Письмо Минобразования РФ от 11 марта 2004 г. N 03-17ин/36-03
Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе Рекомендации по организации приема и разработке правил приема в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, участвующие в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2004 году.
Приложение: на 10 л.
Первый заместитель Министра |
В.А.Болотов |
Приложение
к письму Минобразования РФ
от 11 марта 2004 г. N 03-17ин/36-03
Рекомендации
по организации приема и разработке правил приема в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, участвующие в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2004 году
См. Рекомендации по организации приема и разработке правил приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в 2005 году, направленные письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21 марта 2005 г. N 01-111/08-01
Настоящие рекомендации разработаны на основании законодательства Российской Федерации в области образования, Положения о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 9 апреля 2002 г. N 1306, зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2002 г., рег. N 3420) (далее - Положение о проведении ЕГЭ), Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (приказ Минобразования России от 14 января 2003 г. N 50, зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2003 г., per. N 4188) (далее - Порядок приема в вузы), Порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 декабря 2002 г. N 4304, зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2003 г., рег. N 4169) (далее - Порядок приема в ссузы).
Рекомендации могут быть использованы:
образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования (далее соответственно - ссузы и вузы), участвующими в эксперименте по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент), в том числе их филиалами, расположенными на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте;
ссузами и вузами, не участвующими в эксперименте, но принявшими решение засчитывать результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в качестве результатов вступительных испытаний.
При подготовке правил приема в 2004 году указанные ссузы/вузы должны исходить из необходимости отразить в них особенности приема документов, организации вступительных испытаний, проведения конкурса и зачисления поступающих на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности). Для этого в правилах приема рекомендуется выделить отдельный раздел "Прием на направления подготовки (специальности), включенные в эксперимент по введению единого государственного экзамена" либо дополнить соответствующими положениями имеющиеся разделы правил приема.
1. В разделе, определяющем перечень направлений подготовки (специальностей), на которые объявляется прием, рекомендуется с учетом схемы проведения эксперимента в данном субъекте Российской Федерации (далее - субъект Федерации) и приказа Минобразования России от 26 декабря 2003 г. N 4794 "Об участии государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2004 году" указать:
перечень направлений подготовки (специальностей), включенных в эксперимент, с указанием форм обучения, прием на которые осуществляется по результатам ЕГЭ;
перечень вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности), по которым засчитываются результаты ЕГЭ или проводятся вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ;
перечень вступительных испытаний профессиональной направленности (профильных испытаний) на каждое включенное в эксперимент направление подготовки (специальность), а также наименование и форму проведения вступительных испытаний для поступающих, имеющих право на зачисление в ссузы/вузы по результатам уменьшенного числа вступительных испытаний.
При определении перечня вступительных испытаний по каждому направлению подготовки (специальности) вузам рекомендуется руководствоваться письмом Минобразования России от 25 августа 2003 г. N 14-52-989ин/13.
При этом следует иметь в виду, что в настоящее время проведение вступительного испытания в ссузы/вузы по общеобразовательному предмету "русский язык и литература" не предусмотрено. Ссузы/вузы вправе предусмотреть проведение двух вступительных испытаний - по русскому языку и по литературе - на направления подготовки (специальности), для которых данные предметы являются профильными. Если литература не является профильным предметом при поступлении на направление подготовки (специальность), включенное в эксперимент, то вступительное испытание по русскому языку и/или литературе в форме сочинения рекомендуется заменить вступительным испытанием по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.
2. В разделе, регулирующем прием документов, рекомендуется указать следующее:
2.1. Поступающие на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности), кроме перечня документов, установленного п.12 Порядка приема в ссузы / п.10 Порядка приема в вузы, представляют по своему усмотрению оригиналы или заверенные в установленном порядке копии свидетельства о результатах ЕГЭ (далее - свидетельство).
При подготовке правил приема следует в соответствии с Положением о проведении ЕГЭ предусмотреть возможность подачи поступающим документов на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности), как лично, так и по почте.
С учетом этого ссузу/вузу рекомендуется заблаговременно разработать типовую форму заявления о приеме (примерная форма прилагается) и обеспечить поступающим возможность ознакомиться с нею и документами, регламентирующими его деятельность. Типовая форма заявления и иные документы, с которыми в соответствии с пунктами 13, 14 Порядка приема в ссузы / пунктами 7, 10 Порядка приема в вузы должны быть ознакомлены поступающие, вывешиваются до начала приема документов в местах информирования поступающих и публикуются на веб-сайте ссуза/вуза.
2.2. При направлении документов по почте поступающий к заявлению о приеме, составленному по типовой форме, прилагает ксерокопии документов, удостоверяющих его личность и гражданство, по своему усмотрению оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документа государственного образца об образовании и свидетельства о результатах ЕГЭ, а также иные документы, предусмотренные п.12 Порядка приема в ссузы / п.10 Порядка приема в вузы.
Документы направляются поступающим заказным письмом с уведомлением и описью вложения, заверенной отделением связи, принявшим данное почтовое отправление. Уведомление и заверенная опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего.
В случае, если документы отправлены поступающим до 15 июля, однако поступили в вуз после 15 июля, приемная комиссия проводит их регистрацию в установленном порядке.
2.3. Ссузы/вузы, участвующие в эксперименте, должны принимать свидетельства о результатах ЕГЭ, выданные как в субъекте Федерации, на территории которого они расположены, так и в других субъектах Федерации. Свидетельства о результатах ЕГЭ, выданные в различных субъектах Федерации, равноценны.
Приемные комиссии ссузов/вузов не вправе отказать поступающему в приеме документов по причине недостаточного количества баллов, набранного им на ЕГЭ.
2.4. Кроме того, в данном разделе правил приема следует указать сроки приема документов на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) по различным формам обучения исходя из реализуемой схемы эксперимента, требований Порядка приема в ссузы / Порядка приема в вузы и с учетом пп.3.6 настоящих рекомендаций.
Ссузам/вузам рекомендуется рассмотреть возможность установления совмещенных сроков приема документов и вступительных испытаний при поступлении на направления подготовки (специальности), включенные в эксперимент, на очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы обучения и экстернат на места, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, и на места с оплатой стоимости обучения.
2.5. В целях упорядочения процедуры зачисления в правилах приема рекомендуется установить срок, в течение которого после окончания вступительных испытаний поступающий должен подтвердить свое согласие обучаться в данном ссузе/вузе (представить оригиналы необходимых документов). Указанный срок должен определяться с учетом времени, фактически необходимого для направления поступающим и получения ссузом/вузом соответствующего подтверждения (оригиналов документов), и составлять не менее двух рабочих дней.
3. В разделе, регулирующем проведение вступительных испытаний, рекомендуется учесть следующее:
3.1. Вступительные испытания на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) проводятся:
по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, - в форме и по материалам ЕГЭ;
по общеобразовательным предметам, которые не входят в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, - в форме, определенной в правилах приема, в том числе по желанию ссуза/вуза и по согласованию с Минобразованием России в форме и по материалам ЕГЭ.
Ссузы/вузы не вправе проводить вступительные испытания в традиционной форме по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, за исключением случаев, указанных в пп. 3.2 настоящих рекомендаций.
3.2. Ссуз/вуз вправе самостоятельно определить форму вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте Федерации, только для следующих категорий поступающих:
ссуз - для поступающих, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее или высшее профессиональное образование;
вуз - для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля и поступающих для обучения по сокращенным программам.
3.3. К вступительным испытаниям в форме и по материалам ЕГЭ допускаются:
поступающие, не участвовавшие в ЕГЭ в мае-июне 2004 года;
поступающие, не сдававшие ЕГЭ в мае-июне 2004 года по общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ на избранные ими направления подготовки (специальности).
Поступающий, сдававший ЕГЭ в мае-июне 2004 года по общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных испытаний на избранное направление подготовки (специальность), к вступительным испытаниям в форме и по материалам ЕГЭ в июле по этим же предметам не допускается.
3.4. Контроль за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ в мае-июне 2004 года, представляемых поступающим в ссуз/вуз, осуществляет приемная комиссия ссуза/вуза совместно с государственной экзаменационной комиссией субъекта Федерации (далее - ГЭК) и при содействии Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ.
Ссузам/вузам рекомендуется обращаться с запросом в Федеральную базу свидетельств о результатах ЕГЭ о каждом поступающем, подавшем документы на направления подготовки (специальности), включенные в эксперимент, с целью подтверждения его участия/ неучастия в ЕГЭ в мае-июне текущего года, а также правильности данных, содержащихся в представленном им свидетельстве о результатах ЕГЭ.
Поступающий, представивший недостоверные сведения, участвует в конкурсе в ссуз/вуз с тем числом баллов, которое было получено им при сдаче ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету в мае-июне 2004 года.
3.5. При организации вступительных испытаний и зачисления на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) в соответствии с Порядком приема в ссузы и Порядком приема в вузы поступающие в ссузы/вузы, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования или с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также поступающие в ссузы, имеющие диплом о начальном профессиональном образовании с отличием, проходят вступительные испытания профессиональной направленности (профильные испытания) по общеобразовательному предмету, определенному в правилах приема.
В случае, если указанные лица:
участвовали в ЕГЭ в мае-июне текущего года и набрали по данному общеобразовательному предмету установленное вузом число баллов, они принимаются в ссуз/вуз по результатам ЕГЭ;
не участвовали в ЕГЭ в мае-июне текущего года по данному общеобразовательному предмету, они, за исключением, предусмотренным пп.3.2 настоящих рекомендаций, сдают соответствующие вступительные испытания профессиональной направленности (профильные испытания) в форме и по материалам ЕГЭ.
Вступительные испытания в форме собеседования для них не проводятся.
Если указанные лица набрали на ЕГЭ в мае-июне 2004 года или на вступительном профильном испытании в форме и по материалам ЕГЭ по данному общеобразовательному предмету меньшее число баллов, чем установленное ссузом/вузом число баллов, дающее право на зачисление по результатам вступительного профильного испытания, им предоставляется право дальнейшей сдачи вступительных испытаний и участия в конкурсе на общих основаниях.
3.6. Вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ организуются ГЭК при участии приемной комиссии ссуза/вуза в сроки, установленные Минобразованием России. Указанные испытания по каждому общеобразовательному предмету проводятся одновременно во все ссузы и вузы, участвующие в эксперименте.
3.7. ГЭК по представлению приемной комиссии ссуза/вуза организует совместно с региональным центром обработки информации субъекта Российской Федерации (далее - РЦОИ) комплектование групп и распределение поступающих, сдающих вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ, по пунктам проведения ЕГЭ.
Ссузы/вузы при приеме документов информируют поступающих о сроках и месте сдачи вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ, о порядке ознакомления с их результатами и подачи апелляций.
Результаты вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ вывешиваются в пунктах проведения ЕГЭ, а также на информационном стенде и веб-сайте ссуза/вуза.
3.8. Поступающие, сдававшие вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ, имеют право подать в письменной форме апелляцию в конфликтную комиссию субъекта Российской Федерации. Порядок подачи и рассмотрения апелляции по результатам вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ определяется Положением о проведении ЕГЭ и положением о конфликтной комиссии, утвержденном органом управления образованием субъекта Российской Федерации. В правилах приема в ссуз/вуз рекомендуется указать сроки и место приема указанных апелляций.
Апелляционная комиссия ссуза/вуза не вправе принимать апелляции по процедуре и результатам вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ.
4. В разделе, регулирующем проведение конкурса, рекомендуется указать следующее:
4.1. Конкурс на общие и целевые места на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) организуется раздельно.
4.2. В целях организации конкурса и зачисления поступающих на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) ссузу/вузу рекомендуется установить до начала вступительных испытаний:
а) число баллов, которое необходимо набрать для зачисления:
поступающим, имеющим право на зачисление по результатам вступительных испытаний профессиональной направленности, - на соответствующих вступительных профильных испытаниях;
поступающим, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на внеконкурсное зачисление, - по каждому вступительному испытанию [при этом шкала, устанавливающая границы удовлетворительной и отличной отметок (числа баллов), является общей для поступающих вне конкурса и поступающих по различным условиям конкурса на соответствующее направление подготовки (специальность)];
б) шкалу перевода стобалльной системы оценивания результатов ЕГЭ в сопоставимую с системой оценивания, используемой в данном ссузе/вузе [в случае, если зачисление на включенное в эксперимент направление подготовки (специальность) проводится на основе результатов ЕГЭ и результатов вступительных испытаний в традиционной форме].
При оценивании результатов вступительных испытаний, проводимых ссузом/вузом на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) в традиционной форме, рекомендуется использовать также стобалльную систему оценивания. В этом случае шкала перевода не устанавливается.
4.3. Результаты централизованного тестирования в качестве результатов вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) не засчитываются.
5. В разделе, регулирующем зачисление поступающих, рекомендуется учесть следующее:
5.1. В соответствии с Положением о ЕГЭ зачисление на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ или вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ, а также по результатам вступительных испытаний, проведенных ссузом/вузом в традиционной форме, в случае, если они проводились по общеобразовательным предметам, не включенным в эксперимент в данном субъекте Федерации.
5.2. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, зачисляются на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады, без вступительных испытаний.
5.3. Вне конкурса при условии успешной сдачи ЕГЭ и/или вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ (набора установленного ссузом/вузом числа баллов) в ссуз/вуз зачисляются поступающие, имеющие право на внеконкурсное зачисление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. Ссуз/вуз вправе самостоятельно определить условия сдачи вступительных испытаний и прохождения конкурса участниками проводимого в субъекте Федерации этапа Всероссийской олимпиады школьников, занявшими первое, второе и третье места и представившими документ органа управления образованием субъекта Федерации, подтверждающий присуждение им призовых мест на олимпиаде (в том числе выставить высший балл - "100" за вступительные испытания, соответствующие профилю олимпиады, без их сдачи в форме и по материалам ЕГЭ).
5.5. Зачисление рекомендуется осуществлять поэтапно. В этом случае процедура зачисления включает в себя:
подведение итогов конкурса, составление списка прошедших конкурс и списка резерва;
обязательное оповещение поступающих, прошедших конкурс, и поступающих, включенных в список резерва;
сбор подтверждений (оригиналов документов) поступающих, прошедших конкурс;
издание приказа о зачислении.
В случае отказа ряда поступающих, прошедших конкурс, от зачисления в данный ссуз/вуз либо отсутствия своевременного подтверждения ими согласия (непредставления в сроки, установленные правилами приема, оригиналов документов) зачисление осуществляется из числа поступающих, включенных в список резерва.
5.6. На основании Порядка приема ссуз/вуз устанавливает в правилах приема согласованные с советом ректоров вузов и советом директоров ссузов субъекта Федерации сроки зачисления поступающих на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) по различным формам обучения с учетом рекомендуемой процедуры зачисления и особенностей проведения эксперимента в данном ссузе/вузе.
В случае, если ссуз/вуз засчитывает результаты ЕГЭ и/или вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ при приеме на все формы обучения по включенным в эксперимент направлениям подготовки (специальностям), рекомендуется установить:
различные сроки зачисления на эти формы обучения;
возможность зачисления на очно-заочную и заочную формы обучения поступающих, подавших заявления на очную форму обучения, но не прошедших по конкурсу;
возможность организации дополнительного приема на очную, очно-заочную и заочную формы обучения в случае "недобора".
5.7. В правилах приема рекомендуется указать, что лица, не прошедшие по общему конкурсу и конкурсу на целевые места на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности, могут участвовать в конкурсе и быть зачислены в ссуз/вуз на договорной основе с оплатой стоимости обучения юридическими или физическими лицами.
Свидетельство о результатах сдачи ЕГЭ дает право на поступление на конкурсной основе как на места, финансируемые из соответствующего бюджета, так и на места с оплатой стоимости обучения.
5.8. В случае отказа от участия в конкурсе и/или зачисления оригиналы документов об образовании должны возвращаться поступающему приемной комиссией ссуза/вуза в течение следующего рабочего дня после получения соответствующего письменного заявления поступающего.
6. Все прочие вопросы решаются приемной комиссией ссуза/вуза в соответствии с порядком и правилами приема.
Приложение
к рекомендациям по организации приема
и разработке правил приема
в образовательные учреждения высшего
и среднего профессионального образования,
участвующие в эксперименте по введению
единого государственного экзамена в 2004 году
Регистрационный номер______________
Ректору/директору________________________________________________________
(полное наименования вуза/ссуза)
от
Фамилия ___________________________ Имя _______________________________ Отчество __________________________ Дата рождения _____________________ Место рождения ____________________ ___________________________________ |
Гражданство: Документ, удостоверяющий личность, ___________________________________ _________ N _______________________ Когда и кем выдан: _____________ г. ___________________________________ |
Проживающего(ей) по адресу: _____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
телефон ______________
Заявление
Прошу допустить меня к вступительным испытаниям и участию в конкурсе
на направление подготовки (специальность)________________________________
______________________________________________________________ факультета
/-\ /-\ /-\
по очной\-/, очно-заочной (вечерней)\-/, заочной \-/ форме обучения
/-\
на места, финансируемые из федерального бюджета\-/, на места с полным
/-\
возмещением затрат \-/
Прошу засчитать в качестве результатов вступительных испытаний
следующее: (указать, где получена отметка: ЕГЭ - единый государственный
экзамен, О - олимпиада, Другое - другие отметки, которые разрешается
засчитывать в соответствии с Порядком приема)
Наименование предмета |
Код предмета |
Отметка (балл) |
ЕГЭ |
О |
Другое |
Наименование и номер документа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прошу допустить меня к вступительным испытаниям по следующим
общеобразовательным предметам:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
О себе сообщаю следующее:
/-\
Окончил(а) в_________году общеобразовательное учреждение \-/;
/-\
образовательное учреждение начального профессионального образования \-/;
/-\
образовательное учреждение среднего профессионального образования \-/;
/-\
другое \-/.
/-\ /-\
Аттестат \-// диплом \-/ Серия________N___________________
/-\
Медаль (аттестат, диплом "с отличием") \-/
/-\
Победитель всероссийских олимпиад (член сборной) \-/
Трудовой стаж (если есть):_____лет,_______мес.
/-\ /-\ /-\ /-\
Иностранный язык: английский \-/, немецкий \-/, французский\-/, другой\-/
/-\
________, не изучал \-/
При поступлении имею следующие льготы:___________________________________
Документ, предоставляющий право на льготы,_______________________________
/-\ /-\
Общежитие: нуждаюсь \-/, не нуждаюсь \-/
О себе дополнительно сообщаю: ___________________________________________
_________________________________________________________________________
"___"_______________ 2004 г. ________________________
(Подпись поступающего)
Высшее профессиональное образование
/-\ /-\
получаю впервые \-/, не впервые \-/ ________________________
(Подпись поступающего)
С лицензией на право осуществления образовательной деятельности,
свидетельством о государственной аккредитации, Правилами приема и
условиями обучения в данном образовательном учреждении, правилами подачи
апелляций ознакомлен: ________________________
(Подпись поступающего)
С датой представления подлинника документа об образовании ознакомлен:
________________________
(Подпись поступающего)
Подпись ответственного лица приемной комиссии ___________________
"____"______________ 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 11 марта 2004 г. N 03-17ин/36-03
Текст письма опубликован в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, 2004 г., N 5, в журнале "Вестник образования России", май 2004 г., N 9, в журнале "Вестник образования", май 2004 г., N 9, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", май 2004 г., N 15