Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 1 июня 2004 г. N 394/04
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Першутова А.Г., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф.,
рассмотрел заявление государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 26.06.2003, постановления суда апелляционной инстанции от 09.09.2003 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-3682-03 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.11.2003 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области" - Румянцева А.А., Фоменко В.Н.;
от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области - Васильева С.А., Лисицына В.С., Новикова М.К.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области" (далее - управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области (далее - налоговый орган) от 28.05.2003 N 521 о привлечении заявителя к налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 26.06.2003 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.09.2003 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 06.11.2003 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций управление фонда просит отменить их, ссылаясь на неправильное применение судами законодательства о налогах и сборах.
В отзыве на заявление налоговый орган просит оставить оспариваемые судебные акты в силе, так как финансирование расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) за счет средств федерального бюджета в 2001-2002 годах не было предусмотрено, поэтому и оснований для применения пункта 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка управления фонда по вопросам соблюдения налогового законодательства, а именно: правильности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по единому социальному налогу за период с 01.02.2001 по 10.10.2002 и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 01.10.2002.
По итогам проверки составлен акт от 29.04.2003 N 204, на основании которого налоговый орган вынес решение от 28.05.2003 N 521 о привлечении управления фонда к налоговой ответственности в силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога в 2001 году в результате занижения налоговой базы и предложил последнему уплатить недоимку по налогу и страховым взносам в размере 92 155 рублей 18 копеек, 13 258 рублей 46 копеек пеней и 8 546 рублей штрафа.
Занижение налоговой базы, установленное по материалам проверки, проявилось в том, что управление фонда не включало в суммы, подлежащие налогообложению, выплаты работникам в виду материальной помощи в пределах 2 000 рублей за налоговый период, что, по мнению налогового органа, является нарушением пункта 2 статьи 238 Кодекса.
В соответствии с названной правовой нормой не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период, в частности суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что финансирование органов ПФР за счет средств бюджетов бюджетным законодательством не предусмотрено, следовательно, управление фонда было не вправе исключать из налогооблагаемой базы суммы материальной помощи, выплаченные своим работникам.
При этом судебные инстанции руководствовались пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под бюджетами (бюджетом) понимаются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Между тем суды не учли следующего.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, установлено, что Фонд образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Согласно статьям 17 и 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" бюджет ПФР формируется в том числе и за счет средств федерального бюджета, а средства бюджета ПФР направляются в том числе и на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР (включая содержание его центральных и территориальных органов).
Бюджет ПФР на 2001 год утвержден Федеральным законом от 08.08.2001 N 125-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год", согласно статье 3 которого средства на содержание органов ПФР включены отдельной строкой в расходную часть бюджета. Финансирование расходов на содержание органов ПФР осуществляется за счет доходной части бюджета. В соответствии со статьей 2 данного Закона доходы бюджета ПФР формируются в том числе и за счет средств федерального бюджета.
То же самое предусмотрено и Федеральным законом от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год".
Таким образом, вывод судов о том, что финансирование управления фонда не осуществляется за счет средств бюджетов, не основано на законе.
Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, вышесказанное в равной мере распространяется и на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые судебные акты в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, так как основаны на неправильном толковании норм права.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 26.06.2003, постановление суда апелляционной инстанции от 09.09.2003 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-3682-03 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.11.2003 по тому же делу отменить и принять новое решение.
Решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области от 28.05.2003 N 521 о привлечении государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области" к налоговой ответственности признать недействительным.
Председательствующий |
В.Ф. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно пункту 2 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период, в том числе суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам.
В рассматриваемом случае указанной льготой воспользовалось управление Пенсионного фонда РФ. Налоговая инспекция, а в затем и суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что Пенсионный фонд не вправе пользоваться льготой по п.2 ст.238 НК РФ, поскольку бюджетное законодательство не предусматривает его финансирование за счет средств бюджетов.
Признавая данное толкование закона неправильным, Президиум исходил из того, что согласно п.2 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 2122-1, Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Кроме того, в силу п.1 ст.17 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" бюджет Пенсионного фонда РФ формируется, в том числе, за счет федерального бюджета.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 125-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2001 год" доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 2001 год также формируются за счет нескольких источников, в том числе, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, выплаты работникам Пенсионного фонда РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета, в связи с чем Пенсионный фонд РФ правомерно воспользовался льготой по единому социальному налогу, предусмотренной п.2 ст.238 НК РФ.
Руководствуясь вышеизложенным, Президиум отменил принятые по делу судебные акты (решение, постановления апелляционной и кассационной инстанций) как основанные на неправильном толковании норм права и признал решение налоговой инспекции о взыскании штрафа недействительным.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 2004 г. N 394/04
Текст постановления официально опубликован не был