2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.
Взамен ГОСТ Р 1.0-92 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 152-ст с 1 июля 2005 г. введен в действие ГОСТ Р 1.0-2004
ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций. Общие положения.
ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
Взамен ГОСТ Р 1.5-92 постановлением Госстандарта РФ от 13 ноября 2002 г. N 412-ст введен в действие ГОСТ Р 1.5-2002
3. Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Стандарт отрасли (ОСТ) - стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к любым объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства.
Отраслевые дорожные нормы (ОДН) - нормативный документ, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к организационно-техническим и (или) общетехническим объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства.
Отраслевой дорожный методический документ (ОДМ) - документ, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и излагающий рекомендуемые требования к организационно-техническим и (или) общетехническим объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства.
Иные термины, используемые в настоящем стандарте, - по ГОСТ Р 1.0.
4. Основные задачи стандартизации в дорожном хозяйстве
Основными задачами стандартизации в дорожном хозяйстве являются:
- обеспечение взаимопонимания между предприятиями - изготовителями продукции дорожного хозяйства и потребителями этой продукции по производственно-техническим отношениям, регулируемым нормативными и методическими документами дорожного хозяйства;
- установление наиболее рациональных требований к номенклатуре и качеству продукции дорожного хозяйства;
- содействие выполнению законодательства Российской Федерации и обязательных требований государственных стандартов методами и средствами стандартизации в дорожном хозяйстве;
- содействие координации работ организаций и предприятий различных форм собственности в части стандартизации, метрологического обеспечения и сертификации продукции, услуг и производственных процессов дорожного хозяйства;
- содействие ресурсосбережению и экологической безопасности при разработке, производстве продукции, проведении работ и оказании услуг для дорожного хозяйства;
- гармонизация нормативных документов дорожного хозяйства с соответствующими прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;
- обеспечение систематической актуализации действующих нормативных документов дорожного хозяйства путем разработки и внесения в них изменений и (или) пересмотра, а также посредством отмены морально устаревших документов;
- разработка программ и планов проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению, аккредитации, системам качества и сертификации в дорожном хозяйстве;
- разработка, рассмотрение, согласование, подготовка к принятию проектов и применение государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также межгосударственных стандартов (ГОСТ) в области дорожного хозяйства;
- научно-техническое сотрудничество с межгосударственными, международными, региональными и зарубежными организациями по стандартизации в области дорожного хозяйства.
5. Категории отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства
5.1. В дорожном хозяйстве действуют следующие категории отраслевых нормативных и методических документов:
- стандарты отрасли дорожного хозяйства (ОСТ);
- отраслевые дорожные нормы (ОДН);
- отраслевые дорожные методические документы (ОДМ).
Категории межотраслевых и отраслевых нормативных и методических документов, действующих в дорожном хозяйстве, приведены в Приложении А.
Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с 1 июля 2003 г. обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливаются на уровне технических регламентов
5.2. Стандарты отрасли (ОСТ) разрабатывают на отраслевые организационно-технические и общетехнические объекты стандартизации, на продукцию, услуги и производственные процессы в дорожном хозяйстве и их элементы.
Требования ОСТ обязательны для применения и соблюдения на всей на# территории Российской Федерации предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Иные субъекты предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти стандарты отрасли на добровольной основе. Требования стандартов отрасли к продукции, услугам и производственным процессам подлежат обязательному соблюдению иными субъектами предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом указывается в технической документации или в договоре.
5.3. Отраслевые дорожные нормы (ОДН) устанавливают требования к организационно-техническим и общетехническим объектам стандартизации дорожного хозяйства, в том числе к объектам метрологического обеспечения, аккредитации, системам качества, сертификации, отраслевого технического контроля качества.
Требования ОДН обязательны для применения и соблюдения на всей на# территории Российской Федерации предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Иные субъекты предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти нормы на добровольной основе. Требования норм подлежат обязательному соблюдению иными субъектами предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом указывается в технической документации или в договоре.
ОДН разрабатываются в следующих случаях:
- до разработки стандарта отрасли для апробации стандартизуемых требований;
- при нецелесообразности разработки стандарта отрасли.
ОДН на продукцию или услугу не разрабатываются.
5.4. Отраслевые дорожные методические документы (ОДМ) по своему правовому статусу являются документами рекомендательными (добровольными) на организационно-технические и общетехнические объекты стандартизации в дорожном хозяйстве, в том числе на объекты метрологического обеспечения, аккредитации, системы качества, сертификации, отраслевого технического контроля качества. Они могут содержать разъяснения положений правовых и нормативно-технических документов дорожного хозяйства, а также собственно рекомендации по проведению различных работ.
ОДМ на продукцию или услугу не разрабатываются.
6. Классификация нормативных и методических документов дорожного хозяйства
6.1. Нормативные и методические документы дорожного хозяйства классифицируют по группам, приведенным в табл.1.
Таблица 1
Группа | Наименование группы |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 - 9 |
Организация работ в дорожном хозяйстве Автомобильные дороги, конструкции и инженерные сооружения на них Ресурсы, используемые в дорожном хозяйстве, и их сбережение Дорожные и мостовые работы (услуги) Технологии, используемые в дорожном хозяйстве Обеспечение специальных в дорожном хозяйстве условий производства Аккредитация, испытания и сертификация в дорожном хозяйстве Информационное обеспечение в дорожном хозяйстве Резерв |
6.2. В стандартах группы 0 устанавливаются организационно-технические основы стандартизации в дорожном хозяйстве (терминология, цели, задачи, структура нормативных и методических документов, организация и правила внедрения и контроля за соблюдением обязательных требований нормативных документов; типовые процедуры выполнения работ, обучения специалистов, аттестации персонала; методы оценки работ; а также организационно-методические основы планирования и экономики дорожного хозяйства).
6.3. В стандартах группы 1 устанавливаются:
а) классификация автомобильных дорог, требования к конструкции дорог по составляющим компонентам:
- земляному полотну;
- дорожной одежде;
- дренажу и водоотводу;
б) требования к инженерным сооружениям по составляющим компонентам:
- тоннелям и трубам;
- мостам, путепроводам и эстакадам;
- защитным сооружениям;
- объектам сервиса и элементам обустройства автомобильных дорог;
в) требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и дорожных сооружений.
6.4. В стандартах группы 2 устанавливаются требования к ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их сбережению:
- энергии;
- сырью;
- материалам;
- изделиям и конструкциям;
- рабочей силе.
6.5. В стандартах группы 3 устанавливаются общие требования к выполнению дорожных и мостовых работ (услуг):
- строительству;
- содержанию;
- реконструкции;
- ремонту.
6.6. В стандартах группы 4 устанавливаются требования к типовым технологиям выполнения дорожных и мостовых работ (услуг) по п.6.5 настоящего стандарта.
6.7. В стандартах группы 5 устанавливаются требования к обеспечению выполнения специальных государственных функций в дорожном хозяйстве:
- безопасности;
- экологии;
- обеспечению единства измерений.
6.8. В стандартах группы 6 устанавливаются требования к организации и правилам аккредитации органов по сертификации испытательных лабораторий (центров), проведению испытаний, методам и средствам испытаний, сертификации в дорожном хозяйстве.
6.9. В стандартах группы 7 устанавливаются требования по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.
7. Порядок разработки, регистрации, обновления и отмены нормативных и методических документов дорожного хозяйства
7.1. Стандарты отрасли (ОСТ) дорожного хозяйства разрабатываются в порядке, изложенном в п.п.7.1.1 - 7.1.7.
7.1.1. Организация разработки стандарта отрасли включает в себя подготовку и представление предложения на разработку стандарта в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности или видам продукции, обладающим наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией.
7.1.2. Организация, получившая заказ на разработку, формирует рабочую группу, разрабатывает проект стандарта отрасли (первую редакцию) с пояснительной запиской и рассылает его на отзыв заинтересованным организациям для возможно полного учета их опыта и интересов. В пояснительной записке к проекту стандарта отрасли приводятся:
- наименование стандарта отрасли;
- название организации-разработчика;
- контактное лицо от организации-разработчика;
- основание для разработки стандарта отрасли;
- краткая характеристика объекта стандартизации;
- введение о соответствии проекта стандарта отрасли законодательству Российской Федерации, обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) и межгосударственных стандартов (ГОСТ);
- сведения о рассылке на отзыв проекта стандарта отрасли и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);
- подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя.
Построение, изложение, оформление и содержание стандартов - по ГОСТ Р 1.5. Первую страницу титульного листа стандарта отрасли оформляют в соответствии с Приложением Б.
7.1.3. Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов разрабатывает окончательную редакцию проекта стандарта отрасли и направляет ее вместе с пояснительной запиской в Технический комитет по стандартизации "Дорожное хозяйство" ТК 418, который рассматривает проект стандарта отрасли в порядке и в сроки, установленные в ПР 50-688 и Положением о ТК 418, дает заключение и представляет окончательную редакцию проекта стандарта для принятия в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
7.1.4. Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает окончательную редакцию проекта стандарта отрасли и в случае одобрения принимает его (вводит в действие) своим распоряжением. При принятии стандарта отрасли устанавливают дату его введения в действие и срок его действия (при необходимости).
7.1.5. После принятия стандарта отрасли ТК 418 его регистрирует и направляет в издательство (организацию), определенную федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, для официального издания и распространения. Официальная информация о принятых стандартах отрасли публикуется в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
7.1.6. Разработку изменений к стандарту отрасли и его пересмотр осуществляют по п.п.7.1.1 - 7.1.5.
7.1.7. Отмена стандарта отрасли проводится в следующем порядке:
- организация - инициатор отмены стандарта направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (зам. руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене стандарта отрасли с изложением объективных причин;
- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает внесенное предложение и в случае положительного решения оформляет соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного стандарта отрасли из реестра. Информация об отмене стандарта отрасли опубликовывается в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Работы п.п.7.1.2, 7.1.3, 7.1.5 проводятся на договорной основе.
7.2. Отраслевые дорожные нормы разрабатываются в порядке п.п.7.1.1 - 7.1.7.
Построение, изложение, оформление и содержание отраслевых дорожных норм осуществляются по ГОСТ Р 1.5. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных норм оформляют в соответствии с Приложением В.
7.3. Отраслевые дорожные методические документы разрабатываются в порядке, изложенном в п.п.7.3.1 - 7.3.7.
7.3.1. Организация разработки отраслевого дорожного методического документа, которая включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного документа в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Разработка отраслевого дорожного методического документа может проводиться любой организацией в инициативном порядке при условии соблюдения установленных настоящим стандартом требований к отраслевым дорожным методическим документам.
Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности, обладающим наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией.
7.3.2. Организация, получившая заказ на разработку, формирует рабочую группу, готовит проект отраслевого дорожного методического документа (первую редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в заинтересованные организации. В пояснительной записке приводятся:
- наименование документа;
- название организации-разработчика;
- контактное лицо от организации-разработчика;
- основание для разработки документа;
- краткая характеристика объекта стандартизации;
- сведения о рассылке на отзыв проекта документа и обобщенная характеристика принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);
- подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя.
Построение, изложение и оформление осуществляются по ГОСТ Р 1.5. Содержание документа определяется организацией-разработчиком в соответствии с договором. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных методических документов оформляют в соответствии с Приложением Г.
7.3.3. Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта отраслевого дорожного методического документа и представляет ее вместе с пояснительной запиской для принятия в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
7.3.4. Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект отраслевого дорожного методического документа и в случае положительного решения принимает его (вводит в действие) своим распоряжением. При принятии отраслевого дорожного методического документа устанавливают дату его введения в действие и срок его действия (при необходимости).
7.3.5. После принятия отраслевого дорожного методического документа ТК 418 его регистрирует и направляет в издательство (организацию), определенную федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, для официального издания и распространения. Официальная информация о принятых стандартах отрасли публикуется в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
7.3.6. Разработка изменений к отраслевому дорожному методическому документу и пересмотр отраслевого дорожного методического документа осуществляются по п.п.7.3.1 - 7.3.5.
7.3.7. Отмена отраслевого дорожного методического документа проводится в следующем порядке:
- организация - инициатор отмены отраслевого дорожного методического документа направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (зам. руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене отраслевого дорожного методического документа с изложением объективных причин;
- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное предложение и в случае положительного решения готовит соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного отраслевого дорожного методического документа из реестра. Информация об отмене отраслевого дорожного методического документа опубликовывается в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
7.4. Наименования нормативных и методических документов дорожного хозяйства должны быть краткими, точно характеризовать объект стандартизации и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной классификационной группе по пункту 6 настоящего стандарта. Примеры наименований стандартов отрасли, отраслевых дорожных норм и отраслевых методических дорожных документов приведены в Приложении Д.
8. Обозначение нормативных и методических документов дорожного хозяйства
8.1. Обозначение нормативных и методических документов дорожного хозяйства состоит из индекса документа и его номера, состоящего из:
- трехзначного числа с точкой, означающего комплекс дорожного хозяйства;
- однозначного числа с точкой, означающего классификационную группу по п.6.1 настоящего стандарта;
- трехзначного числа, означающего порядковый номер документа в группе;
- четырехзначного числа, означающего год регистрации документа.
Пример обозначения основополагающего стандарта отрасли дорожного хозяйства:
ОСТ 218. 0. 001 - 2002
----- ----- ----- ----- ----
|Индекс |Комплекс |Классифи- |Порядковый |Год
|норматив- |дорожного |кационная |номер |регистра-
|ных и |хозяйства |группа "0" |документа |ции
|методичес- | | |в группе |документа
|ких | | |"0" \----------
|документов | | |
| | | \-----------
| | |
| | \-----------
| |
| \----------
|
\-----------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт отрасли ОСТ 218.0.001-2002 "Система отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства. Основные положения" (принят распоряжением Минтранса РФ от 20 мая 2002 г. N ИС-465-р)
Текст документа приводится по официальному изданию Минтранса России, Издательство ГП "Информавтодор", 2002 г.
1. Разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство", Московским государственным автомобильно-дорожным институтом (Техническим университетом), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ), ВНИИСтандартом Госстандарта России
Внесен Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации
2. Принят и введен в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 20 мая 2002 г. N ИС-465-р
3. Взамен ОСТ 218.001-98