Письмо МНС РФ от 23 декабря 2003 г. N 14-1-04/3443-АХ922
См. также письмо МНС РФ от 20 января 2004 г. N ММ-6-09/57@
Вопрос: Определением Конституционного Суда от 06.06.2002 N 133-О отказано в принятии жалобы гражданина А.А. Юрчик по вопросу обжалования п. 2 ст. 11 и п. 6 ст. 83 Налогового кодекса РФ в части приравнивания деятельности частного охранника к деятельности индивидуального предпринимателя.
Однако, в мотивировочной части Определения Конституционный Суд указал, что возложение на частных охранников обязанности принудительной постановки на учет в налоговом органе не может быть мотивировано целями учета налогообложения, иначе это бы противоречило конституционно значимым целям. По мнению Конституционного Суда данный вывод подтверждается позицией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, выраженной в письме от 15.02.2002 года, согласно которой постановке на налоговый учет в порядке ст. 83 НК РФ подлежат физические лица, осуществляющие частную охранную деятельность на свой риск без образования юридического лица.
На основании изложенного, просим разъяснить подлежит ли применению ст. 116 НК РФ в случае нарушения 10-дневного срока подачи заявления о постановке на учет после получения удостоверения охранником (детективом).
Ответ: Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев письмо Управления МНС России от 22.09.2003 N ВП-11-09/5261@ "О порядке применения статьи 116 НК РФ в отношении частных охранников (детективов)#, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей Кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2487-1 оказание услуг в сфере охраны, перечисленных в части третьей статьи 3 названного Закона, разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.
Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 600, лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности выдаются юридическим лицам, учрежденным специально для оказания охранных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившим в законную силу 13.01.2003, из статьи 11 Закона N 2487-1 исключена часть 4, в соответствии с которой руководители охранных предприятий, а также персонал этих предприятии, оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, обязаны получить лицензию в порядке, установленном для частных детективов.
Учитывая изложенное, физические лица (охранники), осуществляющие свою деятельность на основании трудовых договоров, заключенных с предприятиями, специально учрежденными для оказания охранных услуг и имеющими соответствующую лицензию, не подпадают под понятие частного охранника - индивидуального предпринимателя, используемого для целей Налогового кодекса Российской Федерации, и, следовательно, не обязаны подавать заявление о постановке на учет в налоговый орган в соответствии с пунктом 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс #.
На основании статьи 4 Закона 2487-1 частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 указанного Закона.
В соответствии со статьей 6 Закона N 2487-1 гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.
В соответствии, с пунктом 6 статьи 83 Кодекса на частных детективов возложена обязанность по подаче заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии.
Неисполнение установленного пунктом 6 статьи 83 Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе является основанием для привлечения частного детектива к ответственности, установленной статьей 116 Кодекса.
Действительный государственный |
С.Н.Шульгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 23 декабря 2003 г. N 14-1-04/3443-АХ922
Текст письма размещен на сайте журнала "Российский налоговый курьер" в Internet (http://www.rnk.ru)