Решение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2003 г. N ГКПИ03-1350
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующими и не подлежащими применению п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. N 922 "Об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами", пунктов 7 и 8 "Положения об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 г. N 922, установил:
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 475, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., постановление Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. N 922 признано утратившим силу
См. Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 475
24 декабря 2002 г. принято постановление Правительства Российской Федерации N 922 "Об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами", в п.4 которого действие настоящего постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 июля 2002 г.
Этим же постановлением утверждено "Положение об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами", согласно которому:
7. Оплата жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплата компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляются на основании справки по форме согласно приложению N 1 или 2 (далее именуется - справка).
8. Справка выдается каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего в соответствии с данными личного дела погибшего (умершего) военнослужащего или иных документов, определяющих состав его семьи, с целью подтверждения права этого члена семьи на оплату жилого помещения, коммунальных и других видов услуг и получение компенсации в соответствии с настоящим Положением (при этом в справке указывается срок, с которого указанное право начало действовать, но не ранее 1 июля 2002 г.).
Справка оформляется один раз и действительна в течение всего периода пользования правом на получение компенсации в соответствии с настоящим Положением.
В своем заявлении Б. просила признать недействующими указанные положения нормативного правового акта, нарушающего ее права и противоречащего п.4 ст.24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации.
Б. в суд не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, Верховный Суд Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела без участия Б. при наличии ее надлежащего извещения и согласия на рассмотрение дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель МВД Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации просил заявление оставить без удовлетворения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, просившей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Как следует из справки военного комиссара Аннинского района Воронежской области от 1 декабря 2003 года, Б. является вдовой умершего в 1996 году военнослужащего, имеет право на 50% денежную компенсацию по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и других видов услуг, а поэтому оспариваемый ею нормативный правовой акт затрагивает ее права.
Данный нормативный правовой акт принят Правительством Российской Федерации в соответствии со ст.ст.114 и 115 Конституции Российской Федерации, ст.ст.12-23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.), п.4 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998 года (с последующими изменениями) N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п.4 ст.2 Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (с изменениями от 28 мая и 30 июня 2003 г.).
Б. полагает, что постановление Правительства Российской Федерации нарушает ее право, поскольку распространяет действие п.4 ст.24 ФЗ "О статусе военнослужащих", на получение денежной компенсации на правоотношения, возникшие с 1 июля 2002 года, а не с момента вступления в силу данного Федерального закона.
С этим доводом Б. нельзя согласиться, так как порядок вступления в силу правовых актов определен в Законе РФ "О государственной тайне", Федеральных законах "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "Об информации, информатизации и защите информации", пунктах 6 и 7 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (с последующими изменениями), в соответствии с которыми правовые акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования или со дня их подписания, а также в них может быть установлен иной порядок вступления в силу.
Из этого следует, что Правительством Российской Федерации не был нарушен порядок вступления в силу данного нормативного акта.
Гарантированные федеральными законами права, до вступления в силу оспариваемого нормативного акта, могли быть реализованы непосредственно в соответствии с федеральными законами до принятия оспариваемого Положения. В этих целях, в силу п.6 "Правил оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил и членам их семей", принятых приказом N 170 от 23 мая 1999 года Министра обороны Российской Федерации, для предоставления льгот военнослужащим выдаются справки один раз в год командирами войсковых частей по месту службы, а гражданам, уволенным с военной службы, и членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, - военными комиссариатами по месту получения пенсии.
Кроме того, Правительство Российской Федерации не вправе было принять ранее оспариваемое Положение, так как такая обязанность возникла с принятием Федерального закона от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", в соответствии с которым п.4 ст.24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" был изложен в новой редакции, Правительству РФ предложено определить порядок выплаты денежных компенсаций, а также возмещения субъектам Российской Федерации затрат на эти цели из средств федерального бюджета. Ранее на Правительство Российской Федерации не возлагалась обязанность по определению такого Порядка.
Таким образом, Правительством Российской Федерации оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, соответствует федеральному законодательству, а поэтому оснований к удовлетворению заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ч.1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
заявление Б. о признании недействующими и не подлежащими применению п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. N 922 "Об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами", пунктов 7 и 8 "Положения об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 г. N 922 оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжалованию в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2003 г. N ГКПИ03-1350
Текст решения опубликован в журнале "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", май 2004 г., N 22