Письмо Государственного антимонопольного комитета РФ от 18 июня 1998 г. N НФ/3880
"Относительно поправок к Закону "О конкуренции..."
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 6.05.98 N 70-ФЗ ГАК России доводит до сведения территориальных управлений следующее.
1. В соответствии с требованиями п.1 и 4 ст.93 Федерального закона "Об акционерных обществах" в Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон) введено понятие аффилированные лица. Следует учесть, что данное понятие применимо не только к акционерным обществам, но и к коммерческим организациям иных организационно-правовых форм, а также к физическим лицам.
Комитет обращает внимание на то, что порядок учета и отчетности об аффилированных лицах определяется ФКЦБ России, а следовательно, вопросы, возникающие в связи с введением этого порядка, не относятся к компетенции антимонопольных органов.
До внесения соответствующих поправок в Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденное приказом ГКАП России от 13.11.95 г. N 145, информация об аффилированных лицах может быть затребована антимонопольным органом в соответствии с определением, данным в Законе. Вместе с тем, Комитет информирует, что предоставление информации об аффилированных лицах по запросам органов исполнительной власти и управления, юридических и физических лиц не относится к компетенции антимонопольных органов, за исключением информации об аффилированных лицах - участниках группы лиц в соответствии с определением, данным в ст.4 Закона Российской Федерации "О конкуренции...".
2. Понятие аффилированные лица шире понятия группа лиц. В целях применения Закона антимонопольные органы пользуются понятием аффилированные лица в тех случаях, когда необходимо установить исчерпывающий перечень лиц, оказывающих влияние на деятельность какого-либо хозяйствующего субъекта. Следует отметить, что при рассмотрении ходатайств и уведомлений в соответствии со ст.17 и 18 Закона антимонопольные органы должны внимательно подходить к оценке степени влияния на условия ведения предпринимательской деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта его аффилированных лиц (за исключением лиц, принадлежащих к одной группе лиц с рассматриваемым лицом).
3. Поправки к Закону позволили уточнить и расширить понятие "группа лиц", данное ст.4 Закона.
Владение определенным количеством акций общества (даже 50% + 1 акция с правом голоса) не является ни необходимым, ни достаточным условием для того, чтобы считать данное общество потерявшим хозяйственную самостоятельность. Уточнение понятия "группа лиц" и введение понятия аффилированные лица позволяет антимонопольным органам нотифицировать установление контроля юридического и (или) физического лица (группы лиц) над деятельностью другого (других) юридического лица, результатом которого может быть потеря самостоятельности при принятии решений, связанных с предпринимательской деятельностью этого юридического лица, не только на основании договора, как это было в прежней редакции Закона, но и на иных, в том числе неформальных, основаниях: например, на основании косвенного контроля, получении кредита, путем изменения доли участия в результате уменьшения уставного капитала, конвертации акций, внесения лицом в виде вклада крупного пакета акций (долей) какого-либо хозяйственного общества в уставный капитал вновь создаваемого юридического лица.
Правом определять условия ведения предпринимательской деятельности является право выдачи одной стороной и обязательное исполнение другой стороной любых распоряжений, касающихся предпринимательской деятельности этой стороны.
4. Поправки в 23 и 24 статьи Закона уточняют состав нарушения статей 17 и 18 Закона и устанавливают срок привлечения к ответственности за эти нарушения коммерческих, некоммерческих организаций, а также руководителей коммерческих, некоммерческих организаций, должностных лиц и граждан.
Совершением действий (бездействий) в нарушение порядка, предусмотренного ст.17 и 18 Закона, является:
- совершение сделок (действий) без предварительного согласования с антимонопольными органами,
- нарушение сроков подачи уведомлений в соответствии с п.4 ст.17 и п.5 ст.18 Закона.
|
Н.Е.Фонарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГАК РФ от 18 июня 1998 г. N НФ/3880 "Относительно поправок к Закону "О конкуренции..."
Текст письма официально опубликован не был