Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 2 октября 2003 г. N КАС03-442
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 2 октября 2003 года гражданское дело по заявлению С. о признании недействующими абзацев 1 и 3 пункта 9 Порядка предоставления и финансирования дополнительных выплат лицам, находившимся в Чеченской Республике, утвержденного постановлением Министерства труда РФ от 14 февраля 1995 года N 10 по кассационной жалобе С. на решение Верховного Суда РФ от 21 июля 2003 года, которым заявленное требование удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, объяснения С. и ее представителя - А., поддержавших кассационную жалобу, выслушав заключение прокурора, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзацев 1 и 3 пункта 9 Порядка предоставления и финансирования дополнительных выплат лицам, находившимся в Чеченской Республике, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 14 февраля 1995 г. N 10 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 февраля 1995 г. N 797.
В обоснование заявленного требования С. сослалась на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству Российской Федерации и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, жизни или здоровью которых нанесен вред при исполнении ими своих обязанностей государственных служащих в Чеченской Республике.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебного решения в части отказа в удовлетворении заявления по мотиву неправильного применения норм материального права и неправильного определения характера возникших по делу правоотношений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая заявительнице в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации обоснованно исходил из того, что Минтруд РФ действовал в пределах предоставленных ему полномочий, издав оспоренный нормативный правовой акт.
Так, пунктом 1 постановления Правительства РФ от 12 января 1995 г. N 19, в редакции от 29 ноября 2000 г. N 908, "О дополнительных выплатах лицам, находившимся в Чеченской Республике" установлено, что в случае гибели (смерти), увечья (ранения, травмы, контузии) лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, федеральных территориальных органов, исполнительной власти на территории Чеченской Республики и лиц, командированных в Чеченскую Республику, выплачивается дополнительная единовременная материальная помощь:
членам семей погибших (умерших) - женам (мужьям), детям, не достигшим 18 лет (учащимся в возрасте до 23 лет), либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, отцам и матерям - в 100-кратном размере среднемесячной заработной платы в равных долях каждому члену семьи;
лицам, ставшим вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) инвалидами I и II групп, а также потерявшим возможность дальнейшего выполнения трудовых обязанностей по специальности, - в 50-кратном размере среднемесячной заработной платы, а ставшим инвалидами III группы, - в 20-кратном размере среднемесячной заработной платы;
лицам, получившим тяжелое увечье (ранение, травму, контузию), - в 10-кратном размере среднемесячной заработной платы;
лицам, получившим легкое увечье (ранение, травму, контузию), - в 5-кратном размере среднемесячной заработной платы.
Единовременная материальная помощь не выплачивается лицам, подлежащим обязательному государственному личному страхованию в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановление также предусматривает, что Министерству труда Российской Федерации и Министерству социальной защиты населения Российской Федерации совместно с заинтересованными органами в 2-недельный срок надлежит определить порядок предоставления выплат, а Министерству финансов Российской Федерации - порядок финансирования мероприятий, предусмотренных данным Постановлением (пункт 3).
Анализ действующего законодательства по рассматриваемому вопросу привел Верховный Суд Российской Федерации к правильному выводу об отсутствии каких-либо противоречий между утвержденным Минтрудом РФ Порядком и федеральным законом и по своему содержанию.
Абзацем 1 пункта 9 Порядка установлено, что средний заработок для установления размера дополнительной единовременной материальной помощи определяется в соответствии с действующим порядком исчисления среднего заработка. При этом для лиц, принятых на работу в Территориальное управление федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике, федеральные территориальные органы исполнительной власти на территории Чеченской Республики и проработавших менее трех полных месяцев, расчетным периодом является время фактической работы.
Из содержания данного предложения следует, что содержащаяся в нем норма носит бланкетный (отсылочный) характер, поскольку она непосредственно не устанавливает порядок исчисления среднего заработка для определения размера дополнительной единовременной материальной помощи, а отсылает к действующему порядку исчисления среднего заработка.
Никаких противоречий федеральному закону в первом предложении абз.1 п.9 не содержится и не может содержаться, учитывая его содержание, а также то, что согласно п.10 Порядка выплата дополнительной единовременной материальной помощи производится сверх выплат по государственному социальному страхованию и (или) выплат в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту). Анализ приведенного пункта Порядка в совокупности с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 19 "О дополнительных выплатах лицам, находившимся в Чеченской Республике" свидетельствует о том, что выплата дополнительной единовременной материальной помощи представляет собой дополнительную меру социальной защиты лиц, пострадавших в результате кризиса в Чеченской Республике, правовой базой для которой является именно указанное постановление Правительства Российской Федерации, а не нормы ГК РФ, в частности, глава 59 Гражданского кодекса РФ, как это утверждается заявительницей в кассационной жалобе.
Поскольку рассматриваемый вид выплат носит дополнительный и добровольный со стороны Правительства РФ характер, многочисленные утверждения С. о несоответствии оспоренных положений Порядка требованиям ГК РФ, Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других федеральных законов несостоятельны.
Учитывая такой характер рассматриваемого порядка выплат, не может противоречить закону и абзац 3 п.9 Порядка, предусматривающий, что при изменении в период между расчетным периодом и днем выплаты дополнительной единовременной материальной помощи должностных окладов (тарифных ставок) по отрасли или в организации исчисленный средний заработок индексируется на коэффициент этого повышения.
Установив дополнительные выплаты лицам, находившимся в Чеченской Республике, Правительство Российской Федерации, как указано выше, уполномочило на определение порядка предоставления выплат Минтруд России, который вправе был предусмотреть оспариваемый механизм индексации единовременной материальной помощи, в частности, в зависимости от коэффициента повышения должностных окладов (тарифных ставок).
В связи с этим несостоятельно и утверждение С. о несоответствии абзаца 3 п.9 Порядка Закону РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".
Однако, поскольку второе предложение абзаца 1 п.9 Порядка ("При этом для лиц, принятых на работ в Территориальное управление федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике, федеральные территориальные органы исполнительной власти на территории Чеченской Республики и проработавших менее трех полных месяцев, расчетным периодом является время фактической работы") пришло в противоречие со дня введения в действие Трудового кодекса РФ с его частью 7 ст.139, которая предусматривает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В связи с изложенными обстоятельствами предложение 2 абз.1 п.9 Порядка суд обоснованно признал недействующим с 1 января 2002 года (со дня введения в действие Трудового кодекса РФ).
С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 июля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N КАС03-442
Текст определения официально опубликован не был