Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно части 2 ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

Непосредственно из данной нормы не вытекает право налоговых органов приостанавливать выездные проверки, однако в принятых в отношении заявителей судебных актах арбитражные суды признали за налоговыми органами такое правомочие, что и побудило заявителей обратиться в Конституционный Суд РФ.

Вместе с тем при толковании оспариваемой нормы Конституционный Суд рассмотрел вопрос об исчислении срока проведения выездных налоговых проверок, а не о возможности их приостановления.

Так, в постановлении указывается, что срок проведения выездной проверки исчисляется исходя из времени фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Иными словами, при исчислении указанного срока необходимо учитывать дни фактического нахождения налоговых инспекторов у налогоплательщика.

В то же время Суд исходил из того, что выездные налоговые проверки являются формой налогового контроля. Важнейшими принципами правового регулирования контрольной деятельности государственных органов являются недопустимость вмешательства контролирующего органа в оперативную деятельность проверяемого, а также недопустимость причинения неправомерного вреда в ходе проведения контрольных мероприятий.

В связи с этим в постановлении указывается, что действия налогового органа в ходе проведения выездной проверки, в том числе решение о ее приостановлении, не должны причинять неправомерный вред налогоплательщику.

Таким образом, допуская приостановление выездных проверок по решению налогового органа, Конституционный Суд в то же время указал на необходимость соблюдения при этом предусмотренных ч.2 ст.89 НК РФ сроков, а также указанных выше принципов контрольной деятельности.

Такое толкование оспариваемой нормы НК РФ, согласно позиции Конституционного Суда, не нарушает законные интересы налогоплательщиков, поскольку последние гарантируются правом на судебную защиту (статьи 137, 138 НК РФ).

На основании изложенного Конституционный Суд РФ признал ч.2 ст.89 НК РФ не противоречащей Конституции РФ.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева"

 

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 27 июля 2004 г. N 158, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 30 ст. 3214, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 6