Решение Верховного Суда РФ от 20 мая 2004 г. N ВКПИ 04-9
Именем Российской Федерации
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июля 2004 г. N КАС04-247 настоящее решение оставлено без изменения
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А., К.А., К.В. и Х. о признании необоснованным распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р в части включения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, военного городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области, установила:
1 июня 2000 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной Службы Российской Федерации и органов ФСБ России. К их числу отнесен и военный городок N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области.
А., К.А., К.В. и Х. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просят признать незаконным вышеуказанное распоряжение Правительства Российской Федерации в части отнесения военного городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
По мнению заявителей, указанный городок не обладает признаками закрытого военного городка, то есть не является отдельным, обособленным, не имеет систему пропусков и вокруг его территории отсутствуют какие-либо ограждения. Военный городок 1/4 граничит с г. Троицком и д. Ватутинки.
Между ними сложилась единая инфраструктура жизнеобеспечения (узел связи, почта, магазины, школа, медицинские учреждения и др.). Через военный городок проходит дорога, соединяющая г. Троицк с Калужским шоссе. В настоящее время более 80% жителей городка не имеют отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации и, начиная с 1994 года по настоящее время, в военном городке осуществляется приватизация жилых помещений.
Кроме того, заявители полагают, что принимая решение об отнесении военного городка к закрытому, Правительство Российской Федерации руководствовалось выкопировкой из карты административно-территориального деления прилегающих населенных пунктов к военному городку, которая на момент принятия решения не соответствовала действительности.
Заслушав объяснения А., К.А., Х., поддержавших свои требования, их представителей, объяснения представителя Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, возражавшего против удовлетворения требований заявителей, исследовав материалы дела, и выслушав заключение прокурора, полагавшего признать требования заявителей необоснованными, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление А., К.А., К.В. и Х. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а так же отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
Как установлено в судебном заседании строительство жилого военного городка осуществлялось силами Министерства обороны на отведенном (в соответствии с законодательством) в бессрочное пользование участке земли именно для этих целей. В настоящее время жилые помещения в этом военном городке имеют военнослужащие нескольких воинских частей, в том числе несущие боевое дежурство.
В 1981 году, а затем в 1994 году и до издания обжалуемого распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, этот военный городок, в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, приказами командующего войсками Московского военного округа был признан закрытым военным городком.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, по представлению Министерства обороны Российской Федерации, то есть с соблюдением требований Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок 1/4 и/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области.
При этом, Правительство Российской Федерации, утверждая Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, действовало в пределах своей компетенции и в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Из осмотренной в судебном заседании карты административно-территориального деления районов Московской области (г. Троицк) видно, что военный городок N 1/4 п/о Ватутинки-1 действительно имеет границу с г. Троицком и д. Ватутинки и не находится в расположении этих населенных пунктов. По объяснениям самих заявителей граница с г. Троицком проходит по берегу реки Десна, а от д. Ватутинки военный городок N 1/4 огражден металлической сеткой. Поэтому ссылка заявителей на устаревшую выкопировку из карты административно-территориального деления прилегающих населенных пунктов к военному городку 1/4 не может быть признана обоснованной.
То обстоятельство, что между военным городком 1/4 и близлежащими населенными пунктами сложилась единая инфраструктура жизнеобеспечения, что через военный городок 1/4 проходит дорога общего пользования не свидетельствуют о том, что этот городок не является отдельным и обособленным, поскольку, как указано выше, целью утверждения Перечня закрытых военных городков является закрепление за военным ведомством создаваемого им жилого фонда, а не установление особого режима в целях сохранения военной и государственной тайны.
Что же касается приватизации жилых помещений в этом военном городке, то данное обстоятельство может свидетельствовать лишь о том, что отдельные должностные лица Министерства обороны Российской Федерации не соблюдают требования действующего законодательства Российской Федерации по вопросу приватизации жилых помещений в закрытых военных городках.
Не может служить препятствием для признания военного городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области закрытым и то обстоятельство, что в настоящее время более 80% его жителей утратили связь с Вооруженными Силами Российской Федерации, поскольку в данном случае эти лица могут быть переселены из закрытого военного городка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, решила:
В удовлетворении заявления А., К.А., К.В. и Х. о признании необоснованным распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р в части внесения военного городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 20 мая 2004 г. N ВКПИ 04-9
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июля 2004 г. N КАС04-247 настоящее решение оставлено без изменения