Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 10 июня 2004 г. N КАС04-205
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июня 2004 года гражданское дело по заявлению П. о признании незаконными подпункта "а" пункта 6 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" в части слов "прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства" и последнего абзаца подпункта "е" пункта 26 в части слов "в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания", по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации и заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
П. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором указал, что в 1998 году был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - г. Нижнем Новгороде, но в 2001 году убыл в г. Волжский Волгоградской области, в связи с чем в 2003 году снят с указанного учета.
В обосновании принятого решения о снятии заявителя с учета нуждающихся ораны местного самоуправления сослались на нормы Правил учета, утвержденных оспариваемым постановлением Правительства РФ.
По мнению заявителя, эти нормы ограничивают его гарантированное законом право на выбор места жительства до получения жилья в избранном месте жительства.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2004 года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, П. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении его жалобы, полагая, что суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, в результате чего его заявление не рассмотрено по существу и выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с п. 13 ст. 15 вышеназванного Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
Статьей 33 ЖК РСФСР предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
В статье 13 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политике" также говорится о том, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшении жилищных условий.
На основании п. 3 ст. 6 Федерального Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и руководствуясь действующим законодательством, принимая соответствующее постановление, утвердило "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Судом правильно было установлено, что оспариваемый заявителем подпункт "а" пункта 6 "Правил..." не вводит самостоятельные нормы, а дублирует положения Федеральных законов РФ "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих", обязывающие граждан, уволенных с военной службы, выполнять определенные действия с целью обеспечения воинского учета, что не нарушает прав граждан на выбор места жительства и обеспечения их жилыми помещениями.
Суд также суд правильно установил, что оспариваемый заявителем последний абзац подпункта "е" пункта 26 "Правил..." не устанавливает зависимость факта пребывания гражданина, уволенного с военной службы в запас, в очереди на получение жилого помещения от регистрационного учета.
Положение, закрепленное данным абзацем, не нарушает, а защищает право граждан состоять на учете и улучшать свои жилищные условия по месту постоянного жительства.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 июня 2004 г. N КАС04-205
Текст определения официально опубликован не был