Решение Территориального управления по г.Москве и Московской области МАП РФ
от 15 апреля 2004 г.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2004 г. N КА-А40/11661-04 решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2004 г. по делу N А40-24091/04-120-203 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2004 г. N 09АП-1329/04-АК оставлены без изменения
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2004 г. N 09АП-1329/04-АК решение Арбитражного суда города Москвы по делу А40-24091/04-120-203 от 22 июня 2004 г. оставлено без изменения
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2004 г. N А40-24091/04-120-203 настоящее решение признано недействительным
Комиссия Территориального управления МАП России по г. Москве и Московской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Одинцова О.Б. - заместитель руководителя территориального управления;
Члены Комиссии:
Багандов А.И. - исполняющего# обязанности начальника юридического
отдела;
Быкова О.В. - ведущий специалист юридического отдела;
рассмотрев материалы дела N 3-23-44 от 10.11.2003 г. по признакам нарушения п.1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" со стороны Правительства Москвы выразившимся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере реализации аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей, распространяемых в г. Москве, установила:
26 августа 2003 г. Правительство Москвы принято постановление N 703-ПП "О мерах противодействия распространению контрафактной аудио-, видеопродукции и компьютерных информационных носителей" (далее - Постановление), в соответствии с которым на территории г. Москвы с 01 января 2004 г. запрещается реализация аудио-, видеопродукции и компьютерных информационных носителей без идентификационного знака, в том числе с объектов нестационарной торговой сети, функционирующей на принципах разносной и развозной торговли: с рук, лотков, палаток, торговых автоматов, автолавок, автомагазинов, тележек, корзин и иных сборно-разборных конструкций и специальных приспособлений (включая территорию рынков, вокзалов, подуличных переходов, а также в вестибюлях метрополитена).
Пунктом 1.1 Постановления утвержден порядок организации розничной торговли аудио-, видеопродукцией, компьютерными информационными носителями на территории города Москвы.
Пунктом 1.3 Постановления утвержден порядок организации проката видеопродукции на территории города Москвы.
Отношения в области розничной торговли регулируются Гражданским кодексом РФ, Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 (в редакции от 12.07.03).
В соответствии с п.2 ст.492 Гражданского кодекса РФ, договор розничной купли-продажи является публичным договором. Публичный договор регулируется гражданским законодательством.
Кроме того, положения о порядке организации проката установлены параграфом 2 главы 34 (ст.ст.626 - 631) Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п."о" ст.71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Москвы, издавая нормативно-правовой акт утверждающий порядок организации розничной торговли и регулирующий гражданско-правовые отношения, выходит за пределы компетенции субъекта Российской Федерации, установленной ст.ст.72, 73 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.74 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Часть 2 ст.74 Конституции Российской Федерации устанавливает, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом.
Статьей 1 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона.
Таким образом, вышеуказанные пункты Постановления Правительства N 703-ПП от 26.08.03 противоречат п.1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов, создания дискриминационных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.
Пунктом 3.1 Постановления введен запрет на реализацию аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей с объектов нестационарной торговой сети, функционирующей на принципах разносной и развозной торговли: с рук, лотков, палаток, торговых автоматов, автолавок, автомагазинов, тележек, корзин и иных сборно-разборных конструкций и специальных приспособлений (включая территорию рынков, вокзалов, подуличных переходов, а также в вестибюлях метрополитена).
Пунктом 3.3 Постановления с 01 января 2004 года введен запрет на реализацию аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей без идентификационного знака.
Согласно п.90 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 в ред. от 12.07.03, не допускается продажа экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм при осуществлении розничной торговли с использованием лотков и палаток. В отличие от постановления Правительства Москвы N 703-ПП от 26.08.03, Правила не запрещают продажу аудио- и видеопродукции с объектов нестационарной торговой сети, в том числе киосков. Нормативный акт федерального уровня не выделяет компьютерные информационные носители в отдельную группу и не устанавливает специальные правила по их реализации. В соответствии с ч.2 ст.115 Конституции РФ постановления Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.74 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Часть 2 ст.74 Конституции Российской Федерации устанавливает, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом.
Статьей 1 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона.
Таким образом, п.п.3.1, 3.3 Постановления противоречат п.1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов, создания дискриминационных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.
Согласно п.6.1 Постановления Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы дано поручение в месячный срок разработать и внести на утверждение в установленном порядке проект распоряжения Мэра Москвы о создании единой системы идентификации аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей, включающий порядок присвоения идентификационного знака и порядок финансирования соответствующих мероприятий, а также порядок взаимодействия с налоговыми и правоохранительными органами.
Комиссией рассмотрено постановление Правительства Москвы от 03.02.2004 N 54-ПП "Об условиях присвоения идентификационных знаков на аудио-, видеопродукцию, компьютерные информационные носители в городе Москве", которым утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти и городских организаций по присвоению идентификационных знаков на аудио-, видеопродукцию, компьютерные информационные носители, регламентирующий деятельность органов исполнительной власти и городских организаций города Москвы в рамках системы присвоения идентификационных знаков на аудио-, видеопродукцию, компьютерные информационные носители, изданное в целях реализации п.6.1 Постановления Правительства Москвы N 703-ПП от 26.08.03 г. (Протокол заседания Комиссии от 15.04.04 г.).
Необходимость нанесения идентификационных знаков на перечисленные товары не предусмотрена федеральным законодательством.
Таким образом, введение Правительством Москвы защитного идентификационного знака создает необоснованные и неправомерные дополнительные препятствия хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по реализации аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей, что противоречит ч.1 ст.8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Согласно ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих потребностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом (п.3 ст.55 Конституции РФ).
Статьей 1 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона.
Введение обязательного защитного идентификационного знака в г. Москве может препятствовать свободному перемещению товаров на территории Российской Федерации, что запрещено ст.74 Конституции РФ предусматривающей недопущение установления таможенных границ и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов и имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Руководствуясь п.1 ст.27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п.п.2.12, 2.15 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ГКАП России N 91 от 25 июля 1996 г., Комиссия решила:
1. Признать Правительство Москвы нарушившим п.1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать Правительству Москвы предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
О.Б. Одинцова |
Члены Комиссии:
|
А.И. Багандов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Территориального управления по г.Москве и Московской области МАП РФ от 15 апреля 2004 г.
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1329/04-АК от 9 сентября 2004 г. решение Арбитражного суда города Москвы по делу А40-24091/04-120-203 от 22 июня 2004 г. оставлено без изменения
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2004 года N А40-24091/04-120-203 настоящее решение признано недействительным