Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 сентября 2003 г. N КАС03-429
Кассационная коллегия Верховного Суда Российском Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Лаврентьевой М.Н.,
Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Осипова В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 сентября 2003 года гражданское дело по заявлению Р. о признании незаконными (недействующими) со дня принятия абзацев 15 и 16 раздела 2 Приложения 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или но контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старший либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части установления срока, с которого служба на территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в выслугу лет на льготных условиях со слов "на остальной территории края - с 1 января 1985 года", по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Б., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, и заключение прокурора О., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Кассационная коллегия установила:
Р. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным заявлением, считая, что установленный Советом Министров - Правительством Российской Федерации временной период, с которого военная служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях для назначения пенсии, нарушает его права и законные интересы, предусмотренные ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39, ст.ст. 55 и 56 Конституции РФ и федеральными законами.
Кроме того, по мнению заявителя, законами Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1 Правительству Российской Федерации не предоставлено право устанавливать временной период, с которого служба в Приморском и Хабаровском краях должна засчитываться в выслугу лет на льготных условиях.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2003 года в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с таким решением, Р. в кассационной жалобе просит о его отмене и удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. В обоснование своих требований он указывает, что оспариваемое им Постановление Правительства РФ противоречит ст.ст. 19, ч.ч. 1 и 2 и 114, ч. 1, п.п. "б" и "в", Конституции РФ и ст.ст. 1, 18 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку в компетенцию данного государственного органа не входят функции, связанные с правом устанавливать временной период, с которого служба в Приморском и Хабаровском краях должна засчитываться в выслугу лет на льготных условиях.
Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного закона Правительство РФ, воспользовавшись предоставленными ему ст. 114 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 22 и 23 Федерального Конституционного Закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочиями, 22 сентября 1993 года приняло оспариваемое заявителем постановление N 941, в котором абзацами 15 и 16 раздела 2 Приложения N 1 к данному постановлению определено, что в Приморском и Хабаровском краях, военная служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца - с 1 января 1985 года.
Проанализировав указанные нормы закона Кассационная коллегия приходит к выводу о том, что Правительство РФ, принимая оспариваемое заявителем постановление, действовало в соответствии с предоставленными ему полномочиями и за пределы своей компетенции не вышло.
Что касается доводов в жалобе том, что оспариваемое постановление противоречит Федеральному Закону РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", то они не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном законе, в частности в ст. 28, определен порядок исчисления трудового стажа для назначения пенсий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на общих основаниях, тогда как оспариваемое постановление определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных основаниях для назначения пенсии для лиц, проходивших военную службу.
Не может быть принято во внимание и утверждение в жалобе о том, что оспариваемым постановлением нарушено право заявителя на пенсионное обеспечение, предусмотренное Федеральным Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку ст. 7 данного закона дает возможность лицу, имеющему право на различные государственные пенсии, право выбора вида пенсий.
Кроме того, вопреки утверждению в жалобе, не имеется противоречия оспариваемого нормативно-правового акта Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, требования Р. о признании незаконными (недействующими) со дня принятия абзацев 15 и 16 раздела 2 Приложения 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления срока, с которого служба на территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в выслугу лет на льготных условиях со слов "на остальной территории края - с 1 января 1985 года" не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Р. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 сентября 2003 г. N КАС03-429
Текст определения официально опубликован не был