Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Д
(справочное)
Оценка трудозатрат на проведение аудита
Д.1 Оценка трудозатрат на проведение аудита систем менеджмента качества организаций различных размеров и сложности, функционирующих в различных отраслях экономики, проводится на основе Приложения 2 к Руководящим указаниям МФА по применению Руководства ИСО/МЭК 62:1996 [2].
Органу по сертификации необходимо определять затраты времени на аудит при первоначальном аудите (сертификация систем менеджмента качества), инспекционном контроле и ресертификации систем менеджмента качества для каждого заказчика.
Приведенные рекомендации не определяют минимальные/максимальные трудозатраты, но устанавливают номинальное значение трудозатрат, которое может быть использовано органами по сертификации для определения соответствующих затрат времени на аудит системы менеджмента качества с учетом специфики проверяемой организации. Использование процедур уточнения в сочетании с приведенными номинальными значениями при планировании аудита позволяет обеспечивать методически устойчивый подход к определению соответствующих трудозатрат на аудит. Карта затрат времени на аудит (таблица Д.1) содержит среднее число человекодней# (опытные данные), затрачиваемое на сертификацию системы менеджмента качества организации с определенной численностью работающих.
Поэтому исходная величина для определения затрат на аудит - численность работников.
Таблица Д.1 - Карта затрат времени на аудит
Численность работников |
Трудозатраты на первоначальный аудит (человекодни#) |
Факторы, увеличивающие или уменьшающие затраты времени |
Полные трудозатраты на аудит |
1-10 | 2 | ||
11-25 | 3 | ||
26-45 | 4 | ||
46-65 | 5 | ||
66-85 | 6 | ||
86-125 | 7 | ||
126-175 | 8 | ||
176-275 | 9 | ||
276-425 | 10 | ||
426-625 | 11 | ||
626-875 | 12 | ||
876-1175 | 13 | ||
1176-1550 | 14 | ||
1551-2025 | 15 | ||
2026-2675 | 16 | ||
2676-3450 | 17 | ||
3451-4350 | 18 | ||
4351-5450 | 19 | ||
5451-6800 | 20 | ||
6801-8500 | 21 | ||
8501-10700 | 22 | ||
> 10700 | Прогрессивное увеличение по типу, приведенному выше |
Д.2 Опыт также показывает, что для организации с определенной численностью возможны отклонения от приведенных в таблице значений. Варианты затрат времени на каждый аудит зависят от размеров организации, области аудита, разнообразия производственных процессов и видов деятельности и состояния подготовленности к аудиту. Орган по сертификации должен исследовать эти и другие факторы в ходе анализа при заключении договора для оценки их потенциального влияния на необходимые затраты времени на аудит. Поэтому карту затрат времени на аудит можно использовать только в сочетании с учетом значимости соответствующих факторов.
Примечания
1 К категории работников, использованной в таблице, относят всех (физических) лиц, деятельность которых соотносится с областью сертификации, охватываемой системой менеджмента качества. Общая численность работников включает всех работников (постоянных, временных, сезонных), которые находятся на рабочих местах во время аудита.
Численность частично загруженных работников должна быть приведена к численности при их полной загрузке. Это значение зависит от соотношения количества рабочих часов этих работников и длительности полного рабочего дня.
2 Затраты времени на аудит учитывают время, израсходованное экспертом (аудитором) или комиссией (группой аудита) на планирование (включая, соответственно, анализ документов вне производственной площадки), взаимодействие с организацией, персоналом, рассмотрение записей, документации, процессов и написание акта (отчета). Дополнительное время на планирование и/или написания# акта (отчета) не должно выражаться в сокращении времени на аудит "на месте". Время, затраченное экспертами на поездки, в этих расчетах не учитывают, оно принимается как дополнительное к значениям, приведенным к карте затрат времени на аудит.
3 Затраты времени на аудит, приводимые в карте, указаны в виде человекодней#. Рабочий день аудитора обычно представляет собой полный 8-часовой рабочий день. Количество человекодней#, используемых для аудита, может не сокращаться на начальном этапе планирования путем программирования большей продолжительности рабочего дня.
4 Затраты времени на инспекционный контроль для данной организации должны быть пропорциональны времени, затраченному на сертификацию системы менеджмента качества, и составляют примерно 1/3 времени, затраченного на сертификацию системы менеджмента качества. Планируемые затраты времени на инспекционный контроль должны время от времени пересматриваться с учетом изменений в организации, доработок системы и т.п., по крайней мере, к моменту проведения ресертификации.
5 Полные затраты времени на ресертификацию будут зависеть от выводов, сделанных по результатам инспекционного контроля. Затраты времени на ресертификацию должны быть пропорциональны времени, затраченному на первоначальную сертификацию системы менеджмента качества той же организации и должны составлять примерно 2/3 времени, которое бы потребовалось на первоначальную сертификацию системы менеджмента качества той же организации на момент ее ресертификации. Затраты времени на ресертификацию превышают затраты времени на обычный инспекционный контроль, но если ресертификацию проводят во время планового инспекционного контроля, то времени, отпущенного на ресертификацию, будет достаточно и для выполнения требований к инспекционному контролю.
Д.3 Карта затрат времени на аудит, приведенная выше, содержит среднее число человеко-дней, затрачиваемых на аудит, она может быть использована для планирования аудита путем определения номинального значения трудозатрат, основанного на численности работников, с последующим уточнением (увеличением или уменьшением номинального значения) путем учета весовых коэффициентов значимых факторов, характерных для проверяемой организации.
Д.4 После того как определены трудозатраты на аудит типичной организации с определенной численностью работников, следует учесть факторы, влияющие на затраты времени на аудит конкретной проверяемой организации.
К факторам, которые увеличивают трудозатраты на аудит, относят:
- сложную логистику организации, включающей несколько отдельных зданий или мест проведения работ;
- наличие нескольких рабочих языков в организации (требуются переводчики) или трудностей обеспечения доступа отдельных экспертов на рабочие места;
- масштаб организации (большая численность работников);
- высокую степень законодательного регулирования (производство пищевых продуктов, напитков, аэрокосмическая промышленность, ядерная энергетика и т.п.);
- наличие процессов высокой сложности или уникальной деятельности;
- наличие процессов, в которых используют комбинацию программно-технических средств, сложное технологическое оборудование.
К факторам, которые могут снижать трудозатраты на аудит, относят:
- организации, не отвечающие за проектирование или выпускающие стандартную продукцию;
- наличие продукции и/или процессов с низким уровнем или отсутствием риска;
- наличие информации о том, что система менеджмента качества организации была ранее сертифицирована на соответствие другому стандарту тем же самым органом по сертификации;
- очень небольшую производственную площадь с малым числом работников (например, только офис);
- простые виды деятельности;
- высокий процент работников, выполняющих одну и ту же работу, простые задания.
Д.5 Для эффективного аудита должны быть рассмотрены все особенности системы менеджмента качества, процессов и продукции/услуг организации и сделаны уточнения затрат времени с учетом этих факторов (изменения относительно разовых значений в ту или иную сторону). Во всех случаях, когда такие уточнения относительно значений, приведенных в таблице, проведены, эти изменения вместе с соответствующими свидетельствами должны быть зарегистрированы.
Желательно, чтобы в сумме все уточнения затрат времени, сделанные для организации, учитывающие все факторы, изменили бы необходимое время для проведения сертификации системы менеджмента качества не более чем на 30% относительно базовых значений, приведенных в таблице.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.