Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 29 июня 2004 г. N КАС04-248
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 июня 2004 г. гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим п. 3 "Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития", утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 11 июля 2002 года N 214 в части установления предоставления сведений о регистрации в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных, как условия для получения жилищного сертификата по кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда РФ от 25 марта 2004 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ, объяснения представителей ликвидационной комиссии Министерства энергетики РФ, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
приказом Министерства энергетики РФ от 11 июля 2002 года N 214 утверждено "Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития".
К. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 3 данного Положения, предусматривающего, что право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.
В обоснование заявленного требования К. сослался на несоответствие оспоренной нормы акта Конституции РФ и на нарушение его прав.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе К. ставит вопрос об отмене судебного решения по мотиву ошибочности вывода суда о законности п. 3 Положения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренная К. норма полностью соответствует другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а именно: пункту 3 постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1068 "О проведении эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998 году" (с последующими изменениями). Данным пунктом постановления предусмотрено, что право на получение сертификата имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.
Распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2002 года N 184-р именно Минэнерго России было поручено в целях совершенствования использования средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков разработать по согласованию с Минфином России и утвердить в установленном порядке Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1068.
Учитывая приведенные обстоятельства, у суда первой инстанции не было никаких оснований для признания оспоренной нормы Положения недействующей.
При этом Верховный Суд РФ правомерно указал в своем решении на то, что как Правительство РФ, так и Минэнерго России изложенными в пунктах 3 нормативных актов предписаниями по существу приняли меры по социальной защите определенных групп населения, находящихся в наиболее неблагополучном положении.
Довод в кассационной жалобе о нарушении оспоренным пунктом Положения права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, предусмотренного ст. 37 Конституции РФ нельзя признать обоснованным, поскольку никаких препятствий и ограничений в реализации гражданами приведенных конституционных прав оспоренная норма не создает. Как отмечено выше, эта норма лишь устанавливает условия для применения определенной социальной льготы.
Не противоречит оспоренный пункт 3 Положения и п. 1 ст. 7 Конституции РФ, а утверждение об этом в кассационной жалобе является несостоятельным и надуманным.
С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N КАС04-248
Текст определения официально опубликован не был