Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2004 г. N ВКПИ03-95
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2004 г. N КАС04-67 настоящее решение оставлено без изменения
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина М. о признании недействующими пунктов 24, 28 и 29 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", установила:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает положения пунктов 24, 28 и 29 указанных Правил в части, касающейся составления органами местного самоуправления единого списка очередников на получения жилья из числа военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющих право по закону в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства быть обеспеченными жилыми помещениями. При этом он указывает, что на основании оспариваемых норм Администрация г. Сызрани отказывает ему как ветерану боевых действий в реализации права на первоочередное получение жилого помещения.
Заявитель просил рассмотреть жалобу без его участия.
Представляя интересы заявителя, А. полностью поддержал его заявление.
Представитель Правительства Российской Федерации Б. возражала против удовлетворения заявления М., указав, что обжалуемые пункты Правил предусматривают конкретную очередь из конкретных лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, которые имеют льготы на получение жилья. Что же касается ветеранов боевых действий, то их обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом "О ветеранах". М. вправе был воспользоваться одной из этих двух предусмотренных законом льгот по выбору.
Выслушав объяснения представителя заявителя А., представителя Правительства РФ Б., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции О., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. З ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ)
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Правительство Российской Федерации принимая Постановление N 1054 от 6 сентября 1998 года, утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, тем самым действуя в рамках указанной конституционной нормы и ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений включаются в отдельные списки.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что указанная категория граждан обладает равными правами на получение жилья на льготных основаниях. Следовательно из этих лиц в соответствии с требованиями Жилищного кодекса должен составляться отдельный список нуждающихся в улучшении жилищных условий, а единственным критерием в определении очередности среди граждан этой категории должна являться дата принятия органами местного самоуправления решения о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья.
Согласно пункта 28 Правил жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.
29 пунктом Правил предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (субсидию) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые заявителем нормы полностью соответствуют положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих" об определении льготной категории граждан, которым жилье предоставляется в трехмесячный срок, а также нормам Жилищного кодекса РСФСР о составлении отдельных списков из лиц, обладающих равными льготами на предоставление жилых помещений.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ предусмотрено, что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
Расходы на реализацию прав и льгот ветеранов по предоставлению жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 ст. 10 указанного федерального закона возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из этого следует, что в отличие от граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям и обладающих правом на получение жилья от местных органов власти, но за счет федерального бюджета и внебюджетных средств, реализация жилищной льготы ветеранов боевых действий осуществляется непосредственно за счет бюджета органа местного самоуправления.
В связи с этим выделение последних в отдельную очередь не только согласуется с нормами жилищного кодекса, но и обусловлено определением в законе источника финансирования средств, направленных на реализацию права этих лиц на получение жилья в первую очередь.
Как видно из имеющихся материалов, в администрации г. Сызрани Самарской имеется как отдельный список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обладающих правом на предоставление жилого помещения в установленных законом трехмесячный срок, так и отдельный список ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данное обстоятельство позволяет заявителю обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в список ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного Военная коллегия приходит к выводу, что по указанным в заявлении М. основаниям оспариваемые им нормы Правил не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
М. в признании недействующими пунктов 24, 28 и 29 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 г. N 475), отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2004 г. N ВКПИ03-95
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2004 г. N КАС04-67 настоящее решение оставлено без изменения