Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Об изменениях в настоящее приложение см. приказ Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 2 июня 2005 г. N 233
Приложение 1
к приказу Управления МНС по г. Москве
от 29 июня 2004 г. N 189
Порядок
организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы
(извлечение)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники (ККТ) на территории г. Москвы (далее - Порядок) устанавливается для единого подхода к предупреждению, выявлению и пресечению нарушений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных/денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон).
Работа инспекций на территории г. Москвы осуществляется в строгом соответствии с данным Порядком и направлена на усиление контроля за выполнением требований Закона, полнотой учета выручки и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды.
1.2. Объектами проверок выполнения Закона являются предприятия, организации, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (далее - организации), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), осуществляющие продажу товаров, оказание услуг населению либо выполнение работ.
1.3. Работу по организации контроля за применением ККТ осуществляет Отдел оперативного контроля и применения контрольно-кассовых машин Управления МНС России по г. Москве, который:
- организует и осуществляет контроль за законностью оборота наличных денежных средств;
- оказывает методическую и практическую помощь инспекциям по вопросам контроля за соблюдением законодательства о применении ККТ;
- направляет разъяснения по вопросам действующего законодательства;
- осуществляет контроль за организацией работы городской мобильно-оперативной группы (ГМОГ) и территориальных мобильно-оперативных групп (ТМОГ), проводит анализ их работы;
- проводит профессионально-экономическую учебу сотрудников инспекций;
- готовит и вносит предложения в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также органам исполнительной власти г. Москвы;
- направляет предложения в Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы об аннулировании регистрации Центров технического обслуживания и ремонта кассовых аппаратов (ЦТО) в случаях, когда нарушения законодательства и других нормативных актов о применении ККТ допущено по вине ЦТО;
- информирует население через средства массовой информации (печать, радио, телевидение) о нормах действующего законодательства по обязательному применению контрольно-кассовой техники.
1.4. Работу по контролю за применением ККТ на контролируемой территории осуществляют Отделы выездных проверок юридических лиц (далее - Отделы) инспекций г. Москвы. Отделы обеспечивают контроль за соблюдением законодательства с целью повышения эффективности проверок, организуют их на постоянной основе во взаимодействии с органами внутренних дел, местной администрацией и другими государственными контролирующими органами.
Начальник отдела обеспечивает своевременность выполнения возложенных на Отдел задач и функциональных обязанностей по следующим основным направлениям:
- проведение постоянных проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями;
- подготовка материалов для вынесения постановления (определения) руководителем инспекции по результатам рассмотрения актов проверки, протоколов об административном правонарушении и документов, представленных организацией (индивидуальным предпринимателем);
- принятие мер к взысканию денежных средств в доход бюджетов в соответствии с действующим законодательством;
- направление материалов в правоохранительные органы по установленным фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством;
- рассмотрение писем налогоплательщиков по вопросам применения контрольно-кассовой техники;
- обеспечение качественного и своевременного представления установленной отчетности и оперативной информации по контролируемым направлениям работы;
- ведение базы данных об объектах, осуществляющих налично-денежный оборот с применением контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчетности;
- сбор информации о продаже товаров и оказания услуг населению из нетрадиционных источников (через телефонную сеть, рекламные объявления в печати, городских стендах, Интернет и т.п.).
1.5. Отделами проводится работа по предупреждению правонарушений, связанных с применением контрольно-кассовой техники, по следующими основным направлениям:
а) информирование населения через средства массовой информации (печать, радио, телевидение) о нормах действующего законодательства по обязательному применению контрольно-кассовой техники;
б) при регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах проводится ознакомление налогоплательщиков:
- с действующим законодательством и нормативными актами по применению контрольно-кассовой техники, документами строгой отчетности для учета денежных средств, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации;
- с ответственностью за нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники, о работе с денежной наличностью и т.д.;
- с моделями контрольно-кассовой техники, включенных в "Государственный реестр контрольно-кассовой техники, используемых на территории Российской Федерации" (Госреестр);
- с сетью центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин (ЦТО) в г. Москве и обслуживаемых ими моделях ККТ;
в) подготовка и внесение предложений органам исполнительной власти на местах в части:
- взаимодействия с налоговыми органами при выдаче, продлении или аннулировании разрешительных документов на право ведения предпринимательской деятельности;
- выявления физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и уклоняющихся от постановки на налоговый учет;
г) организация взаимодействия налоговых органов с правоохранительными и контролирующими органами.
2. Организация планирования проверок применения ККТ
2.1. В целях повышения эффективности проверок работа налоговых органов по обеспечению контроля за соблюдением законодательства о применении ККТ должна быть организована на постоянной основе во взаимодействии с правоохранительными органами, другими государственными контролирующими органами, а также органами местного самоуправления.
2.2. Работа по организации проверок законодательства о применении ККТ осуществляется на плановых началах. В этих целях на основе анализа состояния дел по соблюдению законодательства о применении ККТ различными хозяйствующими субъектами и базы данных, формируемой в инспекции, составляется календарный план-график (рекомендуется квартальный) проведения проверок организаций и индивидуальных предпринимателей. В целях проведения анализа состояния дел используются:
- данные отчетов за прошедший период и пояснительных записок;
- данные о регистрации и снятии с регистрации ККТ;
- данные о ККТ, не снятых с регистрации в налоговом органе субъектом предпринимательской деятельности после получения им уведомления;
- материалы оперативных и рейдовых проверок соблюдения законодательства о применении ККТ;
- данные структурных подразделений налоговых органов по налогообложению организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих торговлю или оказание услуг;
- данные правоохранительных и контролирующих органов;
- данные, поступающие в налоговый орган от органов государственного и местного самоуправления, кредитных и лицензионных органов;
- данные местных органов исполнительной власти, осуществляющих разрешительные и регистрационные функции на право осуществления той или иной деятельности;
- данные центров технического обслуживания ККМ о состоянии ККТ и соблюдении их владельцами Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением;
- информация, получаемая от граждан о нарушениях законодательства о применении ККТ, в том числе поступающая (и регистрируемая) по телефонам доверия;
- данные из средств массовой информации.
2.3. Календарный план-график проведения проверок по применению контрольно-кассовой техники разрабатывается начальником отдела и утверждается руководителем инспекции (заместителем руководителя, курирующим данное направление).
Календарный план-график проведения проверок должен включать в себя следующие данные:
- перечень объектов проверки с указанием места расположения;
- отметка об исполнении мероприятия (дата, N акта, NN протоколов), Ф.И.О. и должность работников инспекции, проводивших проверку.
Дата проведения проверки определяется руководителем инспекции (заместителем руководителя, курирующим данное направление) перед выходом на проверку с объявлением состава сотрудников инспекции, направляемых на проверку. Утвержденный план-график проведения проверок является конфиденциальным документом и хранится у руководителя инспекции (заместителя руководителя, курирующего данное направление).
2.4. При выборе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве объектов для проведения проверок целесообразно придерживаться определенной последовательности.
В первую очередь подлежат проверке объекты, в которых:
- по оперативной информации правоохранительных и других контролирующих органов допускаются нарушения законодательства о применении ККТ;
- по оперативной информации налогового органа допускаются нарушения законодательства о применении ККТ.
Кроме того, в категорию первоочередных включаются организации (индивидуальные предприниматели), проверка соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники на которых должна быть проведена по поручениям вышестоящих налоговых органов.
Во вторую очередь подлежат проверке объекты:
- организации и индивидуальные предприниматели, в отношении которых проверка соблюдения законодательства о применении ККТ ранее не проводилась;
- организации и индивидуальные предприниматели, которым установлены сроки для устранения допущенных нарушений.
Далее включаются остальные объекты по усмотрению налогового органа.
При отборе объектов для проверки необходимо руководствоваться стремлением обеспечить выбор таких объектов, проверка которых с наибольшей вероятностью могла бы выявить нарушения законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением.
2.5. Отделами инспекций накапливаются и систематизируются данные о дислокации объектов торговли, организаций по обслуживанию населения и их владельцах с учетом информации, поступающей из различных источников. На основе этих сведений формируется база данных для планирования и проведения проверок.
3. Подготовка и проведение проверок применения контрольно-кассовой техники
3.1. Объекты проверок (группу объектов) определяет начальник отдела по согласованию с руководителем (заместителем) инспекции. Перед началом проверки в выписываемом поручении на проверку указывается место проверяемых объектов (адрес проверяемого объекта, группы объектов). Вместе с поручением выдаются номерные бланки актов и протоколов (номера сквозные по всей инспекции). При проведении проверок используются бланки поручений, актов и протоколов, централизованно выдаваемые Управлением МНС России по г. Москве.
В случае невозможности проведения ежедневных проверок (отсутствии необходимой поддержки правоохранительных органов, проведении других проверочных мероприятий и т.д.), они проводятся по мере возможности, но не менее 15 проверок для каждого отдела выездных проверок юридических лиц инспекции, в том числе в вечернее и ночное время с 18:00 до 09:00 проводится не менее 3 проверок в месяц, а в выходные и праздничные дни - не менее 2 проверок в месяц.
Проведение проверок в организациях, а также индивидуальных предпринимателей, не приступивших к работе (завершивших работу) или во время перерыва, недопустимо.
3.2. Проверки исполнения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки проводятся во взаимодействии с правоохранительными органами, местной администрации# и другими государственными контролирующими органами. Они осуществляются:
- на контролируемой инспекцией территории в общем порядке (обычные проверки);
- путем проведения "перекрестных" проверок.
В рамках "перекрестных" проверок на территории г. Москвы допускается проведение сотрудниками одного налогового органа проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в этом налоговом органе на территориях, контролируемых другим налоговым органом;
- путем проведения "челночных" проверок на контролируемой инспекцией территории. Данные проверки заключаются в периодическом контроле за соблюдением требований законодательства о применении ККТ в местах массовой торговли (рынки, ярмарки и т.п.) в течение дня. Периодичность повторения проверки конкретного места массовой торговли определяется начальником отдела;
- путем проведения (участия в проведении) выездных налоговых проверок в связи с выявленными фактами нарушений законодательства, устанавливающего порядок работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций;
- путем участия в рейдовых проверках, проводимых на основе отдельных специально разработанных и взаимосогласованных межведомственных оперативных планов с широким охватом (группы) торговых точек (субъектов предпринимательской деятельности), предварительно отобранных по какому-либо учитываемому признаку, и осуществляемые в ограниченный отрезок времени силами работников одного или нескольких налоговых органов с одновременным участием других контролирующих и правоохранительных органов.
3.3. Проверка законодательства о применении ККТ проводится на основании поручения на проверку, подписанного руководителем налогового органа или его заместителем.
3.4. В проверке организаций и индивидуальных предпринимателей участвуют не менее двух сотрудников инспекции. К проведению проверок соблюдения Закона допускаются квалифицированные сотрудники, имеющие опыт в проведении проверок.
3.5. По возможности, перед выходом на проверку проверяющие должны ознакомиться с банком данных проверяемой (ых) организации (ий) (индивидуальных предпринимателей), материалами предыдущих проверок, а также данными, связанными с регистрацией и техническим обслуживанием ККТ.
4. Примерный порядок проведения проверки ККТ
4.1. Проверка соблюдения организацией (индивидуальным предпринимателем) законодательных и нормативно-правовых актов о применении ККТ может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии руководителя (владельца) проверяемого объекта.
Работникам налоговых и других контролирующих органов, участвующих в проверке, категорически недопустимо провоцирование в ходе проверки работников проверяемых объектов на действия, нарушающие Закон.
4.2. Проверки проводятся следующими методами:
- визуального наблюдения проверяющими за продажей товаров (оказанием услуг, проведением работ) покупателям (клиентам);
- приобретения проверяющими товаров в личное пользование;
- приобретения товаров сотрудниками органов, наделенных правом контрольной (проверочной) закупки, участвующих в проведении проверки, с последующим оформлением соответствующего акта;
- выявления нарушений Закона в ходе выездных налоговых проверок и проверок полноты оприходования денежной наличности (в случае, если с момента нарушения до момента проверки прошло менее двух месяцев).
4.3. На начальном этапе проведения проверки проверяющими по результатам наблюдения за продажей товаров (оказанием услуг) покупателям (клиентам) дается предварительная оценка состоянию соблюдения законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением на конкретном объекте проверки (точке). Однократного нарушения достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства (а в случае установления факта неприменения ККТ - акта и протоколов об административном правонарушении).
4.4. С учетом оснований, полученных в результате визуального наблюдения, проверяющие приступают к проведению проверки. При необходимости в установленном порядке производится контрольная (проверочная) закупка товаров сотрудниками органов, наделенных соответствующим полномочием и участвующих в проведении проверки, которая оформляется соответствующим актом. После этого проверяющие предъявляют руководителю или другому должностному лицу организации поручение налогового органа, документы, удостоверяющие их личность (должность), и приступают к более детальной проверке соблюдения законодательства о применении ККТ и документальному оформлению материалов проверки.
4.5. Проверяется весь комплекс документов, характеризующих статус организации (индивидуального предпринимателя), устанавливаются личности и должностное положение персонала, наличие у них соответствующих квалификационных документов (свидетельств, аттестатов, удостоверений и т.п.), документов на право осуществления той или иной конкретной деятельности, на право пользования помещением, документов, подтверждающих регистрацию организации (индивидуального предпринимателя) и постановку ее (его) на учет в налоговом органе, наличие лицензий на право торговли винно-водочными изделиями и другими подакцизными товарами и т.п.
Одновременно проверяются: соответствие применяемых моделей ККТ требованиям Госреестра, классификатора ККТ, установленным срокам использования моделей, исключенных из Госреестра, соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККТ фактическим, их исправность, наличие договора на техническое обслуживание, карточки регистрации ККТ, наличие средств визуального контроля, маркировочной таблички ККТ, пломб и др.
4.6. Проверка выполнения организацией (индивидуальным предпринимателем) требований "Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденного постановлением Совета Министров Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (в редакции постановления Правительства РФ от 07.08.98 N 904) наряду с требованиями Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.93 N 104, производится непосредственно на месте установки ККТ. Сверяется фактическое место установки ККТ с данными, зафиксированными в документах о регистрации ККТ, путем осмотра внешнего состояния ККТ устанавливается тождественность заводского номера на машине и в документах, наличие пломб на кожухе машины, наличие голограмм, качество чека и полнота напечатанных на нем реквизитов и т.д.
4.7. После осмотра контрольно-кассовой техники рекомендуется тщательно проверить имеющиеся контрольные ленты (особенно в местах обрыва), обращая особое внимание на наличие на ленте порядковых номеров, даты и времени совершения торговой операции, количество гашений счетчиков и т.д. Следует иметь в виду, что в некоторых моделях ККТ дата начала работы должна вводиться механически кассиром-операционистом ежедневно в начале смены, что не исключает возможности злоупотреблений при использовании ККТ. В то же время на всех электронных ККТ с фискальной памятью, включенных в Государственный реестр, дата и время покупки, нумерация чеков осуществляются в автоматическом режиме, что позволяет установить допущенные злоупотребления относительно утраты или замены части контрольной ленты.
4.8. Проверяются нулевые чеки: их количество, время пробития, если их несколько в течение смены, устанавливается, чем была вызвана эта необходимость.
4.9. Проверяется наличие прошитого и скрепленного подписью и печатью (штампом) налогового органа журнала кассира-операциониста по ф. N КМ-4 (при наличии его на проверяемом объекте), надлежащим образом оформленных ценников на товары (прейскурантов на услуги).
При проверке наличия прейскуранта на оказываемые услуги (работы) проверяющий обращает внимание на обоснованность этого документа (кем утвержден, когда, для какой отрасли, ведомства, организации), внешнее оформление (четкость написания, наличие заверяющей подписи, печати и т.п.), а также на размещение его в доступном для клиентов месте.
4.10. Одновременно проверяется наличие договора с ЦТО на сервисное обслуживание ККТ, а также ведение записей в журнале вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме N КМ-8.
4.11. При проверке организаций (индивидуальных предпринимателей), которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники, то есть с выдачей квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности, следует проверить правомерность применения данной организацией (предпринимателем) документов строгой отчетности.
4.12. Право утверждения форм документов строгой отчетности, по представлению заинтересованных министерств, ведомств и организаций, предоставлено Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Все остальные бланки неустановленного образца не являются документами строгой отчетности и не дают права на прием наличных денежных средств без применения ККТ.
См. порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171
4.13. Организация (индивидуальный предприниматель), которая (ый) в соответствии с законодательством вправе применять при осуществлении денежных расчетов с населением документы строгой отчетности по утвержденным формам и не применяет их, а равно использует бланки неутвержденных форм, не освобождается от обязанности применения ККМ и несет ответственность, установленную статьей 14.5 КоАП РФ.
4.14. В случае выявления факта невыдачи клиенту квитанции или другого приравниваемого к чеку документа строгой отчетности или выдачи документа с указанием суммы менее уплаченной, проверяющий делает соответствующую запись в акте и составляет протоколы как за неприменение ККМ.
4.15. В акте и протоколах отражаются все факты нарушения и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки. При описании составов правонарушений необходимо использовать те формулировки, которые содержатся в законодательных актах. Также акт и протоколы должны содержать ссылки на конкретные статьи Закона, пункты нормативно-правовых актов, которые организация (индивидуальный предприниматель) нарушила (ил). Обстоятельства совершения правонарушения должны подтверждаться документами, оформленными в ходе проверки, объяснениями должностных лиц, свидетельскими показаниями (заявлениями) покупателей товара (оказанной услуги) и другими документами. В качестве доказательств нарушений законодательства о применении ККТ могут использоваться также документы и фактические данные организации (индивидуального предпринимателя), акты контрольных (проверочных) закупок, чеки, объяснения должностных лиц проверяемой организации, документы предыдущих проверок, проведенных налоговыми инспекциями, а также государственными контролирующими или правоохранительными органами (акты, протоколы, постановления инспекций и т.д.).
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Объяснения должностных лиц проверяемого объекта следует получить по каждому факту выявленного в процессе проверки правонарушения.
В случае отказа должностных лиц проверяемого объекта от дачи объяснения и подписания акта и протоколов этот факт отмечается и в акте, и в протоколах после подписи проверяющих записью примерно такого содержания: "От подписания акта (протокола) и дачи объяснения причины нарушения действующего законодательства должностные лица организации (указывается, кто конкретно) отказались", которая удостоверяется подписями проверяющих или лица, составившего протокол.
4.16. На организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований Закона налоговыми органами налагаются административные штрафы в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
4.17. Проверяющими разъясняются представителю объекта проверки права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и делается соответствующая запись в акте и протоколах.
4.18. По окончании проверки составляется акт в двух экземплярах в соответствии с действующими требованиями. Изменения, дополнения или уточнения после подписания акта не допускаются.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса КоАП РФо совершении административного правонарушения, выразившегося в неприменении ККМ (ст. 14.5 КоАП РФ) налоговые органы составляют протоколы об административном правонарушении. Протокол на юридическое лицо составляется во всех нижеперечисленных случаях. Протокол на физическое лицо (продавца) составляется в случае непробития кассового чека (неоформления или невыдачи бланка строгой отчетности) или выдачи чека с суммой менее уплаченной, в остальных случаях составляется протокол на должностное лицо организации (или на индивидуального предпринимателя).
Под неприменением в установленных законом случаях контрольно-кассовой машины понимается:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (неоформление бланка строгой отчетности), в том числе по причине их отсутствия;
- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах или зарегистрированной на иного субъекта предпринимательской деятельности;
- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;
- использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Акт и протоколы подписываются всеми проверяющими лицами и представителем организации (индивидуальным предпринимателем или его представителем), присутствующим при осуществлении проверки. Один экземпляр акта и протокола (копия) передается руководителю (представителю) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю, другой передается должностному лицу налогового органа, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении в день проведения проверки (в исключительных случаях при проведении проверок в вечернее время (в выходные и праздничные дни) допускается передача актов и протоколов на следующий день).
При выявлении нарушения, выразившемся в невыдаче чека покупателю и (или) отсутствие ценника на товар, находящийся в реализации, проверяющими составляется акт, который направляется в органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, которые в соответствии со статьей 23.49 КоАП РФ имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ.
Примечание. При осуществлении производства по делам о неприменении ККМ также следует руководствоваться методическими рекомендациями Управления от 31.10.2002 N 29-08/52188.
В случае выявления нарушения при проведении выездной налоговой проверки акт и протоколы могут быть составлены по совершенному ранее правонарушению при условии его доказанности. При составлении акта и протоколов следует учитывать сроки наложения административного наказания, установленные статьей 4.5 КоАП РФ.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.
Административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей, к которому, в том числе, относится законодательство о применении ККМ, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, в том числе для выявления фактического местонахождения и доставления лица, подлежащего привлечению к административной ответственности в случае отсутствия его на объекте проверки.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 4.5 Кодекса постановление о назначении административного наказания не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
4.19. По окончании проверки соблюдения Закона проверяющими осуществляется оперативный контроль полноты учета выручки. В обязательном порядке составляется акт проверки наличных денежных средств (форма N КМ-9). При наличии излишков или недостачи денежных средств в кассе, проверяющим необходимо взять объяснения у представителей объекта проверки по данному факту. Проверяющие сопоставляют размер фактической выручки за рабочий день (смену), полученный путем ревизии наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ и данных сменных отчетов ("X" и "Z" отчетов) контрольно-кассовой машины, а также данных журнала кассира-операциониста. Данные фиксируются в составляемом акте проверки наличных денежных средств.
Примечание. Перед подсчетом наличных денежных средств необходимо взять расписку об отсутствии в кассе личных денег и иных, не оприходованных денежных средств, о представлении всех квитанций приходных кассовых ордеров по сданной выручке.
4.20. Проверочные мероприятия наличных денежных расчетов между юридическими лицами проводятся по следующей схеме.
На начальном этапе проведения проверки наличных денежных расчетов между юридическими лицами, проверяющими по результатам наблюдения за продажей товаров (оказанием услуг) покупателям (клиентам), наличием ценников (прейскурантов), соблюдением порядка выдачи покупки (оформления услуги, работы) осуществляется предварительная оценка соблюдения организацией законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных расчетов на объекте проверки.
В установленном порядке производится покупка и предъявляется руководителю организации поручение налогового органа на проведение проверки, документы, удостоверяющие личность (должность) проверяющих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", налоговым органам предоставляется право, в том числе, осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
На основании вышеизложенного в поручении на проверку указывается период, предшествующий дате проведения проверки.
Кроме того, у проверяемой организации в соответствии со статьей 7 Закона РФ N 54-ФЗ требованием (приложение 4) запрашиваются документы, связанные с применением ККТ и оприходованием денежной выручки, а также с ведением наличных денежных расчетов с другими организациями (договор, подтверждающий факт взаимоотношений между покупателем и продавцом (поставщиком) товара).
Результаты проверки оформляются в соответствии с п. 4.16 настоящего порядка.
5. Рассмотрение материалов проверки
5.1. Руководителем инспекции выносится постановление в 15-дневный срок со дня получения им протокола об административном правонарушении и других материалов дела. По результатам рассмотрения материалов проверки с участием всех заинтересованных сторон в соответствии с частью 1 статьи 29.9 Кодекса об административных правонарушениях выносится одно из следующих постановлений:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
5.2. Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение действующего законодательства о применении контрольно-кассовой техники выносится не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). В постановлении должно быть отражено предложение о добровольной уплате предъявленной суммы штрафа, а также информация о том, что в случае несогласия с постановлением оно может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящий орган или суд в течение 10 суток со дня вручения или получения правонарушителем копии постановления.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в налоговый орган, вынесший постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях, налоговый орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях налоговый орган, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
6. Отчетность и делопроизводство
Предоставление отчетности в Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве осуществляется в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к срокам и формам отчетности. В целях повышения оперативности получения информации отчетность направляется как на бумажном носителе, так и по электронной почте.
По результатам проверки контролируется исполнение постановлений по взысканию штрафных санкций. На основании накопленного материала предоставляется отчетность в Управление МНС России по г. Москве.
Дела об административных правонарушениях хранятся отдельно от других документов налогоплательщика, в случае необходимости в дело налогоплательщика подшивается ксерокопия акта и протокола.
Инспекция, проводившая проверку организации (индивидуального предпринимателя) на подведомственной территории, но зарегистрированной в другой налоговой инспекции, в обязательном порядке должна направлять копии поручений, актов, протоколов и постановлений в инспекцию, где организация (индивидуальный предприниматель) состоит на налоговом учете.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.