Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве направляет обзор применения действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость за II полугодие 2003 года.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2003 N БГ-3-03/499 внесены изменения в приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации" (доведено до ИМНС письмом от 01.10.2003 N 24-14/53922):
"Исключены пункты 32.2, 37.3 и 44.4 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, в редакции приказов МНС России от 22.05.2001 N БГ-3-03/156, от 06.08.2002 N БГ-3-03/412, от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491".
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 26.12.2003 N БГ-3-03/721 внесены изменения и дополнения в приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации" (доведено до ИМНС письмом от 09.01.2004 N 24-14/00938).
Приказом МНС России от 26.08.2003 N БГ-4-03/25дсп (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 03.09.2003 N 24-14/8340дсп) утверждены Методические рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 24.06.2003 N БГ-4-06/16дсп утвержден и направлен для руководства в работе Временный регламент проведения проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (доведено до ИМНС письмом от 04.07.2003 N 25-08/6697дсп).
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.11.2003 N БГ-3-03/644 "Об утверждении форм декларации по налогу на добавленную стоимость" утверждена форма декларации по налогу на добавленную стоимость (доведено до ИМНС письмом от 26.12.2003 N 24-14/71904). Настоящий приказ вводится в действие начиная с налогового периода за январь (I квартал) 2004 года.
Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.07.2003 N ВГ-6-03/807 направлен для сведения и учета в работе свод писем по применению действующего законодательства по НДС за 1-е полугодие 2003 года (доведено до ИМНС письмом от 01.08.2003 N 24-14/42652).
Управлением МНС России по г.Москве письмом от 17.09.2003 N 24-14/51308 доведен до сведения и использования в практической работе налоговых органов г.Москвы обзор характерных нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведения инспекциями камеральных проверок обоснованности принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам при приобретении основных средств.
Управлением МНС России по г.Москве письмом от 24.12.2003 N 24-14/71191 направлен для использования в работе обзор характерных нарушений и недостатков, выявленных при проведении тематических проверок деятельности инспекций МНС России по административным округам г.Москвы и межрайонных инспекций г.Москвы по вопросу организации контрольной работы инспекций за обоснованностью принятия налогоплательщиками к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке, и соблюдением порядка возмещения НДС, предусмотренного ст.176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управлением МНС России по г.Москве письмом от 26.12.2003 N 24-14/71908 направлен для использования в работе обзор характерных нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения комплексных проверок организации работы в территориальных налоговых инспекциях за соблюдением законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налога на добавленную стоимость при проведении камеральных проверок налоговых деклараций плательщиков по данному налогу.
Управлением МНС России по г.Москве письмом от 23.12.2003 N 24-14/71002 направлены для исполнения и использования в работе Примерная программа и Методические рекомендации по порядку проведения проверки правильности исчисления налога на добавленную стоимость и применения налогового вычета налоговыми агентами.
Также Министерством Российской Федерации по налогам и сборам даны следующие разъяснения по порядку применения действующего законодательства.
В целях применения статьи 145 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 12.01.2004 N 03-1-08/0030/18-а968 о применении статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации сообщило следующее.
В своем Определении от 10.11.2002 N 313-О Конституционный Суд Российской Федерации установил, что положение пункта 2 статьи 145 Кодекса не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость по операциям с неподакцизными товарами.
Учитывая изложенное, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие несколько видов деятельности, в рамках одного из которых реализуются подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье, при наличии раздельного учета реализации подакцизных и неподакцизных товаров, имеют основание для использования права на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в отношении деятельности, в рамках которой не осуществляется реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья. При этом, ими должны быть соблюдены условия, установленные статьей 145 Кодекса.
Таким образом, статья 145 Кодекса подлежит применению с учетом Определения Конституционный # Суд # Российской Федерации от 10.11.2002 N 313-О.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение, в соответствии с Решением высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.02.2003 по делу N 10462/02 с 1 января 2003 года не должны представлять декларации по НДС (титульный лист декларации, приложение "В" (в части операций, совершенных налогоплательщиком, использующим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ) и приложение "Г").
Президиум Высшего Арбитражного суда Постановлением от 12.08.2003 N 2500/03 постановил, что при проверке соответствия суммы выручки установленному статьей 145 Налогового кодекса РФ ограничению (1 000 000 руб.) подвергается выручка за любые трехмесячные промежутки, содержащиеся в выделенных 12 месяцах. (Письмо МНС России от 29.10.2003 N ШС-6-14/1129).
В целях применения статьи 146 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 23.06.2003 N 03-1-08/1922/16-Ч125 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 03.07.2003 N 24-14/35917) разъяснило следующее.
Письмом МНС РФ и Минфина РФ от 16 июня 2004 г. NN 02-2-12/22, 03-02-05/41 письмо МНС России от 23 июня 2003 г. N 03-1-08/1922/16-Ч125 отменено
Российский фонд федерального имущества является плательщиком налога на добавленную стоимость. При этом деятельность Фонда по продаже приватизируемого федерального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах признается возмездным оказанием услуг по организации и проведению приватизации федерального имущества на платной основе.
В связи с изложенным, а также учитывая, что Российский фонд федерального имущества не относится к органам, входящим в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые возлагаются исключительные полномочия в определенной сфере деятельности, средства, полученные Российским фондом федерального имущества, в размере 3 процентов от суммы денежных средств, поступивших от покупателей в счет оплаты приобретенного имущества, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость и подлежат налогообложению.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 23.06.2003 N 03-2-06/1/1936/22-Ц956 разъяснило, что при осуществлении в рамках доверительного управления, операций по реализации товаров (работ, услуг), исчисление налога на добавленную стоимость и уплата его в бюджет производится доверительным управляющим паевым инвестиционным фондом в общеустановленном порядке, за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 25.06.2003 N 03-1-08/1979/26-Ч876 о порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость упущенной выгоды при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд сообщило следующее.
В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, изъятие земельных участков, производимое по решению Правительства г.Москвы без передачи права собственности и смены собственника, согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса не признается реализацией.
Что касается применения налога на добавленную стоимость при получении землепользователями сумм упущенной выгоды при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, то поскольку денежные средства, получаемые организациями в счет возмещения упущенной выгоды, обусловленной прекращением получения дохода землепользователями с изымаемых земель, нельзя расценивать как средства, полученные от реализации товаров (работ, услуг), а также как средства, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), следовательно, налогом на добавленную стоимость они не облагаются.
Учитывая изложенное, возмещение упущенной выгоды при изъятии в г.Москве для городских нужд земельных участков, находящихся в пользовании у общества, налогом на добавленную стоимость не облагается.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 18.08.2003 N 23-1-12/31-2116-АВ856 сообщило следующее.
В целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
При этом плательщиком налога в бюджет является сторона, передающая товары (работы, услуги),
Таким образом, у российского покупателя, безвозмездно получившего товар от иностранного поставщика, объект обложения НДС не возникает.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 25.07.2003 N 03-1-08/2277/16-Я823 по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых Банку России подразделениями вневедомственной охраны МВД России, сообщило следующее.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 18.06.1979 N 578-192, распоряжению Президента Российской Федерации от 27.10.1992 N 630-рп, Инструкции по организации охраны учреждений Центрального банка Российской Федерации (Банка России) подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России от 15.10.2001 N 903дсп, охрана Центрального банка Российской Федерации и его учреждений возложена только на подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, т.е. на эти органы законодательством Российской Федерации возложены исключительные полномочия в отношении охраны объектов Банка России.
В целях применения статьи 148 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 08.10.03 N 23-1-12/31-2636-АК728 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 31.10.2003 N 24-14/61193) разъяснило следующее.
В связи с тем, что услуги, связанные с космическими объектами, не относятся к услугам, перечисленным в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, в отношении которых предусмотрен особый порядок определения места их реализации, оно определяется по общему правилу, установленному пунктом 5 пункта 1 статьи 148 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Поскольку услуги по использованию ретранслятора были оказаны иностранной организацией в космическом пространстве, что подтверждается представленными документами, местом реализации этих услуг Россия не является, вследствие чего объекта налогообложения при осуществлении данной операции не возникает.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 22.08.2003 N 23-1-12/31-2193-АГ745 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 03.09.2003 N 24-14/48097) разъяснило следующее.
В связи с тем, что услуги по обслуживанию грузов иностранных организаций и, в частности, услуги по обслуживанию грузов иностранных авиакомпаний, не поименованы в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 148, место их реализации определяется по общему правилу, установленному подпунктом 5 данного пункта.
Поскольку обслуживание грузов иностранных авиакомпаний осуществляется российской организацией, действующей на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, местом реализации таких услуг является территория России. На этом основании данные услуги облагаются НДС в Российской Федерации в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 31.07.2003 N 23-1-12/31-1853-АА872 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 12.08.2003 N 24-14/44186) разъяснило, что услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов иностранных авиакомпаний, включая аэронавигационное обслуживание, подпадают под действие пп. 4 п.1 ст.148 НК РФ, в соответствии с которым местом реализации данных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
В связи с этим в случае если покупателями услуг по заправке горючесмазочными материалами (далее - ГСМ) и других услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах, являются иностранные организации (иностранные индивидуальные предприниматели), местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации, реализация рассматриваемых услуг не облагается НДС в Российской Федерации.
Поскольку топливо и ГСМ в момент транспортировки находятся на территории Российской Федерации, местом реализации указанных товаров в соответствии со ст.147 Кодекса является территория Российской Федерации.
В случае если топливо и ГСМ реализуются российскими налогоплательщиками иностранным лицам - резидентам и вывозятся с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, то обложение НДС будет осуществляться в соответствии с нормами Кодекса.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 20.10.2000 распространяется на товары, помещенные под таможенный режим экспорта при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств сторон, а также на услуги по транспортировке и обслуживанию данных товаров и на услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории государства одной стороны на таможенную территорию государства другой стороны.
В связи с этим, на товары (топливо и ГСМ), реализованные иностранным организациям и вывезенные с территории России в таможенном режиме перемещения припасов, указанное Соглашение не распространяется.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 01.09.2003 N 03-3-06/2561/36-АД695 разъяснило, что место реализации услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса, согласно которому в целях главы 21 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 1 данной статьи Кодекса).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.01.2004 N 03-3-06/67/35-Б260 разъяснило, что определение места реализации работ (услуг), оказанных белорусским контрагентам, осуществляется в соответствии с нормами статьи 148 Кодекса.
В целях применения статьи 149 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 05.12.2003 N 03-2-06/4/3525/28-АУ230 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 18.12.2003 N 24-14/70351) по вопросу освобождения от налога на добавленную стоимость медицинских услуг сообщило следующее.
Согласно приложению N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2002 г. N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.10.2002 г. под N 3856, работы и услуги по специальности "Стоматология ортопедическая" включены в состав доврачебной помощи; амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому; стационарной помощи, в том числе в условиях дневного стационара.
В связи с изложенным, зуботехническая лаборатория, являющаяся самостоятельным юридическим лицом, имеющая лицензию на право осуществления работ и услуг по специальности "Стоматология ортопедическая" в рамках оказания доврачебной помощи, имеет право на освобождение медицинских услуг по вышеуказанной специальности от налога на добавленную стоимость согласно вышеуказанной норме Кодекса.
по подпункту 2 пункта 10
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 03.12.2003 N 03-1-08/3504/17-АТ717 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 15.12.2003 N 24-14/69744) разъяснило, что с 01.01.2004 реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), только в случае, если данные услуги оказываются собственниками жилых помещений или управомоченными ими лицами (наймодателями) гражданам (нанимателям) по договору найма жилого помещения.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 08.08.2003 N 03-2-06/4/2368/27-АБ637 о налогообложении налогом на добавленную стоимость ювелирных изделий, производимых и реализуемых организациями, поименованными в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, сообщило следующее.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", вступившему в силу с 1 января 2003 года, ювелирные изделия исключены из состава подакцизных товаров, перечисленных в статье 181 главы 22 "Акцизы" Кодекса.
Однако следует иметь в виду, что постановлением Правительства Российской Федерации # 22.11.2000 г. N 884 "Об утверждении перечня товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)" утвержден перечень, в который включены драгоценные камни и драгоценные металлы.
В соответствии с основными понятиями, установленными статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 г. N 41-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Указанный перечень драгоценных металлов может быть изменен только Федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;
драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.
С учетом вышеизложенного, организации, поименованные в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса и осуществляющие производство и реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость и, соответственно, реализация указанными организациями ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 09.01.2004 N 03-2-06/4/0019/28-А413 по вопросу применения региональными общественными организациями инвалидов подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации сообщило, что согласно данной норме Кодекса освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость подлежит реализация товаров (работ, услуг) с учетом установленных указанным подпунктом Кодекса ограничений вне зависимости от того, связана ли эта реализация с осуществлением данными учреждениями некоммерческой деятельности, либо осуществляется в рамках предпринимательской деятельности.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 25.09.2003 N 03-2-06/1/2809/22-АИ401 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 06.10.2003 N 24-14/54920) по вопросу освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость осуществляемых банками банковских операций сообщило следующее.
Письмом Банка России от 21.09.2000 г. N 09-19-4/424 разъяснено, что операции коммерческих банков по представлению займов в драгоценных металлах являются юридической формой такого размещения.
В этой связи операции банков по представлению слитков из драгоценных металлов по договору займа не подлежат налогообложению только в случае возврата заемщиком в сроки, установленные договором займа также слитков из драгоценных металлов.
При ином способе прекращения обязательств по договору займа (передача денежных средств либо товаров (работ, услуг) необходимо учитывать, что если в сроки, установленные договором, заемщик, с целью прекращения своих обязательств, по соглашению с кредитором передает ему денежные средства, либо иное имущество, то у банка появляются обязательства по уплате налога на добавленную стоимость на основании вышеназванных норм Кодекса, поскольку происходит реализация слитков с изъятием их из сертифицированного хранилища.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 17.07.2003 N 03-2-06/1/2218/22-Ю400 по вопросу исчисления налога на добавленную стоимость при осуществлении операций с драгоценными металлами сообщило следующее.
Операции банков с драгоценными металлами не подлежат налогообложению только при их осуществлении на территории Российской Федерации.
При реализации банком слитков из драгоценных металлов на экспорт для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов банк должен представить в налоговые органы документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса. При отсутствии подтверждающих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, налогообложение указанных операций производится в общеустановленном порядке.
Что касается экспорта слитков из драгоценных металлов с целью их размещения на металлических счетах банка-экспортера за пределами территории Российской Федерации, то указанная операция не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, поскольку нет перехода права собственности и, следовательно, объекта налогообложения этим налогом.
Операции по реализации слитков из драгоценных металлов, ранее экспортированных с целью их размещения на металлических счетах банка-экспортера за пределами территории Российской Федерации, не должны облагаться налогом на добавленную стоимость, так как местом реализации не признается территория Российской Федерации.
Управлением МНС России по г.Москве письмом от 05.06.2003 N 24-14/30083 доведен до сведения и использования в практической работе налоговых органов г.Москвы обзор характерных нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведения инспекциями камеральных проверок обоснованности применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость налогоплательщиков, осуществляющих операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Департамент финансов города Москвы письмом от 19.08.2003 N 08-02-06/163 направил Перечень организаций, принимавших участие в исполнении городского заказа на НИОКР в 1 полугодии 2003 года, представленный государственным заказчиком и главным распорядителем средств на науку - Департаментом науки и промышленной политики города Москвы (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 01.09.2003 N 24-14/47422).
Департамент экономической политики и развития города Москвы письмом от 14.01.2004 N ДПР/3-3/11-193 направил уточненный по итогам выполнения за год Перечень организаций, выполняющих в 2003 году научно-исследовательские разработки в области градостроительства по городскому заказу, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы и в соответствии с действующим законодательством освобождаемых от налога на добавленную стоимость Москвы (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 26.01.2004 N 24-14/04807).
В целях применения статьи 153 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@ (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 01.10.2003 N 24-14/53924) во вопросу определения налоговой базы налоговым агентом при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту сообщило следующее.
Согласно пункту 3 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.
Дата реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения в соответствии со статьей 167 Кодекса.
Для налогоплательщиков, определяющих дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту определяется путем пересчета стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки.
Для налогоплательщиков, определяющих дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается по курсу Банка России на дату ее получения.
Налоговая база, указанная в пункте 1 статьи 161 Кодекса, при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату реализации товаров (работ, услуг), т.е. на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату товаров (работ, услуг) иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.
Налоговый агент осуществляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату фактического осуществления расходов (в том числе, если эти расходы являются авансовыми или иными платежами), вне зависимости от принятой учебной политики для целей налогообложения.
В целях применения статьи 154 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 19.06.2003 N 03-1-08/1887/14-Ц347 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 30.06.2003 N 24-14/35003) разъяснило порядок исчисления налога на добавленную стоимость при реализации объекта завершенного капитального строительства после 01.01.2001 года, в случае, если строительство объекта было начато до 01.01.2001 года.
При реализаций объекта, завершенного капитальным строительством после 01.01.2001 года, строительство которого было начато 01.01.2001 года в счете-фактуре, предъявляемом продавцом покупателю, указывается сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная с полной цены реализации объекта по ставке 20 процентов. Суммы налога, уплаченные подрядным организациям за выполненные до 1 января 2001 года строительно-монтажные работы и включенные в стоимость незавершенного строительства, подлежат вычету при реализации данного основного средства при наличии счета-фактуры в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса.
В целях применения статьи 156 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.05.2003 N 03-1-08/1555/14-С808 о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями, осуществляющими реализацию проездных билетов по договорам комиссии и агентским договорам, сообщило следующее.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Таким образом, при оказании авиатранспортной компанией услуг по перевозке пассажиров (непосредственно населения), оформленных авиабилетами, счета-фактуры не выписываются. Также авиатранспортная компания не выписывает счета-фактуры и в случае реализации билетов населению через агентства, с которыми у нее заключены агентские договора.
Учитывая, что при реализации билетов населению через агентства, с которыми у авиатранспортной компании заключены агентские договора, обязанность по выставлению счетов-фактур авиатранспортной компанией не предусмотрена, агентства при реализации билетов населению счета-фактуры также не выставляют.
В целях применения статьи 161 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 05.09.2003 N 03-1-08/2606/13-АЕ250 по вопросу исчисления налога на добавленную стоимость налоговым агентом сообщило следующее.
Уплата суммы налога, удержанной налоговым агентом из доходов, уплачиваемых арендодателю, производится налоговым агентом по месту своего учета в налоговом органе, т.е. по месту государственной регистрации организации, признанной налоговым агентом.
В целях применения статьи 162 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 24.09.2003 N ОС-6-03/994 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 20.10.2003 N 11-15/58290) направило для руководства и использования в работе постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.08.2003 N 12359/02, которым установлено следующее.
При рассмотрении вопросов налогообложения и отражения в декларации по налогу на добавленную стоимость сумм авансовых платежей следует иметь в виду, что, руководствуясь 21 главой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), налогоплательщик, получив авансовые платежи или предоплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо оплату за частично произведенную продукцию (работы, услуги), обязан включить эти суммы в налоговую базу, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены. При этом не имеет значения, когда будут полностью исполнены обязательства продавца, вытекающие из договора с покупателем товаров (работ, услуг), и обязательства покупателя по оплате этих товаров (работ, услуг).
Также необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 8 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком (т.е. исчисленные и отраженные в декларации) с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), в том числе поставок, произведенных в том же налоговом периоде, в котором поступили авансы, в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 172 Кодекса.
При получении налогоплательщиком авансовых или иных платежей в иностранной валюте в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) указанная сумма пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату поступления данных авансовых или иных платежей. При этом суммы налога, начисленные налогоплательщиком с суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежащих налогообложению, при последующей отгрузке товара (выполнении работы, оказании услуги) подлежат вычету.
Также необходимо отметить, что денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары (припасы) после даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров (припасов) в режиме экспорта (перемещения припасов), а также за выполненные работы (оказанные услуги), поименованные в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическое выполнение указанных работ (услуг), не включаются в налоговую базу по налогу до момента определения налоговой базы, предусмотренного пунктом 9 статьи 167 Кодекса.
При этом денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары (припасы) после даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров (припасов) в режиме экспорта (перемещения припасов), а также за выполненные работы (оказанные услуги), поименованные в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическое выполнение указанных работ (услуг), не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость только в размере средств, соответствующем доле отгруженной продукции, выполненных работ (оказанных услуг).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 19.06.2003 N ВГ-6-03/672@ (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 30.06.2003 N 24-14/35004) разъяснило порядок обложения налогом на добавленную стоимость сумм авансовых и иных платежей, поступивших в счет реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для целей исчисления налога на добавленную стоимость авансовыми и иными платежами, полученными в счет предстоящей поставки товаров, будут являться денежные средства, полученные налогоплательщиками от покупателей товаров (работ, услуг) до момента отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
На основании изложенного до вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при применении подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса необходимо учитывать, что денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары после даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в режиме экспорта, а также за выполненные работы (оказанные услуги), поименованные в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическое выполнение указанных работ (услуг), не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость до даты реализации, предусмотренной пунктом 9 статьи 167 Кодекса.
После вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары (припасы) после даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров (припасов) в режиме экспорта (перемещения припасов), а также за выполненные работы (оказанные услуги), поименованные в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическое выполнение указанных работ (услуг), не включаются в налоговую базу по налогу до момента определения налоговой базы, предусмотренного пунктом 9 статьи 167 Кодекса.
При этом денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары (припасы) после даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров (припасов) в режиме экспорта (перемещения припасов), а также за выполненные работы (оказанные услуги), поименованные в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическое выполнение указанных работ (услуг), не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость только в размере средств, соответствующем доле отгруженной продукции, выполненных работ (оказанных услуг).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 08.10.2003 N 23-1-12/31-2625-АК729 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 31.10.2003 N 24-14/61194) разъяснило, что у российской организации при выплате иностранной организации дохода в виде пени не возникают обязанности по удержанию и уплате НДС, возложенные на налогового агента.
В целях применения статьи 164 НК РФ
Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.06.2003 N РД-6-23/651 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 24.06.2003 N 24-14/33650) внесены изменения в перечень государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 08.07.2003 N 03-3-04/2122/32-Щ728 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 17.07.2003 N 25-08/40094) разъяснило порядок документального подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при вывозе товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 02.12.2003 N 23-2-15/21-3271-AT 506 разъяснило, что в соответствии с подпунктом 7 п.1 ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по нулевой ставке производится при реализации товаров (работ, услуг) иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам и их персоналу в тех случаях, когда законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств и персонала этих представительств Российской Федерации.
Согласно письма МНС России от 01.04.2003 N РД-6-23/382 "О перечне государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость" операции по реализации работ по ремонту и реконструкции зданий и сооружений, выполняемые для официальных нужд представительства и для личного пользования главы представительства, облагаются по ставке 0 процентов.
Исходя из имеющейся в распоряжении МНС России информации и с целью исполнения принципа взаимности, данное положение письма следует применять следующим образом.
Облагаются по нулевой ставке при их реализации Посольству Ирландии:
строительные работы, перепланировка и ремонт помещений, предназначенных для официального пользования Посольства,
строительные работы, перепланировка и ремонт помещений, предназначенных для личного пользования Главы дипломатической миссии,
строительные работы, перепланировка и ремонт жилых помещений, предназначенных для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала.
Таким образом, реализация работ по проведению текущего ремонта помещений для официального пользования Посольства Ирландии, а также для личного пользования Главы дипломатической миссии, дипломатического и административно-технического персонала при возврате таких помещений облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 18.06.2003 N 23-3-07/5-1132-Ц204 разъяснило, что на территории Российской Федерации Европейское космическое агентство (далее ЕКА) действует в соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и ЕКА об учреждении в Российской Федерации Постоянного представительства ЕКА и его статусе от 10 апреля 1995 года (далее Соглашение). Согласно статье 6 Соглашения в рамках официальных функций, осуществляемых ЕКА на территории Российской Федерации, его активы, средства, выделяемые на его финансирование, и другая собственность освобождаются от всех прямых налогов и сборов, а именно: федеральных, субъектов Российской Федерации и местных, за исключением платежей за предоставление коммунальных и других услуг подобного рода.
В соответствии с применяемыми в Российской Федерации принципами налогообложения налог на добавленную стоимость относится к косвенным, а не прямым налогам, что соответствует и мировой практике. Соответственно, предусмотренное статьей 6 Соглашения освобождение не включает освобождение от налога на добавленную стоимость. Законодательством Российской Федерации и другими международными договорами иных налоговых льгот в отношении ЕКА по налогу на добавленную стоимость не предусмотрено.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 10.12.2003 N 23-3-09/14-3425-АУ797 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 23.12.2003 N 24-14/70999) разъяснило порядок освобождения от НДС международных организаций.
Пунктом 3 статьи VI Соглашения между Правительством Российской Федерации и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного Представительства Организации Объединенных Наций от 15.06.1993 (далее - Соглашение) предусмотрено, что Представительство Организации Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций, их активы, доходы и другое имущество освобождаются от всех прямых налогов, налога на добавленную стоимость, сборов и пошлин. Поскольку в соответствии со статьей 1 Соглашения под ООН понимается международная межправительственная организация, созданная в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, и включающая в себя органы, программы и фонды ООН, в частности ПРООН, ЮНИСЕФ, УВКБ, ЮНЕП, ЮНФПА, МПП, ЮНДКП, положения статьи VI Соглашения распространяются на Объединенное Представительство ООН и соответствующие структурные органы ООН (включая ПРООН).
В соответствии с положениями главы 21 Налогового Кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Статья VI Соглашения предусматривает освобождение от уплаты налогов (в том числе НДС) реализации товаров (работ, услуг) самим Представительством ООН и структурными органами ООН (включая ПРООН).
Таким образом, в случае реализации международными организациями (в том числе, ООН и ее структурными органами) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, они освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями международных договоров Российской Федерации. Освобождение поставщиков, реализующих товары (работы, услуги) международным организациям на территории Российской Федерации, ни международным договором Российской Федерации, ни законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено. Соответственно, такие операции подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 10.07.2003 N 03-1-08/2158/12-Э167 разъяснило, что при реализации дезинфекционных средств для проведения дезинфекционных работ или для использования в бытовых целях ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% не применяется.
Вместе с тем исключение составляют реализуемые дезинфицирующие лекарственные средства, перечисленные в соответствующих главах Государственного реестра лекарственных средств (изданного Минздравмедпромом России в 1995 году, с учетом последующих изменений и дополнений), при наличии у предприятия (организации) в качестве подтверждения принадлежности дезинфекционного средства к лекарственным средствам лицензии на производство и распространение лекарственных средств, выданной в установленном порядке.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 01.10.2003 N ВГ-6-03/1018 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 09.10.2003 N 26-08/56824) разъяснило порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по размещению предвыборных агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Статьей 53 Федерального закона от 20.12.2002 N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" также предусмотрено, что информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.
При этом независимо от того, в какой форме происходит информационное обеспечение выборов и референдумов (информирование избирателей, участников референдума, предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума), услуги по размещению предвыборных агитационных материалов в периодических печатных изданиях, перечисленных в пунктах 1, 2, 4 и 5 вышеназванного Перечня, подлежат налогообложению по налоговой ставке 10 процентов.
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 Примечаний к Перечню к периодическим печатным изданиям, указанным в пунктах 1, 2 и 5 данного Перечня, не относятся периодические печатные издания в электронном виде, распространяемые, в частности, на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи. Соответственно, размещение предвыборных агитационных материалов в таких периодических печатных изданиях подлежит налогообложению по налоговой ставке 20 процентов.
При размещении предвыборных агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется в общеустановленном порядке по налоговой ставке 20 процентов.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01.01.2004 налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации письмом от 17.12.2003 N ОС-6-03/1316@ (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 06.01.2004 N 24-14/00424) "Об особенностях исчисления и уплаты НДС в переходный период в связи с введением налоговой ставки 18 процентов" разъяснило, что при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) независимо от поступления оплаты за указанные товары (работы, услуги) счета-фактуры выставляются покупателям с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.01.2004 N 03-1-08/0076/15-Б272 разъяснило следующее.
При получении аванса до 1 января 2004 года в счет предстоящей отгрузки товаров (работ, услуг) исчисление налога на добавленную стоимость производится исходя из налоговой ставки 20/120. При отгрузке в 2004 году товаров (работ, услуг) в счет указанного аванса, исчисление НДС производится исходя из налоговой ставки 18 процентов.
Следовательно, сумма налога, ранее исчисленная и уплаченная налогоплательщиком НДС с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) принимается к вычету в размере уплаченного налога.
При этом следует иметь ввиду, что если условиями договора предусмотрено изменений # общей стоимости договора в связи с изменением ставки налога, и при этом указанные денежные средства по соглашению сторон засчитываются в счет будущей оплаты покупателем товаров (работ, услуг), то указанная сумма облагается налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса. В случае, если условия договора не меняются и при этом излишне уплаченная сумма налога покупателю не возвращена, то указанная сумма облагается налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса.
В целях применения статьи 169 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 02.12.2003 N 03-1-08/3487/14-АТ605 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 15.12.2003 N 24-14/69745) о порядке заполнения счетов-фактур разъяснило, что, сумма акциза в счете-фактуре указывается только в случае реализации подакцизных товаров.
Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 пункта 5 статьи 169 Кодекса, т.е, страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.
Таким образом, если в счете-фактуре вышеуказанные сведения не указаны в силу предусмотренных Кодексом обстоятельств, данный счет-фактура считается выставленным без нарушения порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, и может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.
При этом Кодексом не предусмотрено обязательного проставления прочерков в случае неуказания отдельных сведений в счете-фактуре.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 28.08.2003 N ШС-6-14/925 направило для сведения и использования в работе постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2003 N 2011/03 по вопросу выставления индивидуальными предпринимателями в 2000 - 2001 гг. счетов-фактур с выделением в них сумм налога на добавленную стоимость при том, что индивидуальные предприниматели не являлись плательщиками данного налога (в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности").
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 28.11.2003 N 03-1-08/3444/14-АТ250 разъяснило порядок применения налоговых вычетов по НДС при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья при производстве подакцизной продукции.
Согласно пункту 5 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога и налога с продаж. Таким образом, в стоимость услуги включаются акцизы, если в результате переработки производится подакцизная продукция.
Кодексом не предусмотрено начисление НДС отдельно на сумму акциза.
В соответствии с пп. 2 п.5 ст.198 НК РФ при передаче нефтепродуктов лицами, не имеющими свидетельства, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с пп. 4 п.1 статьи 182 НК РФ, предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья и материалов. В расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно п.1 ст.172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 ст.171 НК РФ.
При этом п.3 ст.168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Следовательно, налогоплательщик, оплачивающий стоимость услуг по производству товаров из давальческого сырья с учетом акцизов и НДС имеет право на вычет налога в случае выставления ему счетов-фактур на стоимость вышеуказанных услуг, включающую в себя сумму акцизов.
Таким образом, налогоплательщик не имеет права принять к вычету сумму НДС по счету-фактуре, выставленному с нарушением порядка, установленного ст.169 НК РФ, отдельно на сумму акциза.
В целях применения статьи 170 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 16.07.2003 N 03-1-08/2209/16-Ю169 разъяснило порядок налогообложения НДС некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
другие не запрещенные законом поступления.
В связи с изложенным, вступительные и членские взносы, полученные некоммерческой организацией на осуществление уставной деятельности, а также денежные средства, поступившие в порядке благотворительности, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
При этом учет получения и расходования целевых поступлений согласно утвержденной смете должен осуществляться отдельно от деятельности, подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Следует иметь в виду, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные некоммерческой организацией по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления уставной деятельности, покрываются за счет источника их приобретения.
В случае, если приобретенные товары (работы, услуги) используются как для операций, осуществляемых в рамках уставной деятельности некоммерческой организации, так и для операций, признаваемых объектом налогообложения, то распределение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам таких товаров (работ, услуг), производится в следующем порядке.
Некоммерческие организации, источником финансирования которых являются членские взносы, реализующие товары (работы, услуги), для вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), должны обеспечить раздельный учет затрат.
Систему налогового учета налогоплательщик в этом случае организует самостоятельно.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением # руководителя некоммерческой организации.
Следует отметить, что положения пункта 4 статьи 170 Кодекса в данном случае применяться не могут, поскольку у некоммерческой организации в рамках ее основной (уставной) деятельности отсутствует понятие "отгруженные товары (работы, услуги)".
В целях применения статей 171-172 НК РФ
Приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806 утверждена Инструкция о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации).
С 1 января 2004 года вступили в силу:
Приказ ГТК России от 04.08.2003 N 849 "Об утверждении формы акта выверки авансовых платежей",
Распоряжение ГТК России от 27.11.2003 N 647-р "Об утверждении Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам".
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 02.06.2003 N 03-1-09/1708/14-Ф253 о правомерности принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) приобретенным организацией для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, при отсутствии налоговой базы для исчисления сумм налога, сообщает следующее.
Налоговые вычеты, установленные статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик сможет произвести не ранее того отчетного периода, когда возникнет налоговая база по налогу на добавленную стоимость.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 16.06.2003 N 03-1-08/1829/16-Х792 подтвердило порядок исчисления НДС и применения налоговых вычетов при товарообменных (бартерных) операциях.
При проведении товарообменных (бартерных) операций расчеты между продавцом и покупателем производятся на основании предъявленных друг другу счетов-фактур, в которых сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой, а также первичных учетных документов, подтверждающих факт принятия на учет приобретенных в режиме бартера товаров (работ, услуг).
При этом суммы НДС при реализации товаров (работ, услуг) в режиме бартерного договора должны совпадать.
В случае, когда в связи с применением разных налоговых ставок при проведении товарообменных (бартерных) операций суммы НДС не совпадают, необходимо учитывать что сумма налога, указанная в счете-фактуре, по приобретенным в режиме бартерного договора товарам принимается к вычету только в части фактически уплаченной суммы, то есть, при отгрузке товаров, облагаемых по налоговой ставке 10 процентов в обмен на товары, приобретаемые с налоговой ставкой 20 процентов, продавец имеет право принять к вычету налог в сумме, соответствующей налоговой ставке 10 процентов.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 14.07.2003 N 03-6-07/2173/63-Э817 разъяснило порядок исчисления НДС при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги).
Вексель - это вид ценной бумаги, представляющий собой письменное безусловное долговое обязательство векселедателя, либо иного, указанного в нем плательщика, выплатить векселедержателю по истечению оговоренного срока обозначенную в векселе сумму.
Положение о переводном и простом векселе, введенным в действие Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341, действующим на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 11.03.97 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" предусматривается перечень обязательных реквизитов, которые# должен содержать переводной либо простой вексель.
Таким образом, указанным документом установлены единые требования к оформлению векселей вне зависимости от того, используются они в расчетах за приобретаемые товары (работы, услуги), либо с целью отвлечения денежных средств.
Письмом Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 20.01.2003 N 16-00-12/2 предусмотрено, что в случае, когда в счет погашения задолженности за поставленную продукцию (работы, услуги) организация - поставщик получила векселя не самого должника, а третьей организации, такие векселя должны быть приняты к учету по дебету счетов учета финансовых вложений в оценке, разной дебиторской задолженности за поставленную продукцию (работы, услуги).
В связи с изложенным, при использовании в расчетах векселей третьих лиц за приобретенные товары (работы, услуги), предназначенные для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, суммы этого налога, предъявленные поставщикам этих товаров (работ, услуг) считаются уплаченными и подлежат вычету, если стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом налога (Графа 9 счета-фактуры) соответствует балансовой стоимости векселя (либо в пределах балансовой стоимости векселя, если стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) выше балансовой стоимости векселя).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 03.12.2003 N 03-1-08/3494/15-АТ705 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 15.12.2003 N 24-14/69746) о применении налоговых вычетов со стоимости авиабилетов разъяснило, что основанием для вычета сумм налога, уплаченных за услуги по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая услуги на пользование в поездах постельными принадлежностями, при приобретении за наличный расчет подотчетными лицами проездных документов (билетов) к месту служебной командировки и обратно (пункт отправления и назначения которых находятся на территории Российской Федерации), является сумма налога, выделенная в проездном документе (билете).
Исходя из вышеизложенного, в случае отсутствия счета-фактуры либо проездного билета (авиабилета) с выделенной суммой налога, права на вычет налога на добавленную стоимость у налогоплательщика не возникает.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 07.12.2003 N 03-1-08/3527/13-АТ995 по вопросу применения вычетов сумм налога, уплаченных по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций разъяснило следующее.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного письма следует читать как "4 декабря 2003 г."
В случае, если в расчетных документах нет ссылки на предъявленные налогоплательщику суммы НДС, то вся сумма, указанная в этих документах, включается в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
Следовательно, если в билетах, подтверждающих стоимость проезда работника из командировки к месту постоянной работы, нет указаний о предъявлении налогоплательщику к уплате суммы НДС, то данные расходы на основании пп. 12 п.1 ст.264 НК РФ в полной сумме следует относить к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 10.10.2003 N 03-1-08/2963/11-АЛ268 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 31.10.2003 N 24-14/61195) о порядке выставления счетов-фактур и применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" разъяснило следующее.
При приобретении товаров в организациях розничной торговли юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на вычеты при наличии счетов-фактур и кассовых чеков с выделенной суммой налога на добавленную стоимость.
При этом в строке 5 счета-фактуры должен быть указан порядковый номер чека и дата покупки.
Продавец должен регистрировать в книге продаж показания лент контрольно-кассовых машин и банков строгой отчетности в части, относящейся к реализации товаров (работ, услуг), осуществляемой, в случаях, предусмотренных Кодексом, без выставления счетов-фактур. При выставлении счетов-фактур продавец регистрирует в книге продаж указанные счета-фактуры. При этом показания лент контрольно-кассовых машин, соответствующие вышеуказанным счетам-фактурам в книге продаж не регистрируются.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.01.2004 N 03-1-08/0073/15-Б270 о применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость разъяснило, что, в случае если приобретенное имущество не используется для осуществления операций подлежащих налогообложению в соответствии с главой 21 НК РФ, то налог, уплаченный налогоплательщиком при приобретении имущества и ранее принятый к вычету, подлежит восстановлению и отражается в строке 430 налоговой декларации. Данная позиция нашла отражение в Приказе МНС РФ от 06.08.02 N БГ-3-03/416 (зарегистрирован с Минюсте России 05.09.02 peг. N 3777).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 26.08.2003 N 03-1-08/2502/16-АД015 (доведено до ИМНС России по г.Москве письмом от 03.09.2003 N 24-14/48098) о применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость разъяснило, что, в случае возврата покупателю сумм авансовых платежей суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные в бюджет с полученных авансов, подлежат вычету.
После возврата сумм авансовых платежей покупателю, исчисленная с авансов и уплаченная в бюджет сумма налога отражается в строке 400 Декларации по НДС, утвержденной приказом МНС России от 03.07.2002 N БГ-3-03/338 "Об утверждении форм декларации по налогу на добавленную стоимость".
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 01.12.2003 N 03-1-08/3465/16-АТ493 по вопросу предъявления к вычету сумм НДС, исчисленных с авансовых платежей в случае возврата их покупателю, сообщило следующее.
Денежные средства, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг включаются в налоговую базу того налогового периода, в котором фактически эти средства получены.
Указанный вывод нашел отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.08.2003 N 12359/02, согласно которому налогоплательщик, получив авансовые платежи или предоплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо оплату за частично произведенную продукцию (работы, услуги), обязан включить эти суммы в налоговую базу, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены. При этом не имеет значения, когда будут полностью исполнены обязательства продавца, вытекающие из договора с покупателем товаров (работ, услуг), и обязательства покупателя по оплате этих товаров (работ, услуг).
В случае возврата покупателю сумм авансовых платежей суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет с полученных авансов, подлежат вычету.
После возврата авансовых платежей покупателю, сумма налога, исчисленная с авансов и уплаченная в бюджет, отражается по строке 400 Декларации по НДС, утвержденной Приказом МНС России от 03.07.2002 N БГ-3-03/338 "Об утверждении форм деклараций по НДС".
В случае, если получение авансовых платежей и возврат указанных платежей производятся в одном налоговом периоде, то по итогам данного налогового периода налоговая база определяется с учетом уменьшающих ее изменений в этом налоговом периоде.
Следовательно, в декларации по НДС в этом случае за истекший налоговый период необходимо было отражать только суммы авансовых платежей, связанных с поставкой товаров (работ, услуг), включая поставки, произведенные в том же налоговом периоде, в котором поступили авансы.
Это означает, что налогоплательщик должен был отразить в декларации по НДС сумму налога, исчисленную с авансовых платежей в невозвращенной части, а также сумму налога, исчисленную по реализованным товарам (работам, услугам) и в налоговых вычетах показать сумму налога, исчисленную и отраженную в данной декларации с авансовых платежей, засчитываемую при реализации.
В целях применения статьи 174 НК РФ
Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации она # налогах и сборах", вступившим в силу с 01.01.2004, пункт 4 статьи 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен абзацами следующего содержания:
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 13.10.2003 N 23-1-12/31-2723-АЛ297 относительно порядка уплаты налога на добавленную стоимость и представления декларации по НДС иностранной организацией, имеющей несколько отделений, разъяснило следующее.
Если иностранная организация имеет несколько обособленных подразделений, через которые она реализует на территории России облагаемые НДС товары (работы, услуги), и состоит на учете в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности, она является самостоятельным налогоплательщиком, который должен исчислять НДС по каждому подразделению отдельно, исходя из фактически реализованных таким подразделением операций. При этом по налоговым обязательствам каждого подразделения иностранная организация составляет отдельные декларации, которые представляет в соответствующие налоговые органы и по каждому месту учета уплачивает сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
Представление иностранным налогоплательщиком консолидированных деклараций по НДС, составленных по деятельности, осуществляемой через все или несколько подразделений иностранной организации, и централизованная уплата НДС по месту постановки на учет одного из подразделений (например, московского филиала), неправомерны.
В целях применения статьи 178 НК РФ
В связи со вступлением в силу с 10.06.2003 главы 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.06.2003 N 65-ФЗ "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" утратила силу статья 178 Налогового кодекса Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмо # от 24.07.2003 N ВГ-6-01/821@ в связи с вступлением в силу главы 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации и изменением порядка уплаты НДС сообщило следующее.
С момента вступления в силу Федерального закона от 06.06.2003 N 65-ФЗ освобождение от налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), предназначенных для выполнения соглашения о разделе продукции подрядчикам (поставщикам, перевозчикам) инвесторов (операторов) по соглашениям о разделе продукции в порядке, установленном статьей 178 Налогового кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2001 N 14 "О форме гарантийного письма инвестора или оператора по соглашению о разделе продукции, подтверждающего, что товары, работы и услуги предназначены в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, приказом МНС России от 14.02.2001 N БГ-3-01/36 "Об утверждении Положения о порядке и сроках представления документов, подтверждающих обоснованность освобождения от налога на добавленную стоимость товаров, работ, услуг, предназначенных для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции", а также Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты НДС при выполнении соглашений о разделе продукции, утвержденными приказом МНС РФ от 10.09.2001 N ВГ-3-01/340, не предоставляется.
Советник налоговой службы |
А.А.Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 10 марта 2004 г. N 24-14/15291 "Обзор применения законодательства по налогу на добавленную стоимость за II полугодие 2003 года"
Текст письма официально опубликован не был