Оценивая результаты деятельности организаций строительного комплекса и предприятий жилищно-коммунального хозяйства страны в свете задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, заслушав и обсудив выступление Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Яковлева, а также доклад председателя Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Н.П.Кошмана "Об итогах работы строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2003 году и основных задачах на 2004 год", коллегия отмечает.
В 2003 году сохранились позитивные тенденции развития инвестиционно-строительной деятельности. Так, по данным Госкомстата России, в 2003 году объем инвестиций на развитие экономики и социальной сферы составил 2183,3 млрд.рублей, или 112,5% к объему аналогичного периода 2002 года.
Объем основных фондов в строительной отрасли составил по Российской Федерации на начало 2003 года 211,1 млрд.рублей, или около 2,0% от стоимости основных фондов всех отраслей экономики. Степень износа основных фондов в организациях отрасли - 43,9% (машин и оборудования - 57%). Удельный вес машин с истекшим сроком службы в процентах от общего числа машин составляет 47,4%.
В 2003 году продолжалась сложившаяся тенденция к росту объемов жилищного строительства. В 2003 году организациями всех форм собственности построено 423,2 тыс. новых квартир, введено в действие 36,3 млн. кв.м общей площади жилых домов, или 107,2% к уровню ввода аналогичного периода 2002 года. Населением за свой счет и с помощью кредитов построено 15,2 млн. кв.м жилья, что составило 41,8% общего объема введенного жилья в январе - декабре 2003 года.
Вместе с тем состояние жилищного фонда сегодня не отвечает потребностям населения. Велико количество аварийных и ветхих домов, площадь которых достигла 87,8 млн. кв.м. Около 4,5 млн. российских семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Среди них семьи военнослужащих и участников боевых действий, дети-сироты и инвалиды, семьи граждан, признанных беженцами и вынужденными переселенцами, т.е. те, кто нуждается в так называемом социальном жилье. Остро стоит проблема формирования рынка жилья, доступного для различных категорий граждан с учетом их реальных потребностей и возможностей. Решение этой проблемы имеет важное социальное, экономическое и политическое значение.
Необходимо принять меры по формированию рынка доступного жилья путем консолидированного и эффективного использования ассигнований, направляемых из федерального, региональных и муниципальных бюджетов, привлечения средств из внебюджетных источников, в том числе личных средств граждан, развития системы ипотечного жилищного кредитования.
Госстроем России был подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации Перечень проектов нормативных правовых актов и иных документов, необходимых для развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации. Результаты предпринятых Госстроем России в последние годы мер по формированию в субъектах Российской Федерации программ ипотечного жилищного кредитования позволили ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в 2002 - 2003 году заключить с 46 регионами Российской Федерации соглашения о совместной деятельности в этом направлении.
В настоящее время ипотечные кредиты предоставляют более 30 банков. Профессиональные участники ипотечного рынка стали проявлять большую заинтересованность в координации своей деятельности. Около 300 банков объединяются в Комитет по ипотечному жилищному кредитованию Ассоциации российских банков и готовятся к запуску своих ипотечных программ.
Вместе с тем только предоставление ипотечных жилищных кредитов населению без принятия других мер не способно решить проблему неразвитости рынков жилья. Система ипотечного жилищного кредитования как главный обеспечивающий фактор повышения доступности жилья для граждан Российской Федерации должна рассматриваться как совокупность механизмов, обеспечивающих согласованное развитие рынка жилья, рынка ипотечных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг.
В целом по Российской Федерации сохраняется устойчивая тенденция роста подрядных конкурсов и обеспечения эффективности их проведения. Выполненный объем работ по договорам строительного подряда в 2003 году составил 1164,8 млрд.рублей, или 114,4% к уровню 2002 года. Однако сегодня на условиях подрядных конкурсов размещаются не более 40% из общего числа заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с постановлением и распоряжениями Правительства Российской Федерации Госстрой России в 2003 году являлся государственным заказчиком 7 программ и 9 подпрограмм. Общий объем государственных капитальных вложений по Госстрою России составил 5,8 млрд.рублей.
В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2003 год предусматривалось выделение государственных инвестиций на строительство 2500 строек. Из намеченных к вводу в действие 739 строек в 2003 году введены в эксплуатацию на полную мощность 122 стройки и 72 - частично.
В 2003 году в целом в промышленности строительных материалов сохранялась тенденция роста объемов производства промышленной продукции.
Индекс промышленного производства в отрасли за 2003 год по сравнению с 2002 годом составил 106,4%.
В истекшем году значительные успехи были достигнуты и в области внедрения современных технологий и оборудования. В процессе модернизации предприятий стройиндустрии все более широко применяются технологии и оборудование, разработанные и выпускаемые отечественными производителями.
Наряду с положительными результатами и тенденциями в отрасли за последние годы остается еще много нерешенных проблем.
Часть отечественных строительных материалов еще уступает по качеству лучшим зарубежным образцам, низок удельный вес конкурентоспособной продукции по отдельным позициям. Ограничен ассортимент выпускаемых отечественных теплоизоляционных материалов на основе стекла, базальта, перлита и других природных минералов, санитарно-технических изделий, низкоэмиссионного, теплоотражающего и архитектурного стекла.
Степень износа основных фондов в отрасли достигла 54%, причем ежегодное выбытие превышает ввод. Это приводит к старению основных фондов, особенно их активной части, а также к фактическому сокращению производственных мощностей. Средний возраст основной части машин и оборудования - 17 лет.
Технический уровень большинства российских предприятий все еще значительно отстает от современных требований. Низкими темпами осуществляется перевооружение предприятий по производству цемента, теплоизоляционных, стеновых и кровельных материалов.
Промышленность строительных материалов и изделий является одной из наиболее топливо- и энергоемких отраслей народного хозяйства. Удельный вес топлива и энергии в структуре затрат на производство и реализацию продукции в целом по отрасли составляет более 16%, а в цементной промышленности доходит до 41%, в связи с чем энергосбережение в промышленности строительных материалов является одной из первостепенных задач.
В 2003 году проводилась работа по разработке новых и совершенствованию действующих нормативных актов по безопасности труда в строительстве. Однако, по данным федеральной инспекции труда Минтруда России, в 2002 году на строительных объектах погибли 911 человек, в 2003 году, по предварительным данным, ситуация находится на том же уровне.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости усиления работы в области охраны труда в строительстве. Вместе с тем совместно с органами управления строительством субъектов Российской Федерации необходимо принять меры по укреплению служб охраны труда в строительных организациях, расширению сети базовых организаций по охране труда в строительстве.
Во исполнение протокола расширенного заседания коллегии от 5-6 февраля 2003 года N 3 Госстроем России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработана концепция развития комплекса на перспективу до 2010 года. Стратегия сбалансированного развития строительного комплекса, включающая основные направления жилищной, архитектурной, градостроительной и строительной политики, а также прогнозы развития инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, одобрена на заседаниях координационных советов по развитию строительного комплекса и предприятий ЖКК в федеральных округах и координационных советов главных архитекторов субъектов Российской Федерации.
Определены приоритеты и зоны инвестиционной активности населения в комплексе решения задач социально-экономического, экологического и научно-технического развития Российской Федерации, территорий регионов и муниципальных образований. Обращено особое внимание на решение проблем развития и модернизации строительного производства, жилищно-коммунального комплекса и предприятий промышленности строительных материалов. Большое внимание уделено механизмам реализации мер технического перевооружения отрасли, в том числе посредством обновления основных производственных фондов, внедрения прогрессивных технологий.
Уделялось внимание социальным аспектам устойчивого развития и функционирования отрасли. Средняя заработная плата работников в отрасли составила, включая малые предприятия, 7018 рублей, что на 19,7% выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Задолженность по заработной плате работникам, занятым в строительстве, в начале 2003 года составляла 3195 млн. рублей. На 1 ноября 2003 года просроченная задолженность уменьшилась на 8,6% и составила 2922 млн. рублей.
Создана и оперативно решает вопросы Межведомственная комиссия по подготовке жилищно-коммунального комплекса и объектов энергетики к работе в зимних условиях 2003-2004 года, совершенствуется взаимодействие между Госстроем России, Минэкономразвития России и Минэнерго России. Определен принципиально новый подход в кредитовании и инвестировании жилищно-коммунального комплекса.
Для определения стратегии развития градостроительства в Российской Федерации созданы Совет по вопросам градостроительства и архитектуры и Информационно-аналитический центр по подготовке законопроектов в этой сфере. Подготовлены проекты основных направлений развития градостроительства в Российской Федерации и концепции федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации". Реализуется федеральная целевая программа "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы).
В законопроектах предусматривается установление единой иерархической системы, регулирующей все элементы градостроительной деятельности, - градостроительное планирование, градостроительное регулирование (регламентирование, зонирование), градостроительное проектирование - поэтапно, от уровня Генеральной схемы расселения Российской Федерации (Генерального плана Российской Федерации) до уровня отдельного неделимого участка.
Устанавливаются приоритеты актов градостроительного планирования перед нормативными правовыми актами зонирования и регламентирования исходя из реального состояния городов, поселений, а также перспектив и направлений развития градостроительства в стране.
Определяется порядок разработки, реализации и применения системы нормативных правовых актов и документов градостроительства, направленный на достижение устойчивого функционирования и развития всех видов и категорий земель, территорий, поселений и инфраструктур.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в новой редакции должен стать базовым законом самостоятельной подотрасли административного и гражданского законодательства.
Рассматриваются и решаются проблемы Крайнего Севера и Арктики. Работа "Уточнение основных направлений хозяйственного освоения Арктики, специфики природно-климатических и других особенностей" рассмотрена на заседании Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации.
В рамках федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)" осуществляются меры по возрождению, строительству и реконструкции этих городов в условиях экономической реформы. Реализация программных мероприятий позволила в 2003 году завершить и сдать в эксплуатацию 17 объектов (50 объектов перешли на 2004 год), создать дополнительно 701 и сохранить 398 рабочих мест. Участниками Программы стали 73 города в 35 субъектах Российской Федерации.
В рамках подготовки к празднованию 300-летия основания Санкт-Петербурга выполнен значительный объем работ по реконструкции и реставрации 18 объектов архитектурного наследия исторического центра, по модернизации и развитию инженерной и транспортной инфраструктур, а также строительству комплекса защитных сооружений города от наводнений.
Госстроем России при участии Минкультуры России подготовлена и проведена I Всероссийская конференция "Проблемы развития исторических городов, охраны и использования памятников архитектуры и градостроительного искусства" в ноябре 2003 года в г.Суздале Владимирской области, в которой приняли участие более 300 представителей всех регионов России.
В целях поощрения достижений в области архитектуры и градостроительства и выявления лучших проектных решений Госстрой России учредил в прошедшем году ежегодную премию по таким номинациям, как "Архитектурное произведение", "Социальный архитектурный проект", "Градостроительный проект", "Региональный архитектурный проект", "Региональная застройка" (участники - главные архитекторы субъектов Российской Федерации) и "Городская застройка" (участники - главные архитекторы субъектов Российской Федерации).
Реализуются мероприятия федеральной целевой программы (ФЦП) "Государственные жилищные сертификаты" и иные, направленные на обеспечение адресной социальной помощи инвалидам, молодежи, беженцам, вынужденным мигрантам, иным наименее защищенным группам населения.
Госстрой России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами вел постоянную работу по совершенствованию нормативной правовой базы в направлении повышения доступности и удешевления ипотечных кредитов, развития рынка ипотечных ценных бумаг, решения проблем, связанных с предоставлением земельных участков под застройку, получением исходно-разрешительной документации, согласованием и проведением экспертиз градостроительной и проектной документации.
Ключевым вопросом деятельности является осуществление жилищно-коммунальной реформы, совершенствование регулирования отношений в условиях развития рынка услуг и модернизации отрасли.
Стратегия реформирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации нашла отражение в Концепции его реформирования и в подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, которая охватывает все направления необходимых преобразований.
Подпрограмма нацелена на совершенствование правовых, организационных отношений, оздоровление и качественное обновление инфраструктуры ЖКХ и целиком соответствует поставленным Правительством целям и задачам реформирования отрасли.
Для урегулирования экономических взаимоотношений, ликвидации дотационности жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения стабильности и достаточности финансирования затрат в 2003 году приняты изменения в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", которые позволяют установить понятные и прозрачные процедуры установления тарифов и цен на услуги ЖКХ и принципы социальной защиты населения.
Объем предоставляемых услуг населению, по предварительным данным, за 2003 год составил 598 млрд.рублей и увеличился в 1,2 раза по сравнению с 2002 годом. Населением оплачено порядка 330,0 млрд.рублей, или 55,2%, по сравнению с 270,3 млрд.рублей (52,8%) в предыдущем году. Бюджетные ассигнования на покрытие расходов выделены в размере 209,2 млрд.рублей, или 35,0%, при 182,7 млрд.рублей (35,7%) в 2002 году. Объем недофинансирования составил 58,8 млрд.рублей, или 9,8%, в то время как в 2002 году аналогичные показатели составляли 59,0 млрд.рублей, или 11,5%.
По оценке итогов работы в 2003 году, доходы предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса возросли на 18,2% по сравнению с 2002 годом и достигли 805,7 млрд.рублей. Однако прирост доходов, полученных от реализации ЖКУ всем группам потребителей, на 7,4% ниже, чем в прошлом году. Одной из причин такого положения является снижение объема отпуска отдельных видов коммунальных услуг в среднем на 4,1% (в основном по энергоресурсам).
Расходы предприятий отрасли, связанные с производством жилищно-коммунальных услуг, увеличились по сравнению с предыдущим годом на 14,3% и составили 877,1 млрд.рублей. При этом темп прироста затрат снизился на 0,4%. Убытки, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в условиях роста платежей населения уменьшились на 16,9% по сравнению с предыдущим годом и составили 71,4 млрд.рублей.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья по установленным на местах экономически обоснованным тарифам в среднем по России на 2003 год составляет 29,5 рубля.
Региональный стандарт уровня платежей граждан в среднем по России достиг 81,7% и по сравнению с началом 2002 года увеличился на 10,7%. В настоящее время в 51 субъекте Российской Федерации уровень оплаты установлен в размере 90%, в 20 регионах установленный стандарт - 80 - 85%. В то же время в большинстве субъектов Российской Федерации средний уровень оплаты с учетом принятых на местах решений оказался ниже установленных региональных стандартов и в настоящее время составляет 75,3%.
К настоящему моменту в 17 субъектах Российской Федерации практически полностью отсутствует перекрестное субсидирование тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, а также уничтожения, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов. По сообщениям 32 регионов, к началу текущего года система перекрестного субсидирования будет ликвидирована.
В 2003 году Госкомитет впервые в России провел работу по инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий ЖКХ. Анализ результатов инвентаризации предприятий отрасли по состоянию на 1 января 2003 года, проведенной субъектами Российской Федерации в соответствии с приказом Госстроя России от 21.04.2003 N 142, показал, что финансовые потери и снижение темпа роста доходов обусловлены так называемыми выпадающими доходами. В связи с чем организации отрасли недобирают до 79 млрд.рублей.
Недостаточное и неполное финансирование предприятий ЖКХ является основной причиной роста непокрытого долга перед кредиторами: задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам, по данным инвентаризации, составила 88,8 млрд.рублей, перед организациями энергетического комплекса - 60,0 млрд.рублей, или 35,5% общей задолженности поставщикам и подрядчикам.
Просроченная задолженность за потребленные ЖКУ организаций, финансируемых из федерального бюджета, к началу 2003 года была снижена до 3,8 млрд.рублей, однако к концу отчетного периода вновь возросла до 4,6 млрд.рублей. В течение года Госстрой России продолжал работу по сверке актов задолженности за потребленные ТЭР с Минфином России и с главными распорядителями бюджетных средств. По запросу Госстроя России субъекты Российской Федерации представили данные по указанной задолженности, сводный реестр задолженности федеральных ведомств направлен в Минфин России для учета при формировании лимита бюджетных обязательств на следующий год.
Всего для нужд ЖКХ исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках минимальной бюджетной обеспеченности выполнено по состоянию на 01.10.2003 года на 173,3 млрд.рублей с ростом на 5,4% к уровню 2002 года.
Вопросы о нестабильном финансово-экономическом состоянии предприятий жилищно-коммунального комплекса рассматривались на заседаниях Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по жилищной политике и Межведомственной комиссии по вопросам реализации ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы; по проблеме реструктуризации неплатежей были проведены выездное заседание коллегии Госстроя России в г.Чебоксары и совещания в городах Москве, Волгограде, Челябинске и Хабаровске с участием представителей семи федеральных округов и всех субъектов Российской Федерации.
В целях комплексного решения экономических проблем, накопившихся в отрасли жизнеобеспечения, были разработаны концепция и проект Федерального закона "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", устанавливающие правовые основы, общие принципы и условия проведения мероприятий, предусматривающих обязательность консолидированного решения всех кредиторов ЖКХ по условиям проведения реструктуризации. Вопросы о необходимости принятия мер по ликвидации проблем задолженностей неоднократно рассматривались на заседаниях Правительственной комиссии по жилищной политике и Межведомственной комиссии (МВК) по вопросам реализации ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы.
Концепция законопроекта была одобрена в ноябре 2003 года на заседании Правительственной комиссии по жилищной политике.
Были даны предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации в части минимального набора жилищно-коммунальных услуг.
В России продолжается реализация процессов демонополизации отрасли ЖКХ. В среднем около 16-25% коммунальных предприятий водо-, тепло-, электроснабжения имеют частную или смешанную форму собственности (акционированы, приватизированы, выкуплены).
Доля частных предприятий в сфере жилищно-коммунального обслуживания в среднем по России составляет 17,3% общего числа предприятий, оказывающих услуги в этой сфере.
Мониторинг реформирования ЖКХ показывает, что неисполнение на местах действующего законодательства по регистрации имущества муниципальных образований является серьезным препятствием к реализации любых долгосрочных инвестиционных договоров.
Госстрой России уделял постоянное внимание совершенствованию технической политики, направленной на обеспечение безопасности, надежности зданий и сооружений, повышение конкурентоспособности строительных материалов, конструкций и изделий, а также реформирование системы ценообразования в строительстве, применение новых нормативов и совершенствование сметных расчетов, обеспечение обоснованности стоимостных показателей в условиях рынка.
В рамках системы СНиП приняты 62 федеральных нормативных документа. Рассмотрено более 33 территориальных строительных норм, которые являются активными проводниками научно-технического прогресса в строительстве. Активизирована деятельность органов государственного архитектурно-строительного надзора и прежде всего Управления главной инспекции Госархстройнадзора. Продолжалась аккредитация органов сертификации и испытательных лабораторий.
Вместе с тем увеличение объемов строительства жилья в два раза в свете Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации предопределяет необходимость значительного повышения качества создания строительной продукции, осуществления комплекса мер по эффективному использованию и сохранности зданий, сооружений и иных объектов.
Из года в год нарастает количество инженерных сетей, требующих замены или модернизации. Растут объемы ветхого и аварийного жилья. Мешают решению вопросов повышения инвестиционной привлекательности территорий и инвестиционной активности проживающего на них населения сложные процедуры согласования инвестиционных проектов и подготовки исходно-разрешительной документации.
Коллегия Госстроя России постановляет:
1. С учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании коллегии, утвердить Программу действий Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на 2004 год, План заседаний Межведомственного совета по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в 2004 году, Перечень основных вопросов для рассмотрения на заседаниях коллегии Госстроя России в 2004 году и Перечень для рассмотрения на Научно-техническом совете (НТС) Госстроя России в 2004 году.
В области архитектуры и градостроительства
2. Обеспечить совершенствование и осуществление государственной политики в области архитектуры, направленной на создание системы органов исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях с целью усиления их роли и ответственности в создании благоприятной среды жизнедеятельности населения.
Разработать программу упорядочения и упрощения процедуры согласования инвестиционных проектов и подготовки исходно-разрешительной документации.
Отв. Н.В.Маслов, П.А.Шевоцуков, В.А.Милашин, Э.А.Шевченко.
3. Доработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении статуса "Историческое поселение".
Продолжить реализацию федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)".
Подготовить и провести совместно с Минкультуры России II Всероссийскую конференцию "Проблемы развития исторических городов, охраны и использования памятников архитектуры и градостроительного искусства".
Подготовить и провести совместно с Союзом архитекторов России международный фестиваль "Зодчество-2004".
Подготовить и провести совместно с Музеем архитектуры им.А.В.Щусева выставку-конкурс архитектурных и градостроительных проектов.
Отв. Н.В.Маслов, П.А.Шевоцуков, Э.А.Шевченко.
4. Обеспечить разработку законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере градостроительства, предусмотренных приказом Госстроя России от 19.01.2004 N 18 "О плане законотворческой деятельности Госстроя России на 2004 год", в установленные им сроки, в том числе методических указаний и других нормативных документов.
Внести в июле 2004 года на рассмотрение коллегии Госстроя России проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации".
Продолжить работу по инициированию градостроительной документации всех уровней.
Проанализировать ход выполнения ФЦП "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) и представить информацию в Правительство Российской Федерации.
Продолжить работу с заинтересованными ведомствами по решению вопроса актуализации Генеральной схемы расселения Российской Федерации с учетом миграционных потоков населения.
Отв. П.А.Шевоцуков, В.А.Милашин.
5. Отработать новую методику оценки недвижимости для целей налогообложения.
Завершить формирование Единого реестра объектов недвижимости, разработать и утвердить единые принципы правового регулирования в сфере формирования, описания, учета, регистрации и мониторинга объектов недвижимости.
Отв. Н.В.Маслов, В.А.Милашин, Е.О.Крылова.
В области строительства и промышленности строительных материалов
6. Разработать совместно с органами исполнительной власти Российской Федерации и в первом полугодии 2004 года представить на рассмотрение НТС Госстроя России проект ФЦП "Стратегия развития строительного комплекса Российской Федерации на перспективу до 2010 года".
Отв. А.И.Петраков, С.И.Круглик, Н.В.Зацаринский, Л.С.Баринова, В.И.Пономарев, И.Б.Захаров, Г.С.Маркосов.
7. Оказать научно-методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке региональных целевых программ развития строительного комплекса и реализации мер по его техническому перевооружению.
Организовать рассмотрение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации скоординированных федеральной и региональных целевых программ развития строительного комплекса на перспективу до 2010 года.
Отв. А.И.Петраков, И.Б.Захаров.
8. Обеспечить координацию и руководство деятельностью региональных органов Госстроя России в федеральных округах (федеральные государственные учреждения, дирекции), в том числе в части научно-методического обеспечения их деятельности.
Отв. С.И.Круглик, А.И.Петраков, А.В.Гинзбург, И.Б.Захаров.
9. Подготовить до 1 марта 2004 года и представить на утверждение председателю Госстроя России План мероприятий по совершенствованию организации работы по охране труда в строительстве.
Отв. А.И.Петраков, Л.С.Баринова, И.Б.Захаров, В.В.Тишенко.
10. До 1 марта 2004 года подготовить и представить на утверждение председателю Госстроя России предложения в области регулирования инженерных изысканий для строительства.
Отв. Н.В.Маслов, В.А.Милашин, Л.Г.Кушнир.
11. Подготовить предложения по созданию федерального фонда инженерных изысканий для строительства.
Подготовить к внесению в установленном порядке соответствующих проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих данную сферу.
Отв. Н.В.Маслов, руководители структурных подразделений Госстроя России, Л.Г.Кушнир.
12. Продолжить работу по законодательному и финансовому обеспечению разграничения полномочий федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (их должностных лиц), в том числе уполномоченных рассматривать дела о правонарушениях в области строительства.
Отв. А.И.Петраков, Л.С.Баринова, И.Б.Захаров, Д.В.Савин.
13. Организовать подготовку информационно-аналитических обзоров на основе анализа состояния и тенденций развития строительного комплекса, ежеквартальной информации о развитии конкурсной системы в строительстве на официальном интернет-сайте Госстроя России.
Обеспечить организацию и проведение подрядных конкурсов, надзор за осуществлением подрядных конкурсов по объектам федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы, по которым функции государственного заказчика возложены на Госстрой России.
Оказывать методическую помощь структурным подразделениям Госстроя России, организациям и предприятиям строительного комплекса в вопросах организации и проведения подрядных конкурсов, совершенствования нормативно-правового обеспечения проведения конкурсных подрядных торгов.
Разработать и осуществить в течение 2004 года меры по стимулированию инновационной деятельности в области строительства в части обновления основных производственных фондов и развития лизинга.
Отв. А.И.Петраков, И.Б.Захаров, В.В.Тишенко.
14. Обеспечить осуществление мер по совершенствованию взаимодействия с организациями строительного комплекса и МЧС России по реализации мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части оперативной проработки, подготовки, согласования проектов решений Правительства Российской Федерации и Госстроя России при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организации ликвидации их последствий.
Отв. А.И.Петраков, Л.С.Баринова, П.А.Шевоцуков, И.Б.Захаров, В.В.Тишенко, В.А.Милашин.
15. Реализовать в течение года комплекс мероприятий по координации и взаимодействию между заинтересованными организациями и субъектами Российской Федерации в области метростроения.
Принять меры по обеспечению завершения в первом полугодии 2004 года работ по восстановлению движения на Кировско-Выборской линии метрополитена в Санкт-Петербурге и ввода в эксплуатацию в 2005 году пускового комплекса первой линии метрополитена в г.Казани к 1000-летию основания г.Казани.
Отв. А.И.Петраков, Н.В.Зацаринский, И.Б.Захаров, Г.С.Маркосов.
16. Разработать и осуществить в течение 2004 года комплекс организационно-технических мер по стандартизации в области эксплуатации строительно-дорожных машин и оборудования, производства оснастки строительных организаций, опалубки и опалубочных работ для монолитного строительства, мобильных зданий и сооружений, а также подъемников с рабочими платформами.
Организовать реализацию двустороннего Соглашения между Госстроем России и Госстроем Украины по разработке нормативной документации по вопросам эксплуатации строительной техники.
Отв. А.И.Петраков, И.Б.Захаров.
17. Оказывать методическую помощь организациям и предприятиям строительного комплекса при использовании лизинговых операций и аренды для обновления парка технологического оборудования и строительных машин.
Отв. А.И.Петраков, Г.С.Маркосов, И.Б.Захаров, С.В.Коляда.
18. Подготовить в I квартале 2004 года аналитические материалы о работе промышленности строительных материалов за 2003 год.
Подготовить в IV квартале 2004 года совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации аналитический обзор эффективности работы предприятий индустриального домостроения.
Отв. А.И.Петраков, С.В.Коляда.
19. Продолжить работу с субъектами Российской Федерации по созданию в них единых инспекций государственного архитектурно-строительного надзора.
Сосредоточить усилия на осуществлении надзора за строительством особо важных объектов федерального значения с целью соблюдения требований законодательства, государственных стандартов, норм и правил, обеспечивающих безопасность, надежность и сохранность зданий и сооружений.
Активизировать работу региональных комиссий Госстроя России по профессиональной аттестации руководящих работников и специалистов органов государственного архитектурно-строительного надзора.
Отв. А.И.Петраков, Д.В.Савин.
20. В целях реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации принять меры по организационному и правовому обеспечению завершения строительства комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений.
Обеспечить с привлечением заемных средств международных финансовых организаций финансирование проектных и строительных работ по контрактам, заключенным по проекту КЗС в 2003 году и планируемых к заключению в 2004 году.
Проработать с консультантом - проектировщиком проекта "Завершение строительства КЗС Санкт-Петербурга от наводнений" меры по ускорению проведения тендеров по выбору подрядных строительных организаций на объектах, имеющих решающее значение для обеспечения своевременной сдачи КЗС в целом.
Совместно с Минтрансом России принять необходимые меры по реконструкции и строительству подходных каналов к порту Санкт-Петербург через судопропускные сооружения КЗС и части кольцевой автодороги Санкт-Петербурга, проходящей по КЗС.
Осуществлять надзор за строительством КЗС Санкт-Петербурга от наводнений.
Отв. А.И.Петраков, Н.В.Зацаринский, Г.С.Маркосов, И.Б.Захаров, Д.В.Савин.
21. Продолжить осуществление действенного контроля за качеством проектной продукции в части ее соответствия нормативным требованиям надежности и эксплуатационной безопасности запроектированных объектов, рациональным расходованием бюджетных средств, выделяемых на строительство.
Уделять первостепенное внимание вопросам тепло- и энергосбережения, внедрения прогрессивных материалов и оборудования, обеспечения эффективного функционирования коммунальных систем и сооружений.
Осуществлять совершенствование взаимодействия с органами ценообразования и сертификации в строительстве, лицензирования деятельности в области проектирования и строительства, государственного архитектурно-строительного надзора.
Оказывать организационную и методическую помощь организациям государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации, филиалам и иным учреждениям Главгосэкспертизы России в регионах, а также в укомплектовании указанных органов государственной экспертизы квалифицированными кадрами, организации периодической переподготовки специалистов и обучения новым приемам и методам работы.
Отв. А.И.Петраков, В.Ю.Леушин
22. Продолжить работу по совершенствованию методологии лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России.
Обеспечить повышение качества проводимых Госстроем России проверок соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий и своевременности применения мер воздействия.
Продолжить взаимодействие Госстроя России как лицензирующего органа с соответствующими надзорными органами через систему экспертных комиссий субъектов Российской Федерации и взаимных соглашений, четкого и оперативного обмена информацией между ними.
Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить необходимые меры по повышению качества современной системы дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров в строительной отрасли.
Разработать и в течение 2004 года реализовать комплекс мероприятий по улучшению организационно-технического обеспечения формирования электронной версии базы данных реестра лицензий Госстроя России с внедрением современных информационно-коммуникационных технологий.
Отв. Л.С.Баринова, И.Б.Захаров, А.В.Толкачев.
В области жилищной политики
23. Рассматривать выполнение функций заказчика-координатора федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы как важнейшее направление деятельности Госстроя России в 2004 году, сосредоточить усилия всех участников данной программы на повышении эффективности ее реализации.
Осуществить работу по проекту Жилищного кодекса Российской Федерации, представленного в Правительство Российской Федерации в июле 2003 г., провести сопровождение прохождения этого законопроекта в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Отв. С.И.Круглик, В.Н.Пономарев, М.М.Куликов.
24. Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы по развитию и реализации государственной жилищной политики.
Организовать работу по новой схеме финансирования и осуществлять более тесное взаимодействие с основными участниками реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты".
Обеспечить взаимодействие и проведение работы с субъектами Российской Федерации по обеспечению доступности жилья для населения и выполнению текущих обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством.
Отв. С.И.Круглик, В.Н.Пономарев, М.М.Куликов.
25. Провести работу по передаче функции государственного заказчика Госстрою России по подпрограммам "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" (государственный заказчик - МЧС России) и "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации" (государственный заказчик - МВД России).
Отв. С.И.Круглик, В.Н.Пономарев, М.М.Куликов.
26. Обеспечить проведение эксперимента по реализации принципа комплексной застройки в рамках ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы.
Отв. С.И.Круглик, В.Н.Пономарев, П.А.Шевоцуков, А.И.Петраков, М.М.Куликов, Э.А.Шевченко, И.Б.Захаров.
27. Разработать предложения по передаче текущего управления и оперативного контроля за подпрограммами, входящими в состав ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы и объединенными в блок "Выполнение обязательств государства по обеспечению жильем граждан Российской Федерации", государственному учреждению "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Госстроя России.
Отв. В.Н.Пономарев. М.М.Куликов, А.В.Мишанов.
28. В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации обеспечить разработку первоочередных законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования и создание условий для жилищного строительства в Российской Федерации.
Продолжить совместно с МПТР России по плану основных мероприятий по организации и проведению информационно-разъяснительной работы, направленной на стимулирование развития ипотечного жилищного кредитования, с использованием на эти цели в 2004 году средств в размере 22,9 млн. рублей, предусмотренных в статье "Прочие расходы" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы.
Продолжить совместную работу с администрацией г.Дубны Московской области, Объединенным институтом ядерных исследований г.Дубны и компанией "Информационные бизнес-системы" (IBS) по организации строительства жилья для 10 тыс. семей специалистов в сфере информационных технологий.
Обратить особое внимание на развитие российско-американского сотрудничества в рамках Меморандума, подписанного Госстроем России и Министерством жилищного строительства и развития городов США.
Отв. В.Н.Пономарев, М.М.Бориков, Г.С.Маркосов, М.М.Куликов, К.К.Глинский.
29. Осуществлять текущее управление и оперативный контроль за реализацией подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты", входящей в состав ФЦП "Жилище" на 2002-2004 годы.
Обеспечить формирование единой базы данных граждан, имеющих право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы.
Продолжить работу по реализации ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы с применением комплексного подхода по обеспечению жильем граждан - участников ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы.
Отв. В.Н.Пономарев, А.И.Петраков, М.М.Куликов, А.В.Мишанов.
30. Обеспечить взаимодействие с субъектами Российской Федерации в проведении работы по обеспечению доступности жилья для населения и выполнению текущих обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством.
Обеспечить ежемесячное рассмотрение хода реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы по стройкам и объектам, по которым Госстрой России осуществляет функции государственного заказчика, с учетом привлечения средств из внебюджетных источников финансирования.
Отв. С.И.Круглик, И.В.Зацаринский, Г.С.Маркосов.
В области реформирования ЖКХ
31. Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство с целью создания условий по самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для создания объединений собственников жилья.
Подготовить концепцию проекта федерального закона "О концессионных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства".
Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство в части приватизации и акционирования объектов жилищно-коммунального комплекса.
Разработать нормативно-методическую базу по реализации Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Продолжить практику проведения региональных конференций и совещаний по вопросам реформирования жилищно-коммунального комплекса.
Отв. С.И.Круглик, Л.Н.Чернышов, А.А.Дронов.
32. Завершить работу с субъектами Российской Федерации по созданию и увеличению численности государственных жилищных инспекций (госжилинспекций) субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации".
Обеспечить координацию деятельности органов государственной жилищной инспекции в Российской Федерации в области осуществления государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
Организовать проведение заседания Центрального координационного совета госжилинспекций субъектов Российской Федерации и совещаний координационных советов госжилинспекций федеральных округов по вопросу совершенствования деятельности в области осуществления государственного контроля в жилищной сфере.
Отв. С.И.Круглик, Л.Н.Чернышов, Н.А.Васютин.
33. Завершить до 1 мая 2004 года анализ прохождения отопительного периода 2003-2004 года субъектами Российской Федерации и подготовить доклад по этому вопросу в Правительство Российской Федерации.
Обеспечить совместно с МЧС России и МПР России контроль за созданием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и поддержанием на необходимом уровне резервов финансовых средств и материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Отв. С.И.Круглик, В.В.Соболев.
34. Продолжить координацию работ по созданию в субъектах Российской Федерации центров дистанционного повышения квалификации и подготовки к сертификации специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Отв. С.И.Круглик, А.В.Гинзбург.
35. Совместно с субъектами Российской Федерации завершить работу по оценке и формированию региональных программ модернизации и технического перевооружения основных фондов жилищно-коммунального комплекса.
Отв. А.В.Гинзбург, Л.Д.Соловьева.
В области экономики строительства и ЖКХ
36. Обеспечить разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 год".
Продолжить работу по совершенствованию системы тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере.
Обеспечить оказание методической помощи Общероссийскому отраслевому объединению работодателей "Союз коммунальных предприятий" по разработке проекта отраслевого тарифного соглашения по жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации на 2005-2007 годы.
Отв. С.И.Круглик, Л.Н.Чернышов, В.М.Талалыкин.
37. Доработать и представить в Правительство Российской Федерации концепцию проекта Федерального закона "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" совместно с Минфином России и Минэкономразвития России и продолжить работу по подготовке материалов по разработке указанного законопроекта.
Отв. С.И.Круглик, Л.Н.Чернышов, В.М.Талалыкин.
38. Разработать и согласовать с Госкомстатом России предложения по изменению формы статистической отчетности по реформированию ЖКХ в части отражения стоимости капитального ремонта жилищного фонда.
Осуществлять оперативный мониторинг соблюдения федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и анализ тарифной политики, проводимой на местах.
Отв. Л.Н.Чернышов, В.М.Талалыкин.
39. Продолжить работу по разработке и совершенствованию нормативно-методической документации по страхованию в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Проводить региональные совещания, научно-технические конференции с целью разъяснительной работы о перспективах развития страхования жилья, объектов инфраструктуры, строительно-монтажных рисков. Обобщать накопленный в регионах опыт работы по страхованию в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве и направлять соответствующие аналитические обзоры руководителям администраций субъектов Российской Федерации, заинтересованным организациям и предприятиям.
Отв. Н.В.Зацаринский, Г.С.Маркосов.
В области научно-технической политики, нормативно-технической и нормативно-правовой деятельности
40. Принять меры по дальнейшему развитию техники и технологий, в том числе критических технологий, в рамках "Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".
Организовать в первом полугодии 2004 года формирование издания и периодическую корректировку Сборника научно-технических разработок, новых конструкций, материалов, приборов и оборудования, прогрессивных технологий (с учетом предложений предприятий и организаций субъектов Российской Федерации) для применения при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации зданий и сооружений и объектов инженерной инфраструктуры.
Сформировать Перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2004 год, финансируемых за счет средств федерального бюджета в составе федеральных целевых программ в соответствии с принятыми приоритетными направлениями научно-технического развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2001-2005 годы и обеспечить его выполнение.
Отв. Л.С.Баринова, Ю.К.Егоров.
41. Считать целесообразным представить в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О реализации в строительстве Федерального закона "О техническом регулировании", с тем чтобы:
возложить на Госстрой России межотраслевую научно-техническую координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области технического регулирования строительства и эксплуатации зданий и сооружений и градостроительной деятельности в целом;
обеспечить ведущую роль Госстроя России при разработке необходимых технических регламентов в области строительства, формировании системы строительных норм и правил как актов рекомендательного характера, обеспечивающих наряду с национальными стандартами соблюдение обязательных требований технических регламентов в качестве их доказательной базы;
определить роль органов власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов технического регулирования градостроительной деятельности с учетом особенностей развития территорий.
Отв. Л.С.Баринова, В.В.Тишенко.
42. В целях укрепления организационной и материальной базы технического регулирования в строительстве возложить на Федеральное государственное унитарное предприятие - Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП "ЦНС") Госстроя России комплекс работ по созданию теоретических, методических и организационных основ технического нормирования, стандартизации и контроля качества в строительстве, разработку проектов технических регламентов, строительных норм, правил и национальных стандартов в соответствии с потребностями строительства.
Отв. Л.С.Баринова, Н.В.Зацаринский, В.В.Тишенко, Н.В.Сидорина.
43. Продолжить работу по совершенствованию новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве 2001 года в части уточнения и дополнения сборников государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок.
На базе государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) приступить к разработке укрупненных сметных нормативов, предназначенных для составления инвесторских смет, а также укрупненных финансово-экономических расчетов.
Отв. Н.В.Зацаринский, В.А.Степанов.
44. Завершить организационно-техническую работу по формированию Системы добровольной сертификации в строительстве на базе аккредитованных территориальных органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Обеспечить в 2004 году эффективное функционирование Системы добровольной сертификации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, координацию проводимых в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства работ по сертификации продукции (работ, услуг) и систем качества.
Отв. Л.С.Баринова, А.В.Гинзбург, В.В.Тишенко.
В области правового обеспечения деятельности Госстроя России
45. Активизировать работу по повышению авторитета Госстроя России в правовом поле его деятельности. Обеспечить разработку и принятие нормативно-правовых актов, создающих условия для проведения государственной строительной политики, совершенствования градостроительной, архитектурной, инвестиционной деятельности, модернизации ЖКХ, развития предпринимательской деятельности в соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации и Программой действий Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на 2004 год.
Отв. С.И.Круглик, В.И.Пономарев, Р.Ф.Идрисов, руководители структурных подразделений Госстроя России.
46. Обеспечить совершенствование контроля и координации деятельности ГУ "Федеральный лицензионный центр" в части организации проверок соблюдения лицензионных требований и аннулировании лицензий в судебном порядке.
Отв. Л.С.Баринова, Р.Ф.Идрисов, И.Б.Захаров, А.В.Толкачев.
47. На основе анализа судебных дел, по которым Госстрой России является стороной, осуществлять подготовку информационно-аналитических обзоров с предложениями о совершенствовании работы Госстроя России по вопросам его деятельности.
Отв. В.Н.Пономарев, Р.Ф.Идрисов.
В области кадрового обеспечения
48. Определить прогнозную потребность в кадрах по приоритетным направлениям научно-технического развития строительства и ЖКХ, и в первую очередь для обучения студентов по таким новым направлениям, как "Менеджмент в строительстве и ЖКХ", "Экспертиза и управление недвижимостью" и другие. Совместно с профильными высшими учебными заведениями продолжить работу по подбору выпускников для центрального аппарата Госстроя России. Подготовить предложения о сохранении в каждом федеральном округе средних специальных учебных заведений в качестве головных по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для строительства и ЖКХ, подведомственных Госстрою России, с финансированием за счет средств федерального бюджета.
Развивать деятельность студенческих строительных отрядов, сформулировать принципы взаимодействия высших учебных заведений Минобразования России, ведущих подготовку специалистов совместно с Госстроем России, с его государственными образовательными учреждениями по обеспечению качественной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов.
Отв. Л.С.Баринова, В.А.Швец.
В области международного сотрудничества
49. В области международного сотрудничества считать приоритетными задачами Госкомитета работу по привлечению иностранных инвестиций и кредитов, а также создание условий для экспорта строительных услуг и материалов российских организаций.
Налаживать новые формы сотрудничества, включая концессионные и смешанные формы эксплуатации объектов стройиндустрии и ЖКХ.
Отв. С.И.Круглик, Н.В.Зацаринский, Г.С.Маркосов, заместители председателя Госстроя России по направлениям.
50. Совместно с заинтересованными государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления обеспечить реализацию проектов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Городское теплоснабжение" и "Городское водоснабжение и канализация" в соответствии с соглашениями о займах между Российской Федерацией и МБРР от 8 февраля 2002 года (займы N 4601-RU и 4593-RU).
Продолжить работу по подготовке займов МБРР "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", "Развитие жилищного финансирования и жилищных рынков в Российской Федерации", а также займа Европейского банка реконструкции и развития "Развитие городской инфраструктуры и жилищно-коммунальных услуг" и включению их в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2005 год.
Отв. С.И.Круглик, Н.В.Зацаринский, Г.С.Маркосов, заместители председателя Госстроя России по направлениям.
Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
51. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
проанализировать до 1 мая 2004 года итоги прохождения отопительного периода 2003-2004 года;
разработать и утвердить комплексный план мероприятий по подготовке предприятий ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2004-2005 года, обратив особое внимание на проведение ремонта систем теплоснабжения, обеспечение готовности оборудования, инженерных сетей, основных и резервных источников энергии, создание необходимых запасов топлива;
осуществить комплекс целенаправленных мер по ускорению реформирования подведомственных предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства с учетом выводов из практики подготовки объектов комплекса и энергетики к зиме;
обратить особое внимание на реализацию системы государственной поддержки в создании законодательно-правовой базы совершенствования градостроительной, архитектурной, инвестиционной, предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, развития малого предпринимательства;
проанализировать наличие и обеспеченность градостроительной документацией регионального и муниципального уровней и принять меры по их актуализации. Повысить роль градостроительной документации в части определения территорий приоритетного развития, застройки, размещения производств и расселения населения, предотвращения, восстановления экологического равновесия и охраны окружающей среды, сохранения историко-культурного наследия и самобытного архитектурного облика поселений;
принять дополнительные меры по развитию строительства жилья в регионах, в том числе на основе ипотечного жилищного кредитования. Сосредоточить усилия всех участников ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы на повышении эффективности ее реализации в 2004 году;
принять меры по развитию системы ипотечного жилищного кредитования;
организовать работу и осуществлять взаимодействие с основными участниками реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы;
разработать и осуществить комплекс мероприятий по сбалансированному развитию и модернизации социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Уделить особое внимание применению прогрессивных видов скоростного транспорта в крупнейших и крупных городах;
ускорить разработку и принятие региональных целевых программ развития строительного комплекса, а также реализацию мер по его техническому перевооружению, стимулированию инновационной деятельности в производственной и научно-технической сфере;
обратить особое внимание на соблюдение организационно-правового порядка и обеспечение должного уровня качества строительства, решить вопросы создания единых структур госархстройнадзора, повышения эффективности их деятельности;
взять под постоянный контроль работу по дополнению и совершенствованию новой региональной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и представлению сборников территориальных единичных расценок на регистрацию в Госстрой России;
организовать соответствующую информационно-разъяснительную работу с представителями регионального строительного комплекса;
рассмотреть вопрос о создании отраслевых учебных центров по подготовке рабочих кадров для строительства и ЖКХ по новым технологиям, повышению квалификации и переподготовке специалистов строительного комплекса и ЖКХ на базе подведомственных Госстрою России средних специальных учебных заведений;
завершить работу по созданию государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации, приведению их к нормативному виду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации", увеличить численность государственных жилищных инспекторов, а также улучшить материально-техническое обеспечение инспекций;
активизировать работу по организации государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол расширенного заседания коллегии Госстроя РФ от 25-27 февраля 2004 г. "Об итогах работы строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2003 году и основных задачах на 2004 год" (извлечение)
Текст протокола опубликован в "Вестнике Госстроя России", 2004 г., N 4