Решение Верховного Суда РФ от 5 ноября 2003 г. N ГКПИ03-1166
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 февраля 2004 г. N КАС03-658 настоящее решение оставлено без изменений
Верховный Суд РФ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. о признании недействующим п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (далее Правила), установил:
З. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Правил не соответствует требованиям Конституции РФ и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Полагает, что положениями указанного Федерального закона гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских учреждениях. Невключение времени выполнения педагогической деятельности в должности педагога дополнительного образования в школе-интернате в специальный стаж создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии в сравнении с педагогами дополнительного образования, работающими во внешкольных учреждениях для детей, что является недопустимым.
Считает также, что Правительство РФ не наделено правом регулирования пенсионных отношений педагогических работников по своему усмотрению.
В судебном заседании заявительница З. и ее представитель Ж. заявленное требование поддержали, но при этом его уточнили и просили признать недействующим п. 3 Правил лишь в той части, в какой он не предусматривает возможности зачета в льготный стаж периодов работы в должности педагога дополнительного образования в школе-интернате.
Представители Правительства РФ Т., С., Ц. и Б. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, указав на то, что оспариваемый пункт Правил требованиям пенсионного законодательства РФ и Конституции РФ не противоречит и охраняемых законом прав заявительницы не нарушает.
Выслушав объяснения заявительницы и ее представителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено судом, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 во исполнение ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
В связи с тем, что занимаемая заявительницей должность педагога дополнительного образования указана в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, а учреждение (школа-интернат) не указано в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, в зачете периода работы в указанном учреждении в льготный стаж ей было отказано.
По утверждению представителей Правительства РФ, заявительнице обоснованно отказано в зачете в льготный стаж периода работы в должности педагога дополнительного образования в школе-интернате.
В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждение таких правил и списков соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций) отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Полагают, что утвержденные Правительством РФ списки и правила, в том числе и оспариваемый пункт 3, соответствуют требованиям пенсионного законодательства РФ.
Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных п. 2 ст. 253 ГПК РФ, для признания недействующим оспариваемого пункта Правил не имеется.
Довод заявительницы о том, что оспариваемый в указанной части пункт Правил противоречит требованиям пенсионного законодательства РФ и неправомерно ставит в неравное положение педагогов дополнительного образования, осуществлявших свою деятельность в школах-интернатах, с такими же педагогами, работавшими во внешкольных учреждениях для детей, в вопросе досрочного назначения трудовой пенсии, не может быть признан обоснованным.
Согласно пп. 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Указанным выше постановлением Правительства РФ утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Пунктом 3 данных Правил предусмотрены должности и учреждения, а также условия работы в них, при которых периоды работы засчитываются в льготный трудовой стаж.
Исходя из содержания указанного пункта Правил, как уже отмечалось выше, работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в льготный стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Занимаемая заявительницей должность педагога дополнительного образования включена в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, а учреждение (школа-интернат) в пункт 2 раздела "Наименование учреждений" Списка не включено.
Из объяснений представителей Правительства РФ следует, что право на досрочное назначение пенсии за педагогами дополнительного образования предусмотрено оспариваемыми Правилами лишь в случае, если они осуществляли свою педагогическую деятельность во внешкольных учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Работа в этих учреждениях осуществляется по обязательной программе, отличается большей интенсивностью и педагоги несут ответственность за результаты своей деятельности.
Педагоги дополнительного образования, работающие в школьных учреждениях, проводят работу в кружках, посещение которых для детей не носит обязательного характера, и они не несут какой-либо ответственности за результаты этой работы.
Исходя из характера работы, интенсивности труда, ответственности за результаты деятельности педагогов дополнительного образования внешкольных учреждений, Правительство РФ правомерно в пределах своей компетенции предусмотрело возможность зачета им в льготный трудовой стаж периодов работы именно в этих учреждениях, что требованиям закона не противоречит.
Другие доводы, на которые заявительница и ее представитель ссылались в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и п. 2 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление З. о признании недействующим пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 5 ноября 2003 г. N ГКПИ03-1166
Текст решения опубликован в журнале "Пенсия", 2004 г., N 3
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 февраля 2004 г. N КАС03-658 настоящее решение оставлено без изменений