Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.О.Лучина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установил:
1. В производстве Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находится дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации на решения Мещанского районного суда города Москвы и Московского городского суда, которыми гражданину А.А.Лобанову - инвалиду Великой Отечественной войны I группы, проживающему в Москве с 1999 года в квартире общей площадью 99,4 кв.м с семьей из пяти человек, отказано в удовлетворении жалобы на решения органов исполнительной власти города Москвы, отказавших ему в постановке на учет в улучшении жилищных условий в том числе на том основании, что А.А.Лобанов проживает в Москве менее 10 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, придя к выводу о том, что пункт 13 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве (утверждено постановлением Московской городской Думы от 24 декабря 1997 года), а также пункт 13 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве (утверждено постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 года), согласно которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством), не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40, 55 (части 3), приостановила производство по делу и обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке их конституционности.
2. Оспариваемые в запросе нормативные акты города Москвы утратили силу в связи с принятием Закона города Москвы от 15 января 2003 года "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы", в части 1 статьи 3 которого соответствующие положения воспроизведены.
Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Поскольку вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как основание для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, федеральным законодательством не решен, город Москва как субъект Российской Федерации вправе своими актами определить условия признания жителей города Москвы нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 120 (части 2) Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Как следует из запроса, при рассмотрении дела гражданина А.А.Лобанова суды общей юрисдикции руководствовались лишь нормативными правовыми актами города Москвы. Между тем из представленных заявителем материалов следует, что А.А.Лобанов обращался с заявлением о приеме его на учет по улучшению жилищных условий в городе Москве как инвалид Великой Отечественной войны I группы. Следовательно, в его деле должны были быть приняты во внимание федеральные законы "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По существу, в данном случае речь идет о выборе закона и норм, подлежащих применению при рассмотрении конкретного дела. Проверка правильности выбора норм судом общей юрисдикции, законности и обоснованности судебных решений, исследование фактических обстоятельств дела не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации |
В.Д.Зорькин |
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации |
Ю.М.Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. N 80-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности пункта 13 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в городе Москве и пункта 13 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве"
Текст Определения официально опубликован не был