Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 27 августа 2004 г. N 03-03-01-04/1/20
Вопрос. ОАО осуществляет операции финансового лизинга за счет займов, предоставленных физическими лицами по ставке выше ставки рефинансирования ЦБ.
При формировании учетной политики на 2004 год для целей налогообложения, согласно статьи 269 "Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам" НК РФ, ОАО использует следующие критерии долговых обязательств по сопоставимым займам:
- Займы получены в одном квартале (авансовые платежи по прибыли ОАО уплачивает поквартально);
- Займы получены на срок, который отличается не больше чем на 10 дней;
- Займы получены в одной валюте, в рублевом эквиваленте;
- По объемам (сумме полученных финансовых средств на осуществление лизинговых операций) критерии не установлены.
(Согласно Письму МНС РФ от 26 июля 2002 г. N 02-6-10/484-Ю209 "О критериях сопоставимости долговых обязательств по объемам" критерии, по которым оценивается сопоставимость долговых обязательств по объемам, устанавливаются налогоплательщиком самостоятельно, отражаются в учетной политике для налогообложения и не пересматриваются в течение налогового периода).
Проценты по займам, относимых на себестоимость, не превышающих их средний уровень больше чем на 20 процентов.
В связи с изложенным, прошу Вас подтвердить:
- Правильность принятых критерий долговых обязательств по сопоставимым займам;
- Возможность отнесения на себестоимость процентов по займам, соответствующим приведенным выше критериям.
- Нужно ли пересчитывать ежеквартально средний уровень процентов по займам в течение отчетного периода (год):
- По полученным займам на срок больше, чем на один отчетный период,
- В случае пополнения существующих займов с сохранением конечного срока займа;
- В случае получения новых займов на условиях, соответствующих приведенным критериям сопоставимости.
Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 14.07.04 N 99 и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.
Порядок определения сопоставимости по указанным критериям (за исключением критерия по валюте) определяется организацией в учетной политике, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота. Долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов - юридических и физических лиц - считаются несопоставимыми (пункт 5.4.1. Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729).
Как следует из письма, организация не выполнила одно из обязательных условий, предусмотренных статьей 269 Кодекса, для признания долговых обязательств сопоставимыми: не установила в учетной политике критерий сопоставимости объемов полученных займов. Исходя из этого, полученные организацией займы нельзя отнести к сопоставимым.
Согласно положениям статьи 269 Кодекса налогоплательщик при определении расходов, принимаемых к вычету, по долговым обязательствам может выбрать один из двух способов расчета предельной величины расходов. Первый заключается в определении среднего процентов#, второй предусматривает использование ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза по долговым обязательствам в рублях или равной 15 процентам по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Пунктом 5.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, дается разъяснение расчета среднего процента по каждому виду долгового обязательства.
По долговым обязательствам, заключенным на срок более одного отчетного периода и не предусматривающим изменение сопоставимых условий, перерасчет среднего процента в кварталах (месяцах), следующих за кварталом (месяцем) получения налогоплательщиком долгового обязательства, не производится.
При изменении хотя бы одного из критериев сопоставимости долговых обязательств, установленных пунктом 1 статьи 269 Кодекса (изменение срока предоставления займа более чем на 10 процентов, изменение объемов займа и т.д.), влечет к признанию долговых обязательств для целей налогообложения несопоставимыми.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 августа 2004 г. N 03-03-01-04/1/20
Текст письма официально опубликован не был