Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 9 июля 2004 г. N 03-03-05/2/46
Вопрос: В соответствии со ст. 324.1 НК РФ при создании резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам за год, вознаграждения за выслугу лет, на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.
Смысл инвентаризации раскрыт в п. 4 ст. 324.1, то есть это сравнение начисленного резерва с необходимым размером его на указанные цели, но не сравнение начисленного резерва с его использованием (выплатами за счет резерва).
Согласно п. 4 и п. 5 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, вознаграждения по итогам за год имеет переходящий порядок на конец года, то есть может иметь остатки на конец года, которые не относятся в состав налоговой базы текущего периода.
Однако, некоторые проверяющие трактуют фразу "недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода" как списание остатков резерва на конец года в любом случае. Тогда не нужна инвентаризация, теряют свой смысл п. 4 и п. 5 ст. 324.1.
Просим Вас дать разъяснения по данному вопросу: "Могут ли предприятия иметь переходящий остаток резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, выплату вознаграждения по итогам за год и не включать в состав налоговой базы текущего налогового периода этот остаток, если он подтвержден инвентаризацией, о законности его использования (выплат). Тогда есть смысл создания резерва на выплаты вознаграждений по итогам за год, ведь они выплачиваются в основном после подведения итогов, в начале следующего отчетного года.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 10.06.04 N 09 и сообщает следующее.
Согласно статье 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
В соответствии с пунктом 3 статьи 324.1 Кодекса в случае формирования налогоплательщиком резерва на оплату отпусков, указанный резерв подлежит инвентаризации на конец налогового периода.
Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
При этом пунктами 4 и 5 указанной статьи предусмотрено, что резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.
Одновременно установлено, что сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик считает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
Таким образом, налогоплательщик вправе не включать в состав внереализационных доходов остаток неиспользованного резерва на оплату отпусков при условии формирования указанного резерва в следующем налоговом периоде.
При этом под неиспользованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва на оплату отпусков следует понимать разницу между суммами начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом единого социального налога) и на предстоящую оплату неиспользованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (с учетом единого социального налога, исчисленного по методике, применяемой при формировании резерва).
Заместитель Директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 июля 2004 г. N 03-03-05/2/46
Текст письма официально опубликован не был