Решение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2003 г. N ГКПИ03-1188
Верховный Суд Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Кировторф" о признании недействующим и не подлежащим применению п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" в части слов "до и", - установил:
Пунктом 2 постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (с изменениями от 3 октября 2002 года) установлен запрет государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к сведениям, составляющим коммерческую тайну перечисленные в этом пункте данные:
о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;
о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;
о договорах с кооперативами, иными негосударственньми предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.
Федеральное государственное предприятие "Кировторф" обратилось с заявлением, полагая нарушенными свои права оспариваемым нормативным правовым актом, установившим запрет отнесения сведений к коммерческой тайне до приватизации, просило признать этот правовой акт недействующим из-за его противоречия ст.8 Конституции Российской Федерации и п.2 ст.1 ГК РФ.
В судебное заседание заявитель не явился, извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка работника предприятия о получении извещения о времени слушания дела, доказательств уважительности неявки не представил, а поэтому рассмотрение дела в силу абз.2 ч.2 ст.167 ГПК РФ возможно в его отсутствие.
По поручению Правительства Российской Федерации представители Минимущества России просили требования заявителей оставить без удовлетворения, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит.
Заслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, просившей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит основания для удовлетворения требований заявителя.
Как следует из представленных заявителем учредительных документов, ФГУП "Кировторф" является государственным унитарным предприятием. Заявитель полагает, что сообщение сведений о финансовом состоянии предприятия причинило ему существенный ущерб, и в связи с этим неоднократно обращался в различные судебные инстанции и правоохранительные органы. В удовлетворении заявлений было отказано со ссылкой на оспариваемый нормативный правовой акт, поскольку указанные ФГУП "Кировторф" сведения не относятся к коммерческой тайне.
Полагая нарушенными свои права принятием оспариваемого нормативного правового акта Правительством Российской Федерации, ФГУП "Кировторф" просило признать этот нормативный правовой акт недействующим.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации в соответствии со ст.ст.114, 115 Конституции Российской Федерации, ст.ст.12-23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.), возложенную на него Конституцией Российской Федерацией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Согласно ст.114 Конституции РФ, а также ст.14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации управляет федеральной собственностью.
В соответствии с п.1 ст.129 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать "п.1 ст.139 ГК РФ"
Из этого следует, что определение сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, в ходе деятельности государственных унитарных предприятий находится в компетенции Правительства Российской Федерации, наделенного правом принятия правовых актов.
Кроме того, указанные в оспариваемом постановлении Правительства Российской Федерации сведения не могут составлять коммерческой тайны, так как руководители федеральных государственных унитарных предприятий обязаны в порядке отчетности предоставлять эти сведения в Минимущество России и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование деятельности в соответствующей отрасли, а поэтому к ним имеется свободный доступ со стороны третьих лиц на законном основании.
Обязанность по предоставлению такой отчетности возлагается ст.13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с последующими изменениями) и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н (с последующими изменениями).
Таким образом, Правительство Российской Федерации при определении перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, действовало как собственник имущества федеральных унитарных предприятий в пределах предоставленных ему вышеуказанными нормативными актами полномочий, а поэтому доводы заявителя о нарушении ст.8 Конституции Российской Федерации и ст.1 ГК РФ о нарушении равенства участников гражданских правоотношений и ущемлении прав государственной собственности, находящейся у государственных унитарных предприятий, являются несостоятельными.
В связи с этим основания к удовлетворению заявления отсутствуют, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта приняты полномочным органом в полном соответствии с действующим законодательствам и не противоречат указанным в заявлении нормам действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ч.1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Кировторф" о признании недействующим и не подлежащим применению п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" в части слов "до и" оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжалованию в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2003 г. N ГКПИ03-1188
Текст решения опубликован в журнале "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", май 2004 г., N 22