Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Об изменениях в настоящее приложение см. приказ Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 2 июня 2005 г. N 233
Приложение 2
к приказу Управления МНС РФ по г. Москве
от 29 июня 2004 г. N 189
Порядок
организации работы по контролю за полнотой оприходования наличных денежных средств
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок организации работы за полнотой оприходования наличных денежных средств на территории г. Москвы (далее - Порядок) устанавливается для единого подхода к предупреждению, выявлению и пресечению нарушений полноты оприходования наличных денежных средств предприятиями.
Работа инспекций на территории г. Москвы осуществляется в строгом соответствии с данным Порядком и направлена на усиление контроля за выполнением требований по полноте учета выручки и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды.
1.2. Объектами проверок полноты оприходования наличных денежных средств являются предприятия, организации, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (далее - организации).
Данные проверки проводятся налоговыми органами на основании статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 N 14-П (приложение 7).
1.3. Работу по организации контроля за полнотой оприходования наличных денежных средств осуществляет Отдел оперативного контроля и применения контрольно-кассовых машин Управления МНС России по г. Москве, который:
- организует и осуществляет контроль за законностью оборота наличных денежных средств;
- оказывает методическую и практическую помощь инспекциям по вопросам контроля за полнотой оприходования наличных денежных средств;
- направляет разъяснения по вопросам действующего законодательства;
- проводит профессионально-экономическую учебу сотрудников инспекций;
- готовит и вносит предложения в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также органам исполнительной власти г. Москвы;
- информирует население через средства массовой информации (печать, радио, телевидение) о нормах действующего законодательства и порядке оприходования и учета наличных денежных средств.
1.4. Работу по контролю за полнотой учета наличных денежных средств организациями, состоящими на учете в ИМНС, осуществляют Отделы выездных проверок юридических лиц (далее - Отделы) инспекций г. Москвы. Отделы обеспечивают контроль за соблюдением законодательства с целью повышения эффективности проверок, организуют их на постоянной основе во взаимодействии с органами внутренних дел, местной администрацией и другими государственными контролирующими органами.
Начальник отдела обеспечивает своевременность выполнения возложенных на Отдел задач и функциональных обязанностей по следующим основным направлениям:
- проведение постоянных проверок полноты оприходования наличных денежных средств организациями;
- подготовка материалов для вынесения постановления (определения) руководителем инспекции по результатам рассмотрения актов проверок, протоколов об административном правонарушении и документов, представленных организацией;
- принятие мер к взысканию денежных средств в доход бюджетов в соответствии с действующим законодательством;
- направление материалов в правоохранительные органы по установленным фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством;
- рассмотрение писем налогоплательщиков по вопросам полноты оприходования и учета наличных денежных средств;
- обеспечение качественного и своевременного представления установленной отчетности и оперативной информации по контролируемым на правлениям работы.
2. Организация планирования и подготовка к проведению проверок
2.1. В целях повышения эффективности проверок работа налоговых органов по обеспечению контроля за полнотой оприходования наличных денежных средств должна быть организована на постоянной основе во взаимодействии с правоохранительными органами, другими государственными контролирующими органами, а также органами местного самоуправления.
2.2. Проверки полноты оприходования наличных денежных средств, проводимые налоговыми органами, осуществляются на плановой основе. Руководитель (заместитель руководителя) инспекции ежемесячно утверждает план-график проведения проверок. На основании имеющейся информации о нарушении действующего законодательства или по заданию вышестоящего органа в план проведения проверок руководителем инспекции могут быть внесены изменения.
Для включения в план в качестве объекта проверки может быть выбрана любая организация, состоящая на учете в данной инспекции.
2.3. Количество проводимых проверок на один отдел в инспекциях МНС России по административным округам г. Москвы должно составлять не менее 3 проверок в месяц.
Количество проверок полноты оприходования наличных денежных средств должно составлять: для межрайонной инспекции МНС России N 42 по г. Москве - не менее 60 проверок в квартал, для межрайонной инспекции МНС России N 41 по г. Москве - не менее 10 проверок в квартал, для межрайонных инспекций МНС России N 38, 40 и 45 по г. Москве - не менее 3 проверок в квартал.
2.4. В обязательном порядке инспекциями проводится не менее 2 проверок в квартал организаций, имеющих 5 и более зарегистрированных ККТ. Данные проверки проводятся путем сопоставления данных по всем зарегистрированным у организации ККТ.
2.5. Проверка может проводиться как в целом по организации, так и по определенной (определенным) ККТ, или по одной из нескольких торговых точек пункта оказания услуг (нескольким торговым точкам, пунктам оказания услуг) проверяемой организации.
Проверкой может быть охвачен любой период деятельности организации, но не более трех календарных лет деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.
2.6. Проверка полноты оприходования (неполного оприходования) наличных денежных средств проводится на основании поручения. В случае проведения проверки полноты оприходования наличных денежных средств совместно с выездной налоговой проверкой, необходимо составлять отдельное поручение, так как данная проверка не относится к формам налогового контроля и проводится не на основании Налогового кодекса.
Поручение составляется в единственном экземпляре, подписывается руководителем (заместителем) инспекции и подлежит обязательной регистрации в журнале регистрации. Журнал должен быть прошит, скреплен гербовой печатью инспекции и подписан руководителем (заместителем), страницы пронумерованы. В поручении указывается проверяемая организация, объект проверки, период и лица, которым поручается проведение проверки. В проверке организаций участвуют не менее двух сотрудников инспекции.
В случае необходимости руководителем (заместителем) инспекции в поручение может быть внесено изменение (дополнение). Изменение оформляется дополнительным поручением, которое так же должно быть зарегистрировано в установленном порядке.
3. Проведение проверки
3.1. При проведении проверки руководитель организации в обязательном порядке должен быть ознакомлен с поручением на проведение проверки. Проверка считается начатой с момента ознакомления с поручением на проведение проверки. В случае отказа руководителя организации ознакомиться с поручением об этом делается запись в поручении и в акте проверки. Копия поручения высылается заказным письмом по почте по фактическому адресу расположения организации и по юридическому адресу.
3.2. Для осуществления контроля за соблюдением организациями порядка учета поступающей выручки, полученной организациями с применением ККТ, полноты ее оприходования в кассу предприятия налоговые органы используют данные фискальной памяти ККТ, а также следующие документы: паспорт ККТ установленной формы, в который заносятся сведения о вводе машины в эксплуатацию и ее ремонтах; журнал (журналы) кассира-операциониста; кассовую книгу; приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия; контрольные ленты ККТ; Акты (форма N КМ-3) о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.
В соответствии с действующим законодательством организации обязаны иметь и хранить вышеуказанные документы.
Иногда в ходе проведения проверки требуются и иные документы, необходимые для принятия правильного решения по фактам, установленным проверкой.
Проверяемая организация для осуществления налоговыми органами контроля обязана предоставлять вышеуказанные документы. Налоговыми органами составляется требование о предоставлении документов. В требовании указывается срок, в который должны быть представлены документы. За отказ от предоставления необходимых документов или за предоставление документов не в полном объеме предусмотрена ответственность в соответствии с пунктом 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Должностным лицом, проводящим проверку, составляется протокол об административном правонарушении. Для рассмотрения дела об административном правонарушении протокол направляется в суд по месту совершения правонарушения (нахождения налогового органа).
В случае невозможности проведения проверки в связи с непредставлением необходимых документов лица, проводящие проверку, составляют справку о невозможности проведения проверки на имя руководителя инспекции и служебную записку о включения данной организации в план проведения выездных налоговых проверок.
3.3. Проводимая проверка осуществляется путем сопоставления данных о фактически полученной организацией выручки с данными, отраженными в кассовой книге предприятия.
Вспомогательными документами при проведении проверки могут служить акты по форме N КМ-9, чеки, пробитые на ККТ, принадлежащих организации.
Проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств производится путем сравнения суммы выручки по данным, отраженным в фискальном отчете, с суммой выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию. В случае установления расхождений, полученных в результате сравнения указанных сумм выручки, выясняются причины, вызвавшие расхождения, и делаются выводы о полноте оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств. При этом сверка данных по суммам выручки производится в целом за проверяемый период, в том числе по каждому дню проверяемого периода или по дням совершения операций в проверяемом периоде.
При проведении проверок организаций, применяющих бланки строгой отчетности (БСО), сравниваются данные, отраженные в кассовой книге, с данными фактически полученной выручки с применением БСО.
Каждое предприятие в соответствии с пунктом 23 Порядка ведения кассовых операций N 40 для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации служит счет бухгалтерского учета 50 "Касса".
В кассовой книге по дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств, в том числе полученных с применением ККТ, и денежных документов в кассу организации.
Таким образом, для вывода о полноте учета выручки денежных средств на предприятиях важно установить, какие данные о фактической сумме выручки отражены в кассовой книге.
3.4. О результатах проведенной проверки составляется Акт проверки полноты оприходования наличных денежных средств. Данный акт составляется как в случае выявления нарушения, так и в случае отсутствия нарушений. Моментом обнаружения правонарушения считается дата составления акта проверки. Проверка считается проведенной только в случае составления акта. Акт подлежит обязательной регистрации в журнале регистрации. Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта вручается руководителю предприятия (законному представителю), другой подшивается к материалам проверки. К акту проверки прикладываются документы, подтверждающие выявленное нарушение. В случае отказа руководителя организации (законного представителя) подписать Акт проверки об этом делается отметка в акте и заверяется подписями проверяющих.
В момент обнаружения правонарушения должностным лицом, проводящим проверку, в отношении юридического лица и должностного лица организации, виновного в совершении данного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях.
При этом протокол в отношении юридического лица составляется в присутствии законного представителя проверяемой организации, которым является руководитель данной организации на момент составления протокола.
Должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, является руководитель (генеральный директор) проверяемой организации на момент совершения правонарушения и допустивший указанные правонарушения.
Также в протоколе указываются место и время рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия протокола вручается под расписку лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
4. Рассмотрение материалов проверки
4.1. Руководителем инспекции выносится постановление 15-дневный срок (ст. 29.6 КоАП РФ) со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов проверки. В случае поступления от участников производства по делу ходатайства лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, выносит определение о переносе рассмотрения дела.
По результатам рассмотрения материалов проверок с участием всех заинтересованных сторон в соответствии с частью 1 статьи 29.9 Кодекса об административных правонарушениях выносится одно из следующих постановлений:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление подлежит обязательной регистрации.
В постановлении должно быть отражено предложение о добровольной уплате предъявленной суммы штрафа, а также информация о том, что в случае несогласия с постановлением оно может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящий орган или суд в течение 10 суток со дня вручения или получения правонарушителем копии постановления. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в налоговый орган, вынесший постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях, налоговый орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, налоговый орган, вынесший постановление, в соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
5. Проверки, проводимые при снятии контрольно-кассовой техники с учета
5.1. При снятии контрольно-кассовой техники с учета в обязательном порядке снимается полный фискальный отчет за весь период деятельности организации. Снятые фискальные отчеты хранятся в деле организации. В случае если организация снимает с учета все имеющиеся у нее ККТ, то налоговыми органами в обязательном порядке проводится проверка полноты оприходования наличных денежных средств. Данные проверки проводятся также на основании поручения с обязательным составлением всех необходимых при проведении проверки документов. Проводимая проверка или нарушения, выявленные в ходе проведения проверки, не являются основанием для отказа в снятии ККТ с учета.
Начальник отдела |
М.Э. Цукарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.