Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 29 января 2004 г. N КАС03-641
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 января 2004 года гражданское дело по заявлению О. о признании недействующими абзацев 6 и 7 раздела второго Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71 (в редакции постановлений Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 315, от 19 марта 2002 года N 168, от 8 августа 2003 года N 475, с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102, постановлениями Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675, от 21 июня 2002 года N 450), по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 18 ноября 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, объяснения О. в обоснование доводов кассационной жалобы и представителя Правительства РФ, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
О. обратился в Верховный Суд с заявлением, в котором оспаривает положения абзацев 6 и 7 раздела второго указанной Федеральной целевой программы в части слов "по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями".
Трактуя п.14 ст.15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", заявитель пришел к выводу, что военнослужащие, увольняемые (уволенные) с военной службы по основаниям, не указанным в законе, также имеют право на участие в Программе и получение государственного жилищного сертификата, но в более поздние сроки (более чем три месяца).
На основании изложенного, О. полагает, что Правительство РФ, установив к участникам Программы дополнительное требование - увольнение по одному из вышеуказанных оснований, ограничило право на участие в Программе остальных военнослужащих, уволенных (увольняемых) по иным основаниям.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, О. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении его жалобы, полагая, что суд при вынесении решения не учел, что Правительство Российской Федерации, издав постановление от 20 января 1998 года N 71, вышло за пределы предоставленных ему полномочий, установленных ст.115 Конституции Российской Федерации, и нарушило положения п.5 ст.3, п.2 ст.4, п.п.1, 14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 14 ст.15 и пунктом 1 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено право граждан увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), порядок выдачи которого определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Только при наличии указанных условий (наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства) военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
В соответствии с данной нормой Закона Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71, в редакции Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 315, от 19 марта 2002 года N 168, от 8 августа 2003 года N 475, с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102, постановлениями Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675, от 21 июня 2002 года N 450).
Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102 Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" придан статус президентской программы.
В соответствии со ст.115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принимая соответствующее Постановление, вопреки мнению О., действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Выдача военнослужащим государственных сертификатов является одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам.
Что же касается указания в п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о том, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в данном пункте, определяется Правительством РФ, то эта норма не наделяет Правительство РФ полномочиями по установлению ограничений при определении категорий граждан, на которые распространяются данные льготы.
Дублирование в постановлении указанных в Законе оснований, необходимых для получения военнослужащими государственного жилищного сертификата, не входит в противоречие с действующим законодательством, и Правительство РФ, вводя ее, действовало в пределах своих полномочий, руководствуясь общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам и специальными нормами - ст.ст.15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу О. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2004 г. N КАС03-641
Текст определения официально опубликован не был