Вопрос 1. Подлежит ли налогообложению по налогу на прибыль у организации, использующей при определении доходов и расходов метод начисления, финансовая помощь, полученная из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет?
Вопрос 2. Каким образом следует учитывать в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с приобретением для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет за счет указанной выше финансовой помощи основных средств, материалов и т.д.?
Вопрос 3. В каком порядке учитываются данная финансовая помощь и расходы, связанные с целевым использованием полученных средств на приобретение основных средств, материалов и т.д., в том случае, если организация - получатель финансовой помощи применяет упрощенную систему налогообложения?
Ответ 1. По вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли организацией, использующей при определении доходов и расходов метод начисления, финансовой помощи, полученной из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет.
С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающая новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья).
К ним, в частности, относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателями.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что получателями бюджетных средств выступает бюджетная или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Согласно статье 6 БК РФ, субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии со статьей 78 БК РФ предоставление субвенций и субсидий допускается:
- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
- из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;
- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, в целях применения положений пункта 2 статьи 251 НК РФ бюджетополучателем признается любое юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования (в т.ч. субвенции или субсидии), предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий финансовый год.
Во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2001 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в целях реализации распоряжения мэра Москвы от 18 сентября 2001 года N 909-РМ "О возложении на Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы функций по социальным трудовым отношениям и охране труда" и эффективного использования финансовых средств на мероприятия, связанные с созданием рабочих мест для инвалидов, молодежи в возрасте до 18 лет и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также специальных рабочих мест, специализированных предприятий (цехов, участков), правительство Москвы постановлением от 13 августа 2002 года N 627-ПП (в ред. изменений от 5 августа 2003 г.) утвердило Положение о Целевом бюджетном фонде квотирования рабочих мест в городе Москве.
Данное Положение устанавливает порядок формирования, исполнения и управления средствами Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в г.Москве, а также контроля за их использованием.
При этом в целях обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и в соответствии с Законом г.Москвы от 12.11.97 N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" (с изменениями от 30.01.2002 и 26.06.2002) постановлением правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП было также утверждено Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве" (с учетом изменений от 27 мая 2003 г.), которое определяет механизм квотирования рабочих мест в г.Москве и условия предоставления финансовой помощи из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест г.Москвы работодателям, создающим рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Разделом 3 указанного выше Положения определены условия оказания финансовой помощи работодателям из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест г.Москвы.
Таким образом, исходя на# изложенного, средства, предоставляемые юридическим лицам (бюджетополучателям) в виде финансовой помощи, выданные на цели, указанные в соответствии с перечисленными выше нормативными правовыми актами, если они предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов бюджета г.Москвы на соответствующий финансовый год и использованы организациями по прямому назначению, в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ не подлежат включению в налоговую базу.
Одновременно с этим сообщаем, что организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства (п.14 ст.250 НК РФ).
Ответ 2. По вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с приобретением за счет указанной выше финансовой помощи основных средств, материалов и т.д. для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 256 НК РФ имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации.
Кроме того, поскольку в главе 25 НК РФ заложен принцип зеркальности отражения доходов и расходов налогоплательщика, расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования и обусловленные целями, на которые они были выделены, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Ответ 3. По вопросу о порядке учета организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, финансовой помощи, полученной из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет, и расходов, связанных с приобретением за счет указанной выше финансовой помощи основных средств, материалов и т.д. для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ организации при определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.
Расходы, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с выбранным объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы на сумму предусмотренных закрытым перечнем расходов, установленным пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ. Иные расходы, не предусмотренные указанным перечнем расходов, для целей налогообложения единым налогом не учитываются.
При этом, согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ, расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Таким образом, организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении порядка учета финансовой помощи, полученной из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет, и расходов, связанных с приобретением за счет указанной выше финансовой помощи основных средств, материалов и т.д. для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет, следует руководствоваться порядком, изложенным выше для организаций, исчисляющих налогооблагаемую прибыль в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
Заместитель руководителя |
Ю.А.Мавашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 31 декабря 2003 г. N 26-12/72532 "О квотировании рабочих мест"
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право" в Москве от 10 - 16 февраля 2004 г. N 5