора;
об организации повторного расследования комиссией Ространснадзора.
Информация о принятом Ространснадзором решении направляется заявителю жалобы и в территориальный орган Ространснадзора, проводившего расследование.
27. Территориальный орган Ространснадзора направляет материалы расследования по авариям в прокуратуру.
Территориальный орган Ространснадзора, расследующий транспортные происшествия по запросу судовладельца, направляет ему копии материалов расследования.
V. Отчетность и учет
28. Транспортные происшествия могут учитываться владельцами судна или гидротехнического сооружения. Отнесение транспортного происшествия на учет этих или иных организаций указывается в постановлении начальника территориального органа Ространснадзора в зависимости от степени ответственности.
29. Транспортные происшествия, последовавшие по причине неудовлетворительного содержания пути и гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода, сигнализации на гидротехнических сооружениях, относят на учет БОГУ и владельцев гидротехнических сооружений.
30. Поступившие сведения о транспортных происшествиях, а также выявленные инспекторами территориального органа Ространснадзора транспортные происшествия регистрируются территориальным органом Ространснадзора, в зоне ответственности которого произошло транспортное происшествие.
31. Вопросы имущественной ответственности по результатам транспортных происшествий (спасательные операции, технические, коммерческие и другие) рассматриваются в установленном порядке.
32. Все аварии и инциденты на внутренних водных путях Российской Федерации регистрируются в территориальном органе Ространснадзора, а также владельцами судов и гидротехнических сооружений в специальных журналах.
33. Территориальные органы Ространснадзора представляют Ространснадзор отчет об авариях за прошедший месяц по установленной форме.
------------------------------
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3345; 2006, N 41, ст. 4256; N 52 (ч. III), ст. 5587; 2007 N 52, ст. 6472; 2008, N 26, ст. 3063; N 31, ст. 3743; N 46, ст. 5337; N 46, ст. 5349; 2009, N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 25, ст. 3170; N 26, ст. 3350.
Приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 г. N 296 в название настоящего приложения внесены изменения
Приложение N 1
к Положению (п. 10)
Примерный перечень
сведений, передаваемых судовладельцу, территориальному органу Ространснадзора, диспетчерскому аппарату БОГУ по транспортному происшествию
27 декабря 2010 г.
1. Дата, местное время, название транспортного объекта, принадлежность.
2. Место происшествия, километр на навигационной карте, ближайший населенный пункт, порт (пристань), гидротехническое сооружение и т.п.
3. Откуда и куда следует транспортный объект, в грузу или балласте, род груза и его количество, число пассажиров, сведения о судах состава, его общие размеры и осадка.
4. Гидрометеорологические условия, направление и сила ветра, волнение, видимость.
5. Наличие навигационных знаков на штатных местах и их исправность.
6. Сведения о вахтенных ходовой рубки и машинного отделения (фамилия, имя, отчество, должность, наличие диплома).
7. Краткие сведения о другом объекте транспортного происшествия.
8. Сведения о происшедшем (вид транспортного происшествия, наличие и характер повреждений, жертвы и телесные повреждения, загрязнение окружающей среды).
9. Другие сведения, позволяющие оценить транспортное происшествие и принять решение о необходимости привлечения технических средств для оказания помощи и ликвидации последствий.
Приложение N 2
к Положению (п. 13)
Сведения, включаемые в акт транспортного происшествия
27 декабря 2010 г.
1. Дата, сведения о составителях (должность, фамилия, имя, отчество, а для свидетелей - местожительство каждого).
2. Основные данные о транспортных объектах и гидротехнических сооружениях (название, тип, мощность, грузоподъемность, габариты, род груза и др.).
3. Сведения о вахтенных начальниках - участниках транспортного происшествия (должность, возраст, специальное образование, общий стаж работы на речном транспорте, в командных должностях и занимаемой должности, рабочий диплом или свидетельство, дата их получения и кем выданы).
4. Гидрологическая характеристика участка, на котором произошло транспортное происшествие, состояние погоды, видимость, габариты судового хода и их соответствие объявленным, наличие навигационных знаков на штатных местах и их соответствие нормативным требованиям и др.
5. Оценка действий причастных лиц перед транспортным происшествием и обстоятельств, имеющих отношение к нему.
6. Обстоятельства транспортного происшествия (подробное описание происшествия с указанием последовательности всех маневров, скорости хода, распоряжений, команд, сигналов и т.д.).
7. Последующие действия экипажа, включая действия по ликвидации последствий транспортного происшествия, спасанию людей и груза.
8. Количество травмированных или погибших людей, их фамилии, имена, места жительства, годы рождения.
9. Повреждения корпуса, механизмов, движителей, рулевых устройств, которые должны быть оформлены техническим актом.
10. Последствия повреждения (затопление отсеков, утрата или порча груза, загрязнение окружающей среды, возможность движения и т.п.).
Приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 г. N 296 в пункт 11 настоящего приложения внесены изменения
11. Соответствие сплотки плота и оборудования требованиям сплотки и формирования плота.
Первый экземпляр акта транспортного происшествия с приложениями направляется в территориальный орган Ространснадзора, второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия.
К акту транспортного происшествия прилагаются следующие документы:
выписка из вахтенного (судового) журнала за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспортным происшествием, в момент происшествия и после него;
выписка из машинного и других журналов, если их ведение предусмотрено на данном транспортном объекте и если это необходимо;
показания всех причастных лиц, в первую очередь вахтенных, и свидетельские показания, если они имеются;
схема с обозначением места транспортного происшествия и последовательных расположений транспортных объектов;
копия навигационной карты участка транспортного происшествия;
акт о технических повреждениях;
другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к транспортному происшествию.
Все представляемые документы должны быть заверены подписью капитана (командира) транспортного объекта и скреплены судовой печатью.
Определяется порядок расследования, классификации и учета транспортных происшествий на внутренних водных путях, открытых для судоходства, за исключением устьевых участков рек с морским режимом с судами, подлежащими государственной регистрации в Государственном судовом реестре и введенными в эксплуатацию, а также с судами, осуществляющими плавание на внутренних водных путях РФ.
Приводится классификация транспортных происшествий с судами, находящимися в эксплуатации, повлекших тяжкие телесные повреждения или гибель людей, затопление или конструктивные разрушения судов и повреждения судами гидросооружений, разливы нефти и нефтепродуктов, прекращение движения флота, посадки на мель.
Приказ Минтранса РФ от 29 декабря 2003 г. N 221 "Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2004 г.
Регистрационный N 5493
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 5 февраля 2004 г. N 20, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 23 февраля 2004 г. N 8
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса РФ от 27 декабря 2010 г. N 296
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа