Решение Верховного Суда РФ от 5 апреля 2004 г. N ВКПИ 03-123
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 июня 2004 г. N КАС04-205 настоящее решение оставлено без изменения
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина П. о признании недействующими подпункта "а" пункта 6 в части слов "прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства" и третий абзац пункта 26 в части слов "в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания" "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 г. N 475), установила:
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором указывает, что в 1998 году был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - городе Нижнем Новгороде, но в 2001 году убыл в г.Волжский Волгоградской области, в связи с чем в 2003 году снят с указанного учета.
В статье 29 ЖК РСФСР, обращает внимание заявитель, определены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, однако закон не ставит право граждан быть признанными нуждающимися в зависимость от того, где они стоят на воинском учете и где проживают.
В обоснование принятого решения о снятии заявителя с учета нуждающихся органы местного самоуправления положили нормы Правил учета, утвержденных оспариваемым постановлением Правительства РФ.
По мнению заявителя, эти нормы ограничивают его гарантированное законом право на выбор места жительства до получения жилья в избранном постоянном месте жительства
Заявитель просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Правительства Российской Федерации возражала против удовлетворения требований П., указав, что постановление Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года никоим образом не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а содержит положения норм законов "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" и не ограничивает прав П. на свободу передвижения и выбора места жительства".
Выслушав представителя Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление П. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Согласно п. 13 указанной статьи военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
Статьей 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 предусмотрено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий.
Аналогичная норма содержится в статье 33 Жилищного кодекса РСФСР.
Таким образом, Правительство РФ обладает полномочиями по установлению порядка предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе и гражданам, уволенным с военной службы.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Данное право закреплено в ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Постановлением Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила учета (далее Правила) военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел.
Подпунктом "а" пункта 6 Правил установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, и в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с пунктом 7 Правил одним из оснований признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Правилами предусмотрено, что основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств-участников СНГ.
В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства, (п. 22 Правил)
Таким образом, в настоящий момент действуют нормы Российского законодательства, которые не ограничивают граждан, уволенных с военной службы, как в праве выбора места жительства при увольнении, так и в праве изменения своего решения после увольнения, а государство гарантирует для граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства.
В целях обеспечения воинского учета и в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления, а при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет.
Кроме того, данной статьей предусмотрено, что граждане обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.
Таким образом, обязанность в постановке на воинский учет гражданина обусловлена как его увольнением с военной службы, так и сменой места жительства при увольнении либо после увольнения, однако эта обязанность не нарушает его права на обеспечение жилыми помещениями по новому избранному месту жительства по льготным основаниям. Гражданин лишь обращается с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства и становится там на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что прямо предусмотрено п. 22 Правил.
Вопреки утверждению заявителя оспариваемая им норма подпункта "а" пункта 6 Правил в части слов "прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства" не нарушает прав граждан на выбор места жительства и обеспечение рассматриваемой их жилым помещением на льготных основаниях, а только уточняет, что к этой категории граждан относятся и те, кто уволился с военной службы, сменил место жительство и, соответственно, встал на воинский учет, и те, кто встал на учет нуждающихся за один (три) года до увольнения и смены места жительства и остался проживать по прежнему месту службы, оставшись там на воинском учете.
Согласно третьему абзацу пункта 26 Правил не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания.
Под понятием "место пребывания" на основании ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" N 5242-1 от 25.06.93 г. понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Таким образом, оспариваемая заявителем норма исключает снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае временного проживания и получения пенсии в ином, отличном от места жительства месте, что не нарушает, а защищает их право состоять на учете и улучшить свои жилищные условия по месту постоянного жительства.
На основании изложенного Военная коллегия приходит к выводу, что по указанным в заявлении П. основаниям оспариваемые им нормы рассматриваемого постановления Правительства РФ недействующими признаны быть не могут.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
П. в признании недействующими подпункта "а" пункта 6 в части слов "прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства" и третий абзац пункта 26 в части слов "в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания" "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 г. N 475), отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 5 апреля 2004 г. N ВКПИ 03-123
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 июня 2004 г. N КАС04-205 настоящее решение оставлено без изменения