Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2003 г. N 12358/03 О признании пункта 9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-22/706, не соответствующим Налоговому кодексу РФ и недействующим в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, препятствует переходу муниципальных унитарных предприятий на упрощенную систему налогообложения

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с подп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

На основании указанной нормы МНС РФ в п.9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 НК РФ, утвержденных приказом от 10.12.2002 г. N БГ-3-22/706, предусмотрело, что в случае, если совокупная доля участия собственности муниципальных образований в организациях составляет более 25 процентов, то такие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Рассматривая органы местного самоуправления и муниципальные унитарные предприятия в качестве организаций, МНС РФ посчитало недопустимым применение упрощенной системы налогообложения муниципальными унитарными предприятиями.

При рассмотрении комментируемого дела ВАС РФ исходил из того, что согласно п.2 ст.48 ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. При этом к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

В то же время в силу п.1 ст.113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

Кроме того, как следует из п.1 ст.8 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", учредителем муниципального унитарного предприятия выступает муниципальное образование.

Исходя из приведенных норм, суд пришел к выводу о том, что муниципальное образование не является организацией в смысле ст.11 НК РФ. Следовательно, в отношении муниципального унитарного предприятия в принципе не может идти речи об участии в нем иной организации.

На основании изложенного ВАС РФ признал недействующим п.9 указанных Методических рекомендаций в той части, в какой он не допускает переход муниципальных унитарных предприятий на упрощенную систему налогообложения.


Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2003 г. N 12358/03


Текст решения опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 24 февраля 2004 г. N 4, в журнале "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", март 2004 г., N 11, в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 4, в еженедельном сборнике законодательных и нормативных актов РФ "Экспресс-закон", апрель 2004 г., N 16