Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, В.О.Лучина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.Я.Соловьева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением Басманного районного суда города Москвы гражданину В.Я.Соловьеву, проработавшему длительное время в органах государственной власти и управления СССР, было отказано в иске к Министерству труда и социального развития Российской Федерации о назначении пенсии за выслугу лет по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на том основании, что после увольнения из Госснаба СССР в связи с его ликвидацией истец на должностях федеральной государственной службы Российской Федерации не работал.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.Я.Соловьев оспаривает конституционность подпункта 1 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 7, статей 14, 19, 21 и 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которыми определяются категории граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, условия назначения пенсий федеральным государственным служащим и их размеры, стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных служащих, а также порядок индексации пенсий.
По мнению заявителя, оспариваемые им нормы противоречат статье 19 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают назначение пенсии за выслугу лет гражданам, проработавшим в течение определенного времени в аппаратах органов государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР и уволенным из них.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.
2. Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не решает вопрос о праве гражданина на установление пенсии конкретного вида, размера, а также на определенный способ ее подсчета. Право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Федеральный законодатель в целях обеспечения конституционного права каждого на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, общий порядок назначения и устанавливать особенности приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц. Так, федеральными законами от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматриваются основания возникновения права граждан на различные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению и, соответственно, трудовую пенсию.
Правовая дифференциация, используемая законодателем в области пенсионного обеспечения, основывается на специфике характера предшествующей трудовой деятельности федеральных государственных служащих и в силу этого не может расцениваться как нарушающая конституционный принцип равенства всех перед законом, закрепленный в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Фактически же заявитель ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее пенсионное законодательство, с тем чтобы признать право граждан, проработавших в органах государственной власти и управления СССР, на получение пенсий на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Между тем разрешение этого вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Кроме того, из приложенного к жалобе В.Я.Соловьева судебного решения не следует, что оспариваемые им положения статей 4, 7, 14, 19, 21 и 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" были применены в его деле.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Соловьева Виктора Яковлевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации |
В.Д.Зорькин |
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации |
Ю.М.Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2004 г. N 57-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Соловьева Виктора Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был