Решение Верховного Суда РФ от 7 октября 2003 г. N ГКПИ03-722
(извлечение)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2004 г. N КАС03-657 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года N 285 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229" установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации N 285 от 29 апреля 2002 года "О внесении изменений в постановление в постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229" на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пункты 2 и 4 изложены в новой редакции.
В пункте 2 данного постановления Правительства РФ установлен размер доплаты к государственной пенсии гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций установлен в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях" в отличии от постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. N 229 в процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии по старости (тогда как ранее в кратном исчислении от минимального размера пенсии по старости).
Признанный недействующим и не подлежащим применению решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года N ГКПИ 2001-1843 п.4 постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 года N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций", постановлением Правительства РФ N 285 от 29 апреля 2002 года "О внесении изменений в постановление в постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229" изложен в новой редакции:
4. При определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), подлежащей выплате гражданам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, применяется размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом проведенной индексации на день назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).
При индексации размера базовой части трудовой пенсии с учетом темпов роста инфляции, а также при увеличении размера базовой части трудовой пенсии по старости в соответствии с федеральными законами в целях поэтапного приближения этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера одновременно соответственно повышается размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).
Заявители просили признать недействующим это постановление Правительства Российской Федерации, поскольку оно противоречит п.4 ст.15, 17, 1-3 ст.35, 39, 45, 115 Конституции РФ; Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"; ст.1 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации"; Соглашению от 1980 года между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным Пенсионным фондом персонала Организации объединенных наций.
В судебном заседании явившиеся заявители Б., Д., Б., Е., И., И., Н., П., П., С., Ш. и представители заявителей Ч. и Б. поддержали изложенные в заявлении требования.
Представители Правительства Российской Федерации в лице представителей Минтруда РФ, Минфина РФ, Пенсионного фонда РФ, Министерства иностранных дел РФ просили заявление оставить без удовлетворения, так как оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству.
Заслушав заявителей и их представителей, представителей Правительства Российской Федерации, заключение прокурора Генеральной прокуратуры, считавшей необходимым требования заявителей оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований к удовлетворению заявлений.
Вопросы пенсионного обеспечения бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций регулируются Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным Пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций от 10 октября 1980 года "О передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности". Согласно этому Соглашению участники Пенсионного фонда ООН получили право на выбор пенсионного обеспечения: в соответствии с Положениями Пенсионного фонда ООН или в соответствии с советским законодательством. В последнем случае средства, положенные участнику, переводились в Фонд социального страхования СССР. Согласно ст.IV Соглашения стаж работы в ООН засчитывался в стаж, дающий право на пенсию по законодательству СССР, а сумма, переведенная Пенсионным фондом ООН, должна была учитываться при определении вида и размера пенсии по законодательству СССР. При этом при решении вопроса о том, в каком объеме данная сумма должна приниматься при назначении советской пенсии, Соглашением было оставлено на усмотрение Правительства СССР.
Как следует из представленных доказательств, все заявители относятся к категории бывших сотрудников международных организаций системы ООН, которые согласились на получение пенсии по законодательству СССР.
Правительство Российской Федерации действует в пределах полномочий, предоставленных ему со ст.ст.114, 115 Конституции Российской Федерации, ст.ст.12-23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.).
Являясь правопреемником СССР по указанным правоотношениям, Российская Федерация в лице Правительства РФ в пределах вышеуказанных полномочий для реализации права бывших сотрудников международных организаций системы ООН, предусмотренного упомянутым международным Соглашением, 23 марта 2001 года издало постановление N 229, которое было приведено в соответствие с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оспариваемым постановлением.
В своем заявлении заявители, мотивируя свои требования ссылкой на международное законодательство, положения Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", Федеральном законе от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", фактически не согласны с размерами подлежащих выплате денежных сумм, установленных им постановлениями Правительства РФ, а также считают неправомерным установление этих выплат Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, указанные доводы заявителей являются несостоятельными, поскольку в упоминаемом Соглашении не установлен размер доплаты к пенсии, подлежащий выплате гражданам из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН.
Кроме того, оспариваемое заявителями постановление Правительства РФ принято в развитие постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 года N 229, приведено в соответствие с действующим законодательством в связи с вступлением в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доводам заявителей об отсутствии права у Правительства Российской Федерации на правовое регулирование в данной сфере законодательства, о несоответствии изданного нормативного правового акта международному законодательству уже была дана правовая оценка Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении заявления Везеля М.И. об оспаривании постановления Правительства Российской Федерации N 229 от 23 марта 2001 года. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года N ГКПИ01-1843 требования заявителя Везеля М.И. были оставлены без удовлетворения, сделан вывод о правомерности установления доплат к пенсии этой категории граждан. При таких обстоятельствах довод заявителей о неправомерном установлении им доплат к пенсии постановлением Правительства Российской Федерации также является несостоятельным.
Таким образом, Правительством Российской Федерации оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции, федеральному законодательству не противоречит, а поэтому в силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявлений следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 253 ч.1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
заявление о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года N 285 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229" оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжалованию в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 7 октября 2003 г. N ГКПИ03-722 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2004 г. N КАС03-657 настоящее решение оставлено без изменения