Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 133-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности статьи 33 Патентного закона Российской Федерации и абзацев 3 и 4 подпункта "л" пункта 1 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров в связи с жалобой гражданина Котова Владимира Михайловича"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В силу ст.33 Патентного закона РФ за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, взимаются патентные пошлины; при этом перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров или возврата пошлин устанавливаются Правительством РФ.

В связи с тем, что установление существенных элементов обложения указанных пошлин предоставлено Правительству РФ, гражданин посчитал это нарушением ст.57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы.

В ходе рассмотрения данного дела Конституционный Суд обратил внимание на то, что патентные пошлины имеют иную природы, чем налоговые платежи.

Опираясь на свои ранее высказанные правовые позиции, Суд указал, что законодатель вправе предоставить Правительству РФ как органу, обеспечивающему проведение в РФ единой финансовой политики, полномочия по установлению отдельных элементов обложения патентных пошлин.

При этом не нарушаются конституционные нормы о разграничении компетенции между законодательным и исполнительным органом, как и положение о законно установленных налогах и сборах, поскольку спорные платежи не являются налоговыми.

Кроме того, существенное значение имеет то обстоятельство, что устанавливая размеры, порядок сроки уплаты и иные элементы обложения патентных пошлин, Правительство РФ действует не произвольно, а во исполнение положений федерального закона.

Необходимо также иметь ввиду, что при определении размера указанных пошлин Правительство РФ связано принципами разумной обоснованности, справедливости и соразмерности затратам органов публичной власти по выдаче патентов.

Поскольку патентные пошлины не являются налоговым платежом, то при их установлении Правительством РФ права заявителя как налогоплательщика не нарушаются. В связи с этим, а также с учетом того, что по поставленному заявителем вопросу Конституционным Судом РФ приняты решения, сохраняющие свою силу, в принятии жалобы отказано.


Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 133-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности статьи 33 Патентного закона Российской Федерации и абзацев 3 и 4 подпункта "л" пункта 1 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров в связи с жалобой гражданина Котова Владимира Михайловича"



Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 6