Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 29 декабря 2003 г. N 04-05-06/53
Вопрос: Русская Православная Церковь на протяжении веков всегда служила своему народу и способствовала созиданию Государства Российского. И в настоящее время, когда минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Церковь постигла година тяжких испытаний, Церковь вновь возрождает свое социальное служение на благо нашего Отечества.
Однако, к сожалению, приходится констатировать, что за последние годы Государственной Думой был принят ряд законов, в том числе и по налогообложению, применение которых прямо или косвенно подрывает экономические возможности Церкви действенно служить обществу. Сегодня наши монастыри и приходы, находясь, по сути, на грани выживания и восстанавливая из руин порушенные храмы, должны при этом постоянно доказывать, что денежные средства, поступившие в качестве пожертвований, не являются их доходом (прибылью), а их имущество используется не для извлечения прибыли, а для достижения общественно полезных целей.
Суть проблемы в данном случае, по-видимому, заключается в том, что некоторые государственные деятели не желают понять, что Церковь и иные религиозные организации являются некоммерческими и бесприбыльными. Это нам приходилось доказывать и когда принималась глава Налогового кодекса о налоге на прибыль, и во многих других случаях. Такое положение повторяется и сейчас в связи с принятием Государственной Думой 17 октября сего года 30 главы "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса.
Согласно этому проекту закона налогом облагается имущество нерелигиозного назначения. В такой ситуации Церкви придется свернуть многие свои общественно значимые программы, поскольку здания и имущество богаделен, детских лагерей отдыха, приютов, яслей, домов для паломников, социальных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, и тому подобного, по замыслу законодателя, должны будут облагаться налогом.
Кроме того, в связи с таким подходом к налогообложению и сама религиозная деятельность наших монастырей, духовных школ, епархий и приходов будет поставлена под удар. Ведь все их имущество и технические средства, непосредственно не связанные с ведением религиозной деятельности, но необходимые им для ее нормального осуществления, будут подлежать налогообложению.
В связи с изложенным убедительно просим Вас, Владимир Владимирович, принять личное участие в решении данного важного для Церкви вопроса и сохранить действующее ныне освобождение от налогообложения имущества религиозных организаций.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше обращение к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации и, в связи с высказанной в нем обеспокоенностью порядком налогообложения имущества религиозных организаций, вступающим в действие с 01.01.2004 г., сообщает следующее.
Порядок налогообложения имущества организаций, включая и религиозные организации, с 01.01.2004 г. будет определяться Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ, статья 1 которого дополняет часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) главой 30 "Налог на имущество организаций".
При принятии указанного Федерального закона учитывалось, что налог на имущество организаций является региональным налогом, формирующим, в значительной степени, доходы региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляется.
В связи с этим, а также учитывая, что одним из направлений проводимой налоговой политики является сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения и обеспечение равных условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков, перечень налоговых льгот, установленных на федеральном уровне, был ограничен и распространяется лишь на крайне узкий круг имущества организаций, имеющего общегосударственное (стратегическое и социальное) значение.
Принимая во внимание значимость затронутого Вами вопроса, для религиозных организаций (признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях") было, по существу, сделано исключение.
В отличие от подавляющего большинства налогоплательщиков, религиозные организации согласно статье 381 Кодекса освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности, то есть деятельности, являющейся для религиозных организаций основной.
К имуществу, освобождаемому от налогообложения, в частности относятся культовые здания и сооружения (церкви, колокольни, часовни, молельные дома и другие объекты), иные объекты, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, специально предназначенные для богослужений и религиозных обрядов, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), основание и содержание которых осуществляется религиозными организациями, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.
При этом следует учитывать, что данная льгота, в отличие от некоторых других льгот, предусмотренных по данному налогу, не является временной, поскольку срок ее применения федеральным законом не ограничен.
Кроме того, в рамках положений статьи 381 Кодекса предусмотрена льгота для организаций - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Данная льгота позволяет, в частности, освободить религиозные организации от уплаты данного налога за объекты профессионального религиозного образования, а также иные объекты, относимые к указанной сфере.
Одновременно обращаем Ваше внимание на то, что нормы главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса не исключают возможности предоставления налогоплательщикам льгот по уплате налога на имущество организаций, в том числе применяемых в настоящее время, равно как и иных льгот по уплате данного налога. Так, статьей 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Учитывая изложенное, решения о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, помимо льгот, предусмотренных главой 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса, могут приниматься законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации самостоятельно.
Заместитель руководителя |
А.И.Салина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 29 декабря 2003 г. N 04-05-06/53
Текст письма официально опубликован не был