Определение Президиума Верховного Суда РФ от 19 ноября 2003 г. N 48пв03
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел гражданское дело по заявлению ОАО "Омолонская золоторудная компания" о признании незаконным пункта 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства" по надзорной жалобе Ч. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, объяснения представителей Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, (доверенности в деле), заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, полагавшего надзорную жалобу удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
как следует из п.9 обжалуемого Постановления, им предусматривались доплаты за работу в вечернюю смену в размере 20%, а за работу в ночную смену - 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене.
Устанавливалось также, что указанная доплата за работу в ночную смену должна производиться в случае, если не менее 50 процентов ее продолжительности приходится на ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра).
Кроме того, этим же пунктом Постановления за работу в многосменном режиме предусматривались дополнительные отпуска, которые вводились сверх других дополнительных отпусков, предусмотренных для соответствующих категорий работников.
По утверждению заявителя, введение оспариваемым пунктом Постановления нового вида дополнительных отпусков и увеличение, по сравнению с трудовым законодательством, количества часов работы, подлежащих дополнительной оплате, противоречит действующему трудовому законодательству.
В частности, расходы работодателя, связанные с оплатой дополнительных отпусков за многосменный режим работы, как и их предоставление, а также с доплатой за работу в многосменном режиме, трудовым законодательством не предусмотрены и в связи с этим подлежат оплате за счет прибыли предприятия, находящейся в его распоряжении, т.е. за счет его имущества, что нарушает права заявителя.
Решением от 21 мая 2002 года Верховный Суд Российской Федерации удовлетворил требование заявителя и признал пункт 9 названного Постановления незаконным и недействующим со дня вступления данного решения в законную силу.
В кассационном порядке решение не обжаловалось.
Принятое по делу решение о признании незаконным пункта 9 Постановления в части дополнительной оплаты в размере 40 процентов за каждый час работы в ночную смену и в размере 20 процентов за каждый час работы в вечернюю смену не основано на действующем законодательстве.
Суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что расходы работодателя, связанные с доплатами за работу в многосменном режиме работы, подлежат оплате за счет прибыли предприятия, т.е. за счет имущества, остающегося в его распоряжении, поскольку доплаты не предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, чем нарушаются его права и законные интересы.
С указанными доводами нельзя согласиться.
В настоящее время отношения, связанные с налогообложением прибыли, регулируются главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 255 Кодекса предусмотрено, что к расходам на оплату труда, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время и работу в многосменном режиме, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому нет оснований считать, что права и законные интересы заявителя, а также имущественные интересы акционеров ОАО "Омолонская золоторудная компания" нарушаются при применении п.9 Постановления в части доплат за вечерние и ночные смены, поскольку дополнительная оплата за вечернюю и ночную смены должна относиться на затраты организации в целях налогообложения прибыли.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации к действующему законодательству относятся акты, принимаемые органами государственной власти: законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации постановления Правительства бывшего СССР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации. В силу названной нормы к действующему законодательству относится и постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства".
Статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации регулируется оплата труда за работу в ночное время. Это время определено Трудовым кодексом Российской Федерации как время с 22 часов до 6 часов (статья 96). Исходя только из этих норм, суд первой инстанции делает вывод, что размеры оплаты за работу в ночные и вечерние смены в статьях Трудового кодекса Российской Федерации не определены и, следовательно, доплаты за многосменный режим работы не должны производиться.
Между тем, статья 103 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает режим работы в две, три и четыре смены, следовательно, предусматривает вечерние и ночные смены. Условия работы в вечерние и ночные смены являются отклонением от нормальных условий труда и требуют повышенной оплаты.
Доплаты за работу в ночную смену и за работу в вечернюю смену, связанные с режимом и условиями труда, относятся к выплатам компенсирующего характера в соответствии с Кодексом, которые в силу статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации определяются как выплаты за работу, отклоняющуюся от нормальной, и подлежат повышенной оплате.
Ссылка суда первой инстанции на то, что в соответствии с частью второй статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации конкретные размеры повышения в настоящее время устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором, сделана без учета положения части первой той же статьи Кодекса о том, что указанные размеры повышения должны быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Названное Постановление и является таким нормативным правовым актом, в пункте 9 которого установлены конкретные размеры повышения доплат за работы в многосменном режиме.
В надзорной жалобе заявителя Ч., не принимавшего участия в данном деле, указывается, что с признанием судом недействующим данного пункта Постановления, утрачено нормативное регулирование вопросов повышения доплат за работу в вечернюю и ночную смены, в связи с чем эти вопросы отданы на усмотрение работодателей, чем нарушаются интересы лиц, работающих в многосменном режиме, в том числе и его интересы, поскольку в ОАО "Саратовинтерьерстекло" он работает по трехсменному графику (с 8.00 часов до 16 часов, с 16 часов до 24 час., с 0 час. до 8 час.) и доплаты за работу в вечернюю и ночную смены с принятием Верховным Судом Российской Федерации данного решения остались не урегулированными.
Указанные доводы в соответствии с частью 1 статьи 376 ГПК РФ явились основанием для принятия надзорной жалобы к рассмотрению по существу.
Поскольку выводы суда первой инстанции о признании незаконным п.9 Постановления в части дополнительной оплаты работы в многосменном режиме основаны на неправильном применении норм материального права, решение в этой части подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.387, 390 ГПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации определил:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2002 года о признании незаконным и недействующим п.9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства" в части установления доплаты в размере 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночной смене и 20 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в вечерней смене отменить и вынести новое решение об отказе ОАО "Омолонская золоторудная компания" в удовлетворении требования о признании незаконным и недействующим п.9 названного Постановления в указанной части.
Председатель |
Лебедев В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Президиума Верховного Суда РФ от 19 ноября 2003 г. N 48пв03
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, сентябрь 2004 г., N 9