Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 28 января 2004 г. N 04-02-05/3/6
Вопрос: В 2002 - 2003 г.г. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений и являющегося федеральной собственностью, в соответствии со статьями 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации учтены в доходах федерального бюджета. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 20.12.2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г.", статьей 28 Федерального закона от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 г.", постановлением Правительства РФ от 24.06.1999 г. N 689 "Об утверждении порядка учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями...", статьей 5 Федерального закона от 23.08.96 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме (без уплаты налога на прибыль) учитывались в доходах федерального бюджета и отражались в сметах доходов и расходов указанных учреждений. Поступившие средства отражались на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах федерального казначейства и направлялись на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы.
Средства, выделенные бюджетному учреждению из бюджета по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, признаются в соответствии с п.п.14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации как средства целевого финансирования, которые, в соответствии с данной статьей, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Однако в письме МНС России от 20.08.2003 г. N 02-2-07/102-АГ384 доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, в том числе находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются как доходы от предпринимательской деятельности и относятся в соответствии с пунктом 4 статьи 250 НК РФ к внереализационным доходам, облагаемым в соответствии со статьей 247 НК РФ налогом на прибыль. Положение статьи 28 Федерального закона от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2002 г." о том, что в 2002 г. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного учреждениям в оперативное управление, по мнению МНС России, учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений в полном объеме, реализуется после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе и налога на прибыль.
Из вышеизложенного видно неоднозначное трактование одних и тех же законов, так в статье 28 Федерального закона от 20.12.2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г.", статье 28 Федерального закона от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 г." сказано об учете доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в доходах федерального бюджета и отражении их в сметах доходов и расходов учреждений в полном объеме, а налоговыми органами - после уплаты налогов. Доходы, полученные от сдачи федерального имущества в аренду, установлены вышеназванными законами как дополнительный источник бюджетного финансирования по сметам доходов и расходов учреждений, что полностью соответствует определению целевого финансирования, данном в пункте 4 статьи 250 НК РФ. Налоговыми органами доходы, полученные от сдачи федерального имущества в аренду и выделенные учреждениям как дополнительный источник бюджетного финансирования, не признаются целевым финансированием, а являются внереализационными доходами, подлежащими налогообложению. Следует отметить, что пунктом 7 статьи 3 НК РФ установлено "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика".
Действия налоговых органов в части бюджетных учреждений СО РАН считаем неправомерными и противоречащими ст.5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", определяющей доходы от сдачи имущества, находящейся в федеральной собственности, в аренду как дополнительных источник бюджетного финансирования в полном объеме. Однако, на местах налоговыми органами в ходе выездных налоговых проверок в настоящее время уже производится доначисление налога на прибыль по данному вопросу за 2002 г.
Просим дать разъяснения по вопросу, подлежат ли налогообложению (в частности налогом на прибыль) доходы, полученные от сдачи в аренду федерального имущества, а также порядку отражения в бухгалтерском, налоговом учете и отчетности доходов и расходов за 2002 - 2003 г.г. в случае признания доходов от сдачи федерального имущества в аренду подлежащими налогообложению.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо от 19.11.2003 N 15005-15116-9317/104 и по существу вопроса сообщает следующее.
Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов Российской Федерации устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, в частности, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в виде сдачи имущества в аренду, получают от этой деятельности внереализационные доходы в виде арендных платежей согласно пункту 4 статьи 250 Кодекса и, следовательно, являются плательщиками налога на прибыль.
Это положение главы 25 Кодекса взаимодействует с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываются средства, передаваемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Указанные доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Таким образом, Департамент налоговой политики разделяет мнение МНС России об уплате налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с сумм доходов, получаемых бюджетными организациями от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Заместитель руководителя |
А.И.Косолапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 28 января 2004 г. N 04-02-05/3/6
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", июль 2004 г., N 21