Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2004 г. N 1331/04 В соответствии с нормами налогового законодательства освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами; освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно подпункту 4 пункта 2 ст.146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством.

В рассматриваемом случае лесхоз с учетом указанной нормы не облагал НДС операции по реализации древесины, полученной при осуществлении санитарных рубок леса. Суды первой и кассационной инстанции признали правомерным применение лесхозом указанной льготы в данном случае.

Как указал Президиум при рассмотрении комментируемого дела, согласно подп.4 п.2 ст.146 НК РФ от налогообложения освобождается выполнение работ либо оказание услуг указанными выше органами. В то же время, исходя из системного толкования указанной нормы и п.3 ст.38, п.1 ст.39 НК РФ, реализация древесины не является ни выполнением работ, ни оказанием услуг, а представляет собой реализацию товаров, которая подлежит обложению НДС в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ.

Кроме того, льгота согласно подп.4 п.2 ст.146 НК РФ предоставляется соответствующим органам только тогда, когда выполнение данных работ (оказание услуг) относится к их исключительным полномочиям. Однако, исходя из ст.83 Лесного кодекса РФ, осуществление рубки по уходу за лесом входит в обязанности всех лесопользователей, к которым относятся не только лесхозы.

Таким образом, лесхоз неправомерно воспользовался льготой, предусмотренной подп.4 п.2 ст.146 НК РФ, при реализации указанной древесины, поэтому налоговая инспекция правомерно доначислила налог.

Руководствуясь вышеизложенным, Президиум отменил решение первой инстанции, а также постановление кассационной инстанции ввиду нарушения единообразия толкования и применения арбитражными судами норм права и направил дело на новое рассмотрение.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2004 г. N 1331/04


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 11