Письмо Минфина СССР от 25 сентября 1978 г. N 90
"О порядке определения затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин"
Письмом Минфина СССР от 10 декабря 1990 г. N 136 настоящее письмо признано утратившим силу с 1 января 1991 г.
В целях устранения множественности писем по вопросам, связанным с определением затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, Министерство финансов СССР, объединив ранее изданные письма по этим вопросам, сообщает следующее:
1. Все автомобильные и троллейбусные хозяйства министерств и ведомств СССР и союзных республик, кроме автотранспорта, не выделенного на хозрасчет, ежемесячно производят начисление (резервирование) сумм на восстановление износа автомобильных шин и их ремонт на основании данных о фактическом пробеге эксплуатируемых автомобильных шин, включая автомобильные шины, восстановленные методом наложения протектора, по нормам в процентах к стоимости комплекта согласно приложениям N 1 и N 2.
По автомобильным шинам, эксплуатируемым на специальных автомобилях, а также на подъемно-транспортных машинах (автокраны, автопогрузчики, автовышки и др.), начисление сумм на восстановление их износа и ремонт не производится. Замена шин производится за счет амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт этих автомобилей.
2. Новые автомобильные шины учитываются автохозяйствами по ценам прейскуранта N 05-14, утвержденного Госкомцен СССР, а автомобильные шины, восстановленные методом наложения протектора, - исходя из прейскурантной цены, установленной "Положением о порядке восстановления пневматических шин методом наложения проектора", утвержденным Госпланом СССР 25 мая 1962 г. N 27-П, и прейскурантов оптовых цен на восстановление шин методом наложения нового проектора N 26-02-(01-15), утвержденных госкомцен союзных республик.
3. Общие нормы эксплуатационного пробега шин (до восстановления протектора), приведенных в приложениях N 1 и N 2, и изготовляемых в соответствии с ГОСТами N 5513-75 и 4754-74, утверждены Миннефтехимпромом СССР, которым распространены на грузовые автомобильные шины, выпускаемые по ГОСТу 5513-75, нормы эксплуатационного пробега, разработанные для шин, выпускавшихся по ранее действовавшей технической документации.
4. Начисленные суммы резерва на восстановление износа автомобильных шин и их ремонт относятся в дебет счета 22 "Расходы по эксплуатации транспорта и связи" и в кредит счета 89 "Резерв предстоящих расходов и платежей".
5. Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при автомобиле, включаемые в прейскурантную цену автомобиля, троллейбуса, подлежат учету в составе основных средств (фондов); замена их производится за счет средств начисленного резерва на восстановление износа и ремонт автомобильных шин.
6. Автомобильные шины, хранящиеся на складах, а также находящиеся в обороте службы технической эксплуатации, на автостанциях, на автомобилях технической помощи (не на колесах, а в положенном запасе) и в других линейных пунктах, нормируются и учитываются в составе оборотных средств на счете 08 "Запасные части", субсчетах "Автомобильные шины на складе" и "Автомобильные шины в обороте".
7. При списании автомобильных шин для сдачи шиноремонтным заводам на восстановление или вследствие непригодности к дальнейшей эксплуатации (для сдачи в утиль) автомобильные и троллейбусные хозяйства ежемесячно корректируют суммы начисленного резерва предстоящих расходов на восстановление износа и ремонт автомобильных шин;
- при пробеге шин, не подвергавшихся ремонту, ниже эксплуатационных норм и восстановленных шин ниже гарантийных норм сумма резерва предстоящих расходов увеличивается на начисленную на недопробег сумму с отнесением ее на себестоимость автоперевозок;
- при пробеге шин сверх норм сумма резерва предстоящих расходов соответственно уменьшается за счет сокращения затрат по себестоимости автоперевозок.
Одновременно при списании шин, ранее восстановленных методом наложения протектора, начисленный резерв корректируется до учетной (балансовой) стоимости автомобильных шин, камер и ободных лент.
В случаях списания шин с пробегом ниже гарантийных норм при наличии у них производственных дефектов доначисленные суммы резерва предстоящих расходов относятся за счет завода-изготовителя или шиновосстановительного предприятия в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин.
См. Правила эксплуатации автомобильных шин, утвержденные Министерством химической и нефтехимической промышленности Минпрома РФ и Минтрансом РФ 26 декабря 1996 г., 16 июня 1997 г.
8. Замена отдельных автомобильных шин, а также отдельных покрышек, камер и ободных лент, выбывающих вследствие их непригодности для дальнейшей эксплуатации, в бухгалтерском учете отражается в следующем порядке:
а) шины, пригодные для восстановления и ремонта, с субсчета "Автомобильные шины в обороте" перечисляются на субсчет "Автомобильные шины, подлежащие восстановлению" по цене за единицу, исчисленной исходя из стоимости тонны старых шин, утвержденной Госпланом СССР 25 мая 1962 г. N 27-П:
при диаметре обода до 17 дм - 2 руб., при диаметре обода свыше 17 до 20 дм (вес шин до 105 кг) - 5 руб., при диаметре обода свыше 20 дм (вес шин 340 кг) - 17 руб.
По этим шинам должен быть обеспечен как суммовой, так и количественный учет;
б) непригодные к восстановлению шины, подлежащие сдаче для переработки в регенерат, и другие материалы, перечисляются на счет 05 "Сырье и материалы", субсчет "Прочие материалы" по прейскурантным ценам, по которым они сдаются шиноремонтным заводам или организациям "Вторсырье";
в) при сдаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы с обменом на восстановленные стоимость сданных в ремонт шин перечисляется на счет 05, субсчет "Материалы в переработке". По получении восстановленных шин на склад их стоимость, учтенная на счете 05, субсчет "Материалы в переработке", а также стоимость оплаченных ремонтных работ по этим шинам списываются на счет 08, субсчет "Автомобильные шины на складе";
г) старые шины, сдаваемые шиноремонтным заводам без обмена и для переработки в регенерат или другим организациям ("Вторсырье" и т.д.), списываются в установленном порядке со счета 05, субсчет "Прочие материалы". Полученная выручка от сдачи таких шин отражается как реализация прочих материалов.
Первоначальная стоимость автомобильных шин, полученных со склада или из запасов службы технической эксплуатации и использованных для замены выбывших автомобильных шин, списывается со счета 08, субсчета "Автомобильные шины на складе" или "Автомобильные шины в обороте" в уменьшение начисленного резерва на восстановление автомобильных шин.
Затраты на ремонт автомобильных шин также списываются за счет этого резерва.
9. Расходы по транспортировке автомобильных шин и наценки снабженческих и сбытовых организаций учитываются на отдельном субсчете к счету 08. Эти расходы в части, относящейся к автомобильным шинам, выданным взамен изношенных автомобильных шин, списываются на себестоимость перевозок по статье "Износ и ремонт автомобильной резины" в отчетном периоде, в котором была произведена замена автомобильных шин.
10. Создаваемый в соответствии с настоящим письмом резерв предстоящих расходов должен обеспечивать покрытие всех затрат, связанных с заменой и ремонтом шин.
Вместе с тем в случаях, когда фактический пробег автомобилей значительно превышает установленные для них нормы пробега и суммы начисленного резерва недостаточно для покрытия затрат, связанных с заменой и ремонтом шин, руководители автохозяйств могут производить дополнительные начисления резерва предстоящих расходов за счет себестоимости перевозок (в пределах установленных плановых затрат) без изменения взаимоотношений с бюджетом.
11. Министерства и ведомства СССР и союзных республик могут устанавливать порядок определения и учета затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин в подведомственных организациях и предприятиях, имеющих в своем распоряжении автомобильный транспорт, не выделенный на хозрасчет, применительно к настоящему письму.
При этом министерства и ведомства могут разрешать подведомственным предприятиям и организациям не производить резервирование средств на восстановление автомобильных шин, а списывать их полную стоимость на издержки производства или обращения при замене автомобильных шин вследствие износа.
12. Начисление и выплата премий водителям автомобилей, троллейбусов, троллейкаров, электробусов, электромобилей и другим работникам предприятий (цехов) автомобильного и городского транспорта за увеличение пробега новых серийных и восстановленных методом наложения протектора автомобильных шин и испытание опытных шин производится в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 июля 1966 г. N 360/14*.
При начислении премий сумма экономии эксплуатационных расходов от увеличения пробега автомобильных шин сверх нормы определяется в расчете на 1 км делением прейскурантной цены автомобильной покрышки (без стоимости камеры и ободной ленты) на норму пробега автомобильной шины, приведенную в приложениях к настоящему письму.
13. По автомобильным шинам, для которых не утверждены в установленном порядке нормы эксплуатационного пробега, автохозяйства по согласованию с вышестоящей организацией утверждают для этих шин временные нормы на основании средних пробегов списанных шин. При этом начисление сумм на восстановление износа и ремонт шин производится по нормам затрат (в процентах к прейскурантной стоимости комплекта), определенным по следующей методике:
90 процентов
норма затрат = ------------- .
норма пробега
14. В связи с изданием настоящего письма считать утратившими силу следующие письма Министерства финансов СССР:
от 15 июля 1949 г. N 1052 "О гарантийных нормах пробега отремонтированных автомобильных шин";
от 19 апреля 1963 г. N 108 "О порядке определения затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин";
от 6 февраля 1965 г. N 42 "О порядке оценки и учета восстановленных автомобильных шин";
от 31 января 1966 г. N 46 "О порядке определения затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин";
от 26 апреля 1968 г. N 105 "О частичном изменении приложений к письму Министерства финансов СССР от 31 января 1966 г. N 46";
от 14 октября 1968 г. N 249 "О начислениях резерва на восстановление износа и ремонт автомобильных шин"
от 12 ноября 1969 г. N 294 "Об улучшении использования изношенных шин в народном хозяйстве";
от 25 марта 1975 г. N 23В "О нормах затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин";
от 10 августа 1977 г. N 120 П "О порядке определения затрат на восстановление износа и ремонт диагональных легковых автомобильных шин".
Заместитель министра финансов СССР |
В.Н.Масленников |
Заместитель начальника Управления |
Л.Т.Коркин |
_____________________________
* Сообщено финансовым органам письмом Министерства финансов СССР от 29 июля 1966 г. N 247.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина СССР от 25 сентября 1978 г. N 90 "О порядке определения затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин"
Текст письма официально опубликован не был
Письмом Минфина СССР от 10 декабря 1990 г. N 136 настоящее письмо признано утратившим силу с 1 января 1991 г.