Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 27 июля 2004 г. N КАС04-247
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2004 года гражданское дело по заявлению А., К.А., К.В. и Х. о признании необоснованным распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р в части включения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, военного городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области, по кассационной жалобе А., К.А. и Х. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда, объяснения заявителей, их представителя адвоката Б., в обоснование доводов кассационной жалобы, а также заключение военного прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
А., К.А., К.В. и Х.В. обратились в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просили признать незаконным вышеуказанное распоряжение Правительства РФ в части отнесения военного городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области к закрытым военным городкам.
В обоснование своей позиции заявители указали, что данный городок не обладает признаками закрытого военного городка, т.е. он не является отдельным, обособленным, не имеет систему пропусков и вокруг его территории отсутствуют какие-либо ограждения. Кроме того, военный городок N 1/4 п/о Ватутинки-1 граничит с г. Троицком и д. Ватутинки, между ними сложилась единая инфраструктура, в т.ч. узел связи, почта, магазины, школа, медицинские учреждения. Через военный городок проходит дорога, соединяющая г. Троицк с Калужским шоссе. Более 80% жителей городка не имеют отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации, и , начиная с 1994 года по настоящее время, в военном городке осуществляется приватизация жилых помещений.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2004 года в удовлетворении жалобы заявителям было отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, А., К.А. и Х. просят его отменить и вынести новое решение об удовлетворении их заявления, настаивая на ранее заявленных требованиях.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят Правительством РФ в полном соответствии с имеющимися у него полномочиями и в соответствии с требованиями федерального закона.
Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).
В ходе судебного заседания, в том числе и из показаний самих заявителей, было установлено, что военный городок N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области имеет границу с г. Троицком и д. Ватутинки и не находится в расположении этих населенных пунктов. Граница с г. Троицком проходит по берегу р. Десна, а от д. Ватутинки городок огражден металлической сеткой.
Кроме того, в 1981 году, а затем в 1994 году и до издания обжалуемого распоряжения Правительства РФ, данный военный городок по ранее действующему законодательству соответствующими актами был отнесен к числу закрытых военных городков.
Как установил Верховный Суд РФ, Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р в установленном порядке и в пределах его компетенции.
Отсутствие в военном городке Ватутинки-1 пропускного режима свидетельствует о невыполнении своих обязанностей должностными лицами гарнизона, а не о необоснованности включения военного городка в Перечень закрытых и обособленных.
По смыслу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и распоряжения Правительства Российской Федерации N 752-р от 1 июня 2000 года, наделение закрытых военных городков особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с Вооруженными Силами, жилыми помещениями в целях поддержания высокой боевой и мобилизационной готовности воинских частей.
Таким образом, обжалуемое распоряжение Правительства Российской Федерации в части отнесения военного городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области, ранее имевшего статус закрытого военного городка, к закрытому военному городку, издано в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу А., К.А. и Х. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июля 2004 г. N КАС04-247
Текст определения официально опубликован не был