Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2004 г. N 5063/03
См. комментарий к настоящему постановлению
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Бизяевой Т.В., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Файзутдинова И.Ш., Юхнея М.В. -
рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району Тюменской области о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 06.08.2002 по делу N А75-1212-А/02 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.12.2002 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Бизяевой Т.В., Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - общество) обратилось в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району Тюменской области (далее - инспекция) с заявлением о принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999-2001 годы и проведении зачета излишне уплаченного за этот период налога в сумме 61 993 047 рублей 87 копеек.
Налоговый орган уклонился от принятия уточненных налоговых деклараций и производства зачета.
Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к инспекции о признании незаконным бездействия инспекции, выразившего# в непринятии дополнительных уточненных налоговых деклараций по земельному налогу, в непроведении зачета излишне уплаченного земельного налога, и о ее обязании произвести такой зачет в счет будущих платежей.
Решением суда первой инстанции от 06.08.2002 требования истца удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие инспекции в части непринятия уточненных деклараций и непроведении зачета земельного налога за 2000 и 2001 годы в сумме 48 732 381 рубля 77 копеек, в остальной части иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 09.12.2002 оставил решение без изменения.
Общество в заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора ссылается на то, что в течение 1999-2001 годов уплачивало земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на 1999, 2000 и 2001 годы, тогда как эти законы, по его мнению, не могут применяться в сфере налоговых правоотношений.
Удовлетворяя требование налогоплательщика в части зачета земельного налога, излишне уплаченного в 2000 и 2001 годах, суды мотивировали свои решения тем, что федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год", устанавливающие поправочные коэффициенты к ставке земельного налога, выходили за рамки периода, на который был рассчитан поправочный коэффициент.
Кроме того, при исчислении налога истец, увеличивая ставку налога на поправочный коэффициент текущего года, ошибочно, по мнению суда, включал в расчет и коэффициент предыдущего года, что повлекло переплату налога.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оно подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Нельзя признать обоснованными выводы судов о том, что поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога не могли применяться в 2000 и 2001 годах, поскольку федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год", вводившие эти коэффициенты в момент их вступления в силу, выходили за рамки налогового периода, на который были установлены поправочные коэффициенты.
Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год", устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
При этом, как указывается в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О, и от 06.02.2004 N 48-О должно быть соблюдено требование определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.
Налогоплательщиком требование по указанному сроку не заявлялось.
Таким образом, оспариваемые судебные акты основаны на неправильном толковании норм права и их отмена будет иметь значение для формирования единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 06.08.2002 по делу N А75-1212-А/02 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.12.2002 по тому же делу отменить.
Открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" в иске к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району Тюменской области отказать.
Председательствующий |
В.Ф.Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании п.2 ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
При этом Законом РФ "О плате за землю" определены средние ставки земельного налога.
Федеральными законами о федеральном бюджете на 1999, 2000 и 2001 годы установлены повышающие коэффициенты к ставкам данного налога. Однако в указанных актах не определено, следует ли при исчислении земельного налога увеличивать действующие в данном году повышающие коэффициенты на величину аналогичных коэффициентов, действующих в году предыдущем.
Учитывая данную неопределенность, общество не применяло поправочные коэффициенты, действующие в предыдущем году, считая, что действие федеральных законов о федеральном бюджете, которыми они вводились, ограничивалось финансовым годом, о бюджете которого принимался конкретный закон.
Президиум признал такое толкование п.2 ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" неправильным и указал, что ставкой земельного налога является ставка, установленная в предусмотренном порядке, увеличенная на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Также Президиум отверг довод общества о том, что федеральные законы о федеральном бюджете, устанавливающие повышающие коэффициенты, не могут применяться в сфере налоговых правоотношений.
Признавая неверной позицию общества, Президиум, посчитав обстоятельства дела установленными полно, отменил решение суда первой инстанции и постановление кассационной инстанции ввиду неправильного применения норм материального права и отказал в иске обществу (без направления дела на новое рассмотрение).
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2004 г. N 5063/03
Текст постановления опубликован в газете "Экономика и жизнь", май 2004 г., N 20, в журнале "Документы и комментарии" от 17 мая 2004 г. N 10, в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 8