Письмо Минфина РФ от 31 марта 2004 г. N 04-05-06/28
Вопрос: В связи с вступлением с 1 января 2004 года в силу главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ у нас возник ряд вопросов по ее применению.
В МЧС России законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба. В состав МЧС России входят соединения и воинские части войск гражданской обороны, подразделения государственной противопожарной службы, поисково-спасательные формирования, организации государственной инспекции маломерных судов. Имущество вышеуказанных органов используется в целях гражданской обороны и обеспечения безопасности (пожарной безопасности, безопасности на воде и т.д.). По нашему мнению, в соответствии с п.4 статьи 374 главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации имущество МЧС России не признается объектом налогообложения для расчета налога на имущество организаций.
Прошу Вас дать разъяснение по порядку применения вышеуказанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации к имуществу МЧС России.
Ответ: В связи с Вашим запросом о порядке применения главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) Минфин России сообщает следующее.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса установлено, что не признаются объектами налогообложения налогом на имущество организаций, имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В соответствии со статьями 113, 114 и 115 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может принадлежать унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество за учреждением закрепляется на праве оперативного управления.
В связи с этим, имущество (в том числе для нужд безопасности) федеральным органам исполнительной власти может принадлежать на праве оперативного управления.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности" установлено, что основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого Закона следует читать как "5 марта 1992 г."
Согласно статье 4 указанного Закона безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
В соответствии со статьей 12 Закона силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
На основании изложенного Минфин России считает, что имущество, находящееся у МЧС России на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и используемое для нужд гражданской обороны, пожарной безопасности, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности на воде, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса.
При этом имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления у учреждений и предприятий, подведомственных МЧС России, не входящих в систему федеральных органов исполнительной власти, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
|
М.А.Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 31 марта 2004 г. N 04-05-06/28
Текст письма официально опубликован не был