Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 22 июня 2004 г. N 03-02-05/4/27
Вопрос: Образовательное учреждение создан# Облпотребсоюзом. Облпотребсоюз в соответствии со ст. 31 п. 1, Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) В# Российской Федерации# является некоммерческой организацией. Согласно ст. 33 п. 1, 3 и 4 указанного выше закона, он является собственником имущества союза как юридическое лицо. Для реализации своих уставных целей союз имеет право создавать хозяйственные общества, образовательные и иные учреждения. Имущество за учреждениями, созданными союзом, закрепляется на праве оперативного управления.
Образовательное учреждение по статусу практически ничем не отличается от унитарного муниципального образования.
Согласно устава# техникума, он не имеет уставного капитала. Облпотребсоюз, выступая в качестве учредителя техникума, выполняет лишь отдельные полномочия собственника, установленные в учредительных документах, поэтому они не могут являться доказательством непосредственного участия в деятельности техникума.
В связи с изложенным, просим разъяснить, может ли образовательное учреждение перейти на упрощенную систему налогообложения, регулируемой# нормами главы 26.2 НК РФ с учетом того, что ВАС РФ от 19.11.2003 N 12358/03 признал недействующим п. 9 методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, разъясняющего применение положений подпункта 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо от 10 мая 2004 года N 50 по вопросу, касающемуся возможности применять упрощенную систему налогообложения учреждением, образованным юридическим лицом, и не имеющим уставный капитал, и сообщает следующее.
Статья 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает перечень организаций, которые не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.
Подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса содержит ограничение, в соответствии с которым организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В виду# того, что налоговое законодательство Российской Федерации не содержит определение понятия "участие в организации", в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно используется в отрасли гражданского права.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит понятия следующих видов участия:
- участие в уставном капитале организации (пункт 1 статьи 105 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- участие в деятельности организации (пункт 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- участие в создании организации (пункт 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по мнению Департамента, формирование уставного капитала следует рассматривать лишь как один из квалифицирующих признаков "непосредственного участия".
Учитывая изложенное, действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не позволяет перейти на применение упрощенной системы налогообложения некоммерческим организациям, созданным юридическими лицами.
Вместе с тем сообщаем, что учитывая статус некоммерческих организаций, данный вопрос может быть рассмотрен при внесении изменений и дополнений в главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса.
Директор Департамента |
М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 июня 2004 г. N 03-02-05/4/27
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 24 августа 2004 г. N 31, в газете "эжДосье", сентябрь 2004 г., N 36