Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 апреля 2004 г. N КАС04-135
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 апреля 2004 года гражданское дело по заявлению З. о признании частично недействующими абзаца второго пункта 1 и пункта 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного 29 февраля 2000 года приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 114, Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 66, Министерства финансов Российской Федерации N 23н, по кассационной жалобе МЧС России на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 года, которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т., объяснения представителей МЧС России М., Минтруда России Б., Минфина России Л., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Абзацем вторым пункта 1 указанного выше Положения (в редакции от 13 ноября 2000 года) было предусмотрено, что ранее выданные гражданам удостоверения действительны для предоставления льгот и компенсаций до замены их на удостоверение нового образца по формам согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Положению до 31 декабря 2003 года.
С учетом изменения, внесенного приказом МЧС России, Минтруда России и Минфина России от 27 января 2004 года N 41/26/12н, это срок продлен до 1 января 2006 года.
В соответствии с пунктом 4 Положения для получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 и N 2 граждане представляют в органы, указанные в пункте 3 Положения, заявление о выдаче удостоверения нового образца, копию ранее выданного удостоверения, а также один или несколько документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа перечисленных в пункте 5 настоящего Положения.
З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими второго абзаца пункта 1 Положения в части установления срока действительности ранее выданного удостоверения, а также пункта 4 в части установления обязанности граждан для получения удостоверения нового образца представлять, кроме копии ранее выданного удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, один или несколько документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, из числа перечисленных в пункте 5 Положения.
По мнению заявителя, оспариваемые предписания Положения незаконно возлагают на граждан, имеющих удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанность повторно подтверждать свой статус после истечения установленного срока, нарушают гарантированное им законом право на получение льгот и компенсаций.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 года заявление удовлетворено частично. Пункт 4 Положения признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части, обязывающей граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий просит решение суда в части признания недействующим пункта 4 Положения отменить, как не основанное на нормах действующего законодательства, и в удовлетворения заявленного требования в этой части отказать.
В остальной части решение суда не обжаловано.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 (ред. от 23.10.2003 г., с изм. от 23.12.2003 г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - базовый Закон) гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом, с момента их предъявления.
Приведенная норма, предусматривающая подтверждение факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС соответствующим удостоверением, дающим право на установленные компенсации и льготы, содержалась и в первоначальной редакции базового Закона.
В развитие базового Закона рядом министерств и ведомств был утвержден Порядок оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним, объявленный письмом Госкомчернобыля России от 05.08.1993 г. N ВС-10-3618 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.1993 г. N 342).
Названный Порядок определил единые обязательные правила оформления и выдачи удостоверений на всей территории Российской Федерации, предусмотрев право граждан, которым ранее были выданы удостоверения, на их переоформление в случае обнаружения оснований, подтверждающихся документами, на приобретение ими статуса граждан, имеющих большие льготы и компенсации, а также на выдачу дубликата удостоверения в случае его порчи или утраты (пункт 9.1). Тем самым была признана для целей базового Закона действительность ранее выданных удостоверений.
Таким образом, граждане, получившие вышеназванные удостоверения на основании представленных ими документов, подтверждающих их участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют предоставленное им базовым Законом право на соответствующие компенсации и льготы. Данное право в силу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пункт 4 Положения в части, возлагающей на граждан, получивших в установленном ранее порядке соответствующие удостоверения, обязанность повторно представлять другие документы, доказывать свое участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, ограничивает предоставленное им базовым Законом право на компенсации и льготы.
В этом Законе, как и в каком-либо другом федеральном законе, отсутствуют нормы, прекращающие действие ранее выданных удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и ограничивающие право граждан, имеющих такие удостоверения, обязанностью повторно подтверждать свой статус и соответствующее ему право на льготы и компенсации посредством представления иных, помимо удостоверений, документов.
При рассмотрении заявлений о выдаче удостоверений нового образца гражданам, имеющим удостоверения старого образца, соответствующие органы уже располагают представленными им ранее документами в подтверждение участия этих граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно признал обжалуемое положение нормативного правового акта противоречащим федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Довод кассационной жалобы о том, что само удостоверение не является документом, достаточным для подтверждения факта участия граждан в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы именно в зоне отчуждения, а только является основанием для получения компенсаций и льгот, не соответствует действительности.
Основанием для получения компенсаций и льгот является само участие в указанных работах, а удостоверение служит лишь документом, выданным в подтверждение такого участия уполномоченными государственными органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
Как следует из письма Госкомтруда СССР от 04.07.1990 г. N 2125-ФК и упомянутого выше Порядка оформления и выдачи удостоверений, объявленного письмом Госкомчернобыля СССР от 05.08.1993 г. N ВС-10-3618, удостоверения выдавались лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны (зоны отселения), определенной в базовом Законе (ст. 8) как "зона отчуждения", а также лицам, выполнявшим работы непосредственно на самой станции. Именно эти граждане указаны в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 базового Закона; им, как участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основании части четвертой статьи 15 того же Закона выдаются удостоверения, подтверждающие такое участие, дающее право на установленные компенсации и льготы. Тем более что, как сказано выше, действительность для целей базового Закона удостоверений, выданных до вступления в силу этого Закона, была признана нормативным правовым актом, изданным компетентными нормотворческими органами.
Основанное на статье 47 базового Закона право органов исполнительной власти осуществлять контроль за обоснованностью выдачи гражданам удостоверений и нагрудных знаков участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не означает право этих органов возлагать на граждан дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральным законом, перекладывать на них свои контрольные функции.
Подобный контроль должен осуществляться непосредственно самими государственными органами, в частности путем проверки и анализа материалов по учету оформленных и выданных удостоверений и нагрудных знаков, а также документов, послуживших основанием для выдачи удостоверений, которые в силу пункта 8.2 Порядка, объявленного письмом Госкомчернобыля СССР от 05.08.1993 г. N ВС-10-3618, хранятся в органах, выдавших их, постоянно.
При осуществлении контроля недопустимо уменьшение ранее признанного и подтвержденного соответствующим удостоверением права граждан на получение предусмотренных базовым Законом компенсаций и льгот.
Несостоятельна и ссылка на то, что выводы суда противоречат решению Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2002 года, принятому по гражданскому делу N ГКПИ2002-904. Предметом проверки по указанному делу являлась норма, определяющая перечень документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для получения удостоверения нового образца. Данная норма в полной мере применима к гражданам, впервые обращающимся за выдачей удостоверения в подтверждение своего участия в указанных работах. Вопрос о необходимости представления таких документов гражданами, уже имеющими удостоверение, оспариваемой по названному делу правовой нормой не регулируется и в решении суда не затрагивается.
Решение суда по настоящему делу принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 апреля 2004 г. N КАС04-135
Текст определения официально опубликован не был