Кодекс этики члена ИПБ России
(утв. решением Президентского совета ИПБ РФ)
(протокол N 08/03 от 24 сентября 2003 г.)
Настоящий Кодекс фактически прекратил действие
См. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов ИПБ России, утвержденный решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов РФ от 26 сентября 2007 г. N 09/-07
I. Введение
Программное заявление
ИПБ России, являясь членом Международной федерации бухгалтеров (МФБ), стремится реализовывать широкомасштабную задачу МФБ по выработке и внедрению скоординированных и взаимоувязанных стандартов профессиональной этики бухгалтеров. В своей заботе по достижению этой цели МФБ разрабатывает рекомендации по этическим номам профессиональных бухгалтеров. По мнению МФБ, выпуск таких рекомендаций будет способствовать повышению однородности ном# профессиональной этики в лазных# странах мира.
Одним из условий членства ИПБ России в МФБ является его поддержка такой деятельности МФБ путем информирования своих членов о любых новых рекомендациях, разработанных МФБ, и работа по внедрению таких рекомендаций в практику, если (и когда) это допускается законодательством Российской Федерации.
ИПБ России принял следующее решение:
а) на основе Кодекса этики МФБ с учетом требований законодательства Российской Федерации и руководствуясь положениями Кодекса этики аудиторов России, принятого Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, разработать и принять с января 2004 г. Кодекс этики ИПБ России (далее - Кодекс);
б) по каждой новой рекомендации по этическим нормам, принятой Президентским советом ИПБ России, будет выпускаться разъяснительное предисловие. Когда Президентский совет ИПБ России сочтет это необходимым, могут разрабатываться дополнительные требования по соответствующим проблемам, не отраженным в рекомендациях МФБ;
в) члены ИПБ России обязаны соблюдать этические нормы, установленные ИПБ России. Преднамеренное несоблюдение членом ИПБ таких норм может повлечь проведение внешней проверки его поведения;
г) Кодекс признает, что целью профессии профессионального бухгалтера и аудитора является работа в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребностей общества;
д) Кодекс устанавливает правила поведения профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности;
е) положения настоящего Кодекса являются базовыми, поскольку не представляется возможным ввести этические требования, распространяющиеся на все ситуации и обстоятельства, с которыми могут столкнуться профессиональные бухгалтеры и аудиторы в своей работе;
ж) в Кодексе подразумевается, что если нет прямых указаний на специальные требования, то цели и фундаментальные принципы в одинаковой мере действительны для всех профессиональных бухгалтеров и аудиторов, оказывающих услуги, как в коммерческой, так и в некоммерческой деятельности, как в частном, так и в государственном секторе, в любой отрасли экономики.
Определения
В данном Кодексе использован ряд терминов в указанных ниже значениях:
Аудиторское задание - поручение, целью которого является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации в случаях, когда требуется проведение обязательной аудиторской проверки.
Близкие родственники - родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг(а), иждивенцы.
Зависимая компания -
а) организация, имеющая прямой или косвенный интерес с клиентом при условии существенности;
б) организация, имеющая прямую заинтересованность в бизнесе клиента при условии существенности;
в) организация, в отношении которой клиент осуществляет прямой или косвенный контроль;
г) организация, в которой клиент или организации клиента, зависимые от него в соответствии с п. "в", имеют заинтересованность, дающую им возможность оказывать на нее существенное влияние. Такая заинтересованность имеет существенное значение для клиента и его дочерних компаний;
д) организация, имеющая с другой (другими) организацией (организациями) единую материнскую компанию ("сестринская компания").
Клиент аудиторской - аудируемые лица (организации проверки и индивидуальные предприниматели), для которых проводится независимая проверка порядка ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Косвенная - финансовая заинтересованность финансовая в форме коллективных инвестиций, заинтересованность в связи с которыми физическое или юридическое лицо не контролируется.
Наемный профессиональный бухгалтер - аттестованный профессиональный бухгалтер (аудитор), занимающий (аудитор) должность бухгалтера или аудитора в коммерческой или некоммерческой организации, на предприятии или в учреждении.
Независимость -
а) независимость мышления - образ мысли, который позволяет:
- составить независимое суждение без учета влияния посторонних факторов, которые могут поставить под сомнение профессиональность такого суждения;
- действовать добросовестно, объективно и с профессиональным скептицизмом;
б) независимость поведения - поведение, которое позволяет иметь всю релевантную информацию, включая любые предосторожности, которые будут учтены фирмой или любым членом проверяющей группы объективно или с профессиональным скептицизмом.
Объективность - совокупность непредвзятости, знания существа вопроса и интеллекта, отсутствия конфликта интересов.
Обязательства - обязательства, направленные по проверке на обеспечение:
a) высокой степени уверенности в том, что объект проверки во всех существенных аспектах удовлетворяет всем критериям, установленным действующим законодательством;
б) достаточной степени уверенности в том, что информация об объекте проверки достоверна при данных обстоятельствах.
Организация, - организация, акции, паи или долговые # прошедшая листинг обязательства которой котируются или зарегистрированы на бирже или обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
Офис - территориально обособленное подразделение фирмы.
Практикующий - аттестованный бухгалтер (аудитор), профессиональный индивидуально оказывающий услуги бухгалтер (аудитор) по аудиту, бухгалтерскому учету, налогообложению или иные профессиональные услуги третьим лицам в соответствии с полученной лицензией.
Предложение услуг - контакт с потенциальным клиентом, целью которого является предложение оказания профессиональных услуг.
Проверяющая группа -
а) все специалисты, участвующие в исполнении обязательств по проверке;
б) все другие сотрудники аудиторской организации, непосредственно влияющие на результаты исполнения обязательств по проверке:
- лица, рекомендованные для замены лиц, упомянутых в п. а) и б), или не посредственно выполняющие контрольные, управленческие или иные функции в процессе исполнения обязательств по проверке. Для целей исполнения обязательств по проверке уровня в проверяющую группу включается весь руководящий состав;
- лица, ответственные за контроль качества, направленный на исполнение обязательств по проверке;
в) любые другие лица, связанные с аудиторской организацией, которые могут оказать прямое влияние на результаты исполнения обязательств по проверке.
Профессиональные - любые услуги (аудиторские, налоговые, услуги управленческие, финансового менеджмента), оказание которых требует бухгалтерской квалификации.
Профессиональный бухгалтер (аудитор) - лица, получившие аттестат профессионального бухгалтера ИПБ России по специальности "главный бухгалтер", "бухгалтер-эксперт (консультант)", "финансовый директор", "финансовый менеджер", "финансовый эксперт (консультант)" или аттестат аудитора и являющиеся членами ИПБ России (ТИПБ).
Прямая финансовая - финансовая заинтересованность, заинтересованность непосредственно имеющаяся у фирмы или у подконтрольной организации (в том числе через доверительное управление, коллективные инвестиции, наследование, посредников).
Публичность - сообщение общественности сведений о достоинствах бухгалтера, аудитора, которые не являются его рекламой.
Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о профессиональных бухгалтерах и аудиторах, их целях и задачах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к профессиональным бухгалтерам и аудиторам, их целям и задачам и способствовать расширению профессии.
Финансовая заинтересованность - заинтересованность в акциях или долговых ценных бумагах, займах или иных кредитных инструментах организации, в том числе в производных финансовых инструментах организации.
Фирма - индивидуально практикующий аттестованный бухгалтер (аудитор) или организация, оказывающая профессиональные услуги.
Члены Совета директоров - лица, отвечающие за управление организацией и должностные лица, вне зависимости от занимаемой должности.
II. Общественные интересы
1. Профессия профессионального бухгалтера (аудитора) является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Применительно к профессиональному сообществу бухгалтеров и аудиторов общество включает клиентов, кредиторов, правительство, работодателей, служащих, инвесторов, профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров (аудиторов) в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Это налагает на профессиональных бухгалтеров (аудиторов) ответственность за соблюдение общественных интересов.
2. Обязанности профессионального бухгалтера (аудитора) заключаются не только в удовлетворении потребностей отдельного клиента или работодателя - на профессиональные правила и стандарты бухгалтерского учета и аудита значительное влияние оказывают интересы общества.
3. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на профессиональных бухгалтеров (аудиторов) в получении компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение к исполнению профессиональных обязанностей и поведение профессиональных бухгалтеров (аудиторов) в процессе предоставления услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства.
4. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) будут пользоваться доверием только при условии предоставления ими вышеназванных услуг на высоком уровне, который подтверждает обоснованность общественного доверия. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) во всем мире заинтересованы в информировании пользователей их услугами о том, что эти услуги выполняются в соответствии с этическими требованиями и требованиями качества, призванными обеспечить самый высокий профессиональный уровень.
5. При разработке настоящего Кодекса учтены мнения профессиональных бухгалтеров и аудиторов, а также пользователей бухгалтерских и аудиторских услуг.
III. Цели
6. Кодекс признает, что основной целью бухгалтерской и аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований:
6.1. Достоверность: общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах;
6.2. Профессионализм: клиенты, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере бухгалтерского учета и аудита;
6.3. Высокое качество услуг: все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером (аудитором), должны соответствовать высшим стандартам качества;
6.4. Уверенность: лица, пользующиеся услугами профессиональных бухгалтеров (аудиторов), должны быть уверены в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.
IV. Фундаментальные принципы
7. Для достижения профессиональных целей профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов:
7.1. Честность: при предоставлении профессиональных услуг профессиональный бухгалтер (аудитор) должен действовать открыто и честно;
7.2. Объективность: профессиональный бухгалтер (аудитор) должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица или иные факторы;
7.3. Профессиональная компетентность и должная тщательность: профессиональный бухгалтер (аудитор) предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы его клиенты или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области практики, законодательства и технологий;
7.4. Конфиденциальность: профессиональный бухгалтер (аудитор) должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями;
7.5. Профессиональное поведение: действия профессионального бухгалтера (аудитора) должны поддерживать хорошую репутацию его профессии и не дискредитировать ее;
7.6. Регламентирующие документы: профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан выполнять профессиональные услуги в соответствии с применимыми профессиональными правилами (стандартами). Профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания клиента или работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности, объективности и независимости.
V. Кодекс
Цели и фундаментальные принципы Кодекса носят общий характер и не направлены на решение этических проблем, возникающих перед профессиональным бухгалтером (аудитором) в каждом конкретном случае. Однако Кодекс содержит некоторые рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в бухгалтерской и аудиторской практике.
Статья 1.
Честность и объективность
1.1. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности все профессиональные бухгалтеры (аудиторы) должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.
1.2. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) выполняют многочисленные функции и должны проявлять объективность в самых разных обстоятельствах. Независимо от вида предоставляемых услуг или занимаемой должности в своих профессиональных суждениях профессиональные бухгалтеры (аудиторы) обязаны быть честными и объективными.
1.3. Этические требования объективности возникают в разных ситуациях, и при их разрешении следует учитывать следующее:
1.3.1. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) могут оказаться в различных ситуациях, когда на них может быть оказано давление, способное отрицательно повлиять на их объективность;
1.3.2. При наличии правил, способных нанести ущерб объективности профессионального бухгалтера (аудитора), следует руководствоваться здравым смыслом;
1.3.3. Следует избегать отношений, которые допускают предвзятость, пристрастность или влияние других лиц, способных нанести ущерб объективности;
1.3.4. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) обязаны требовать соблюдения принципа объективности от персонала, участвующего в предоставлении профессиональных услуг;
1.3.5. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) не должны принимать или предлагать подарки или воспринимать другие знаки гостеприимства, если можно предположить, что они оказывают существенное и недопустимое влияние на их профессиональное суждение или лиц, с которыми они имеют дело. Профессиональным бухгалтерам (аудиторам) следует избегать ситуаций, способных скомпрометировать их профессиональную репутацию.
Статья 2.
Разрешение этических конфликтов
2.1. Периодически профессиональные бухгалтеры (аудиторы) могут попадать в ситуации возникновения конфликта интересов - от относительно тривиальных ситуаций до совершения уголовно наказуемых деяний и незаконных действий. Невозможно составить полный перечень случаев, в которых может возникнуть конфликт интересов. Профессиональный бухгалтер (аудитор) должен иметь это в виду и предвидеть возможность возникновения причин, приводящих к конфликту интересов. Расхождение мнений профессионального бухгалтера (аудитора) и другого лица само по себе не является этической проблемой. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства.
2.2. К конфликту обязанностей профессионального бухгалтера (аудитора) с различными внешними или внутренними требованиями может привести целый ряд конкретных факторов:
2.2.1. Давление со стороны непосредственного руководителя, менеджера или члена совета директоров, которое может оказываться и в рамках семейных или личных отношений.
Безусловно, не следует развивать отношения или интересы, способные отрицательно влиять или ставить под угрозу честность профессионального бухгалтера (аудитора);
2.2.2. Просьба к профессиональному бухгалтеру (аудитору) действовать вразрез с техническими и профессиональными стандартами;
2.2.3. Ситуация, в которой профессиональному бухгалтеру (аудитору) придется принимать решение, должен ли он ориентироваться на интересы руководства или соблюдать установленные правила профессионального поведения;
2.2.4. Опубликование вводящей в заблуждение информации, выгодной работодателю или клиенту, но несоответствующей мнению профессионального бухгалтера (аудитора).
2.3. В процессе применения правил этики поведения у профессионального бухгалтера (аудитора) может возникнуть необходимость выявления неэтичного поведения других лиц или разрешения этических конфликтов. В случае возникновения серьезных этических проблем профессиональному бухгалтеру (аудитору) следует руководствоваться политикой разрешения конфликтов, существующей в организации-работодателе. Если это не способствует разрешению конкретного конфликта, то необходимо рассмотреть следующие возможные меры:
2.3.1. Обсуждение спорного вопроса с непосредственным начальником. Если после этого профессиональный бухгалтер (аудитор) принимает решение обратиться к руководителю на следующем, более высоком уровне, то об этом следует уведомить непосредственного начальника. Если создается впечатление о вовлеченности начальника в конфликтную ситуацию, то профессиональному бухгалтеру (аудитору) следует поднять этот вопрос на следующем, еще более высоком руководящем уровне. Если непосредственный начальник является главным исполнительным лицом (или занимает аналогичную должность), то вопросы на более высоком уровне могут рассматривать исполнительный орган, совет директоров, члены совета директоров, не наделенные исполнительными функциями, или акционеры;
2.3.2. Обращение на конфиденциальной основе к независимому консультанту профессиональной бухгалтерской организации или аккредитованным при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональным аудиторским объединениям с целью получения разъяснений в отношении возможных направлений действий;
2.3.3. Если после рассмотрения на всех уровнях внутри организации конфликт не разрешен, то (когда речь идет о существенных вопросах - например, мошенничестве) профессиональный бухгалтер (аудитор) должен использовать крайнюю меру - отказ от выполнения порученного задания, а при необходимости доведение информации до сведения уполномоченных внешних организаций (правоохранительных или контролирующих органов).
2.4. Любой профессиональный бухгалтер (аудитор), занимающий высокую должность, должен стремиться к внедрению политики разрешения конфликтов в нанявшей его организации.
Статья 3.
Профессиональная компетентность
3.1. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) не должны преувеличивать свои знания и опыт.
3.2. Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа:
3.2.1. Достижение профессиональной компетентности. Для достижения профессиональной компетентности первоначально необходимо получение высшего или среднепрофессионального общего образования, затем - специального образования, после которого следует практическая работа.
3.2.2. Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне:
а) для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне необходимо постоянно следить за событиями в бухгалтерской и аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную информацию по вопросам финансовой отчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативных требований;
б) в процессе предоставления услуг профессиональный бухгалтер (аудитор) должен руководствоваться программой обеспечения контроля качества, отвечающей соответствующим требованиям ИПБ России, национальным и международным требованиям;
в) профессиональным бухгалтерам и аудиторам необходимо ежегодно повышать квалификацию в соответствии с программами, утвержденными ИПБ России и Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации.
Статья 4.
Конфиденциальность
4.1. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) обязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности клиента и работодателя, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг. Обязанность соблюдения конфиденциальности остается в силе даже после завершения отношений между профессиональным бухгалтером (аудитором) и клиентом или работодателем.
4.2. Профессиональный бухгалтер (аудитор) всегда должен соблюдать конфиденциальность, за исключением случаев, когда для раскрытия информации предоставлены специальные полномочия, или при наличии юридической или профессиональной обязанности такого раскрытия.
4.3. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) обязаны обеспечивать соблюдение конфиденциальности сотрудниками, работающими под их руководством, и лицами, оказывающими услуги и консультации.
4.4. Конфиденциальность означает не только обязанность сохранения информации от раскрытия, но и требование к профессиональному бухгалтеру (аудитору), получающему информацию в ходе выполнения профессиональных услуг, не использовать эту информацию в личных целях или в интересах третьей стороны.
4.5. Профессиональный бухгалтер (аудитор) имеет доступ к большому объему конфиденциальной информации о хозяйственной деятельности клиента или работодателя, недоступной общественности при иных обстоятельствах. В связи с этим необходима уверенность в том, что профессиональный бухгалтер (аудитор) в случае отсутствия полномочий не раскроет информацию третьим лицам. Это не относится к раскрытию информации в целях надлежащего выполнения профессиональных обязанностей профессионального бухгалтера (аудитора) в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4.6. К основным профессиональным требованиям конфиденциальности относится неразглашение информации следующего характера:
4.6.1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
4.6.2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
4.6.3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (служебная тайна);
4.6.4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, аудиторская, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и др.);
4.6.5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (коммерческая тайна);
4.6.6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них;
4.6.7. Конкретные сведения, связанные с деятельностью ИПБ России.
4.7. Раскрытие информации профессиональным бухгалтером (аудитором) осуществляется в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. В случае если прямого указания на раскрытие информации действующим законодательством не предусмотрено, информация может быть раскрыта при наличии соответствующего разрешения собственника информации, а при необходимости и контролирующих органов, обеспечивающих ее конфиденциальность.
4.8. При решении вопроса о возможности раскрытия конфиденциальной информации необходимо учитывать следующее:
4.8.1. Наличие разрешения на раскрытие. При наличии разрешения клиента или работодателя на раскрытие информации следует учитывать интересы всех сторон, включая третьи стороны, чьи интересы тоже могут быть затронуты, и иных лиц, несущих ответственных за конфиденциальные сведения;
4.8.2. Требование законодательства к тайне.
4.9. Если профессиональный бухгалтер (аудитор) принял решение о возможности раскрытия информации, то необходимо учитывать следующее:
4.9.1. Наличие и степень достоверности всех относящихся к делу фактов;
4.9.2. При наличии неподтвержденных фактов и мнений при определении характера раскрытия информации (если оно необходимо) следует руководствоваться профессиональным суждением;
4.9.3. Характер ожидаемого сообщения и его адресат. В частности, у профессионального бухгалтера (аудитора) должна быть уверенность в том, что стороны, которым направляется сообщение, являются надлежащими адресатами, обязанными действовать на основании сообщения, и представления о том, будет ли профессиональный бухгалтер (аудитор) нести юридическую ответственность за направление сообщения и за последствия этого. Во всех таких ситуациях профессиональному бухгалтеру (аудитору) следует при необходимости обращаться за консультацией к юристу.
Статья 5.
Налоговая практика
5.1. Профессиональный бухгалтер (аудитор), предоставляющий услуги по вопросам налогообложения, обязан предложить трактовки налогового законодательства. Профессиональная компетентность при предоставлении этих услуг полностью гарантирует честность и объективность заключения профессионального бухгалтера (аудитора).
5.2. Профессиональный бухгалтер (аудитор) не должен заверять клиента или работодателя в том, что подготовленные им заключения не могут быть оспорены, чтобы они не воспринимали выраженное им мнение как установленный факт.
5.3. Профессиональный бухгалтер (аудитор), который проверяет правильность формирования налогооблагаемой базы, начисления и уплаты налогов, а также готовит или оказывает содействие в подготовке налоговой декларации, должен информировать клиента аудиторской проверки о несении последним ответственности за содержание декларации. Профессиональный бухгалтер (аудитор) должен принять необходимые меры по обеспечению надлежащей подготовки своих заключений и рекомендаций на основе полученной информации.
5.4. В целях последующего хранения все рекомендации по вопросам налогообложения, высказанные клиенту или работодателю в отношении возможных последствий, следует оформить документально.
5.5. Профессиональный бухгалтер (аудитор) не должен принимать участия в процессе подготовки заключений, в отношении которых могут появиться основания полагать, что они:
5.5.1. Содержат ложное или вводящее в заблуждение утверждение;
5.5.2. Содержат утверждения или информацию, предоставленную без должной ответственности или без должной осведомленности относительно ее правдивости;
5.5.3. Не представляют или искажают данные об информации, являющейся обязательной, что может ввести в заблуждение налоговые органы.
5.6. Профессиональный бухгалтер (аудитор) может подготовить налоговую отчетность, используя расчетные данные, если такое использование является общепринятым или если при данных обстоятельствах не представляется возможным получить точные сведения. Профессиональный бухгалтер (аудитор) должен удостовериться в том, что в данных обстоятельствах использование расчетных данных является обоснованным.
5.7. При подготовке налоговой отчетности профессиональный бухгалтер (аудитор) может использовать информацию, предоставленную аудируемой организацией, при условии обоснованности такой информации. Однако следует, когда это уместно, получать дополнительные документы. Помимо этого, профессиональный бухгалтер (аудитор) должен:
5.7.1. Пользоваться налоговыми декларациями аудируемой организации за предыдущие годы;
5.7.2. Делать необходимые запросы, когда полученная информация представляется ему неверной или неполной;
5.7.3. Получать сведения из бухгалтерских регистров и первичных документов.
5.8. Если профессиональный бухгалтер (аудитор) обнаруживает существенную ошибку или отсутствие сведений в налоговой декларации за какой-либо предшествующий год (к которой он мог иметь или не иметь отношение) или факт неподачи декларации, он обязан:
5.8.1. Немедленно информировать клиента или работодателя об ошибке или пропуске и рекомендовать довести данную информацию до сведения налоговых органов. Обычно профессиональный бухгалтер (аудитор) не обязан информировать налоговые органы, и он не может это сделать без разрешения;
5.8.2. В случае неисправления ошибки клиентом или работодателем профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан:
a) информировать клиента или работодателя о невозможности продолжать работу с данной декларацией или иной сопутствующей информацией, направленной в государственные органы;
б) решить, будет ли какое-либо дальнейшее сотрудничество с аудируемой организацией соответствовать его профессиональным обязанностям;
5.8.3. В случае принятия профессиональным бухгалтером (аудитором) решения о возможности продолжения профессионального сотрудничества с клиентом или работодателем следует принять все разумные меры для предотвращения аналогичных ошибок в последующей налоговой отчетности.
Статья 6.
Трансграничная деятельность
6.1. При применении этических требований в условиях трансграничной деятельности на выполнение профессиональным бухгалтером (аудитором) своих функций не должен влиять тот факт, является ли он членом бухгалтерского объединения только в России или также в стране предоставления услуг.
6.2. Профессиональный бухгалтер (аудитор), аттестованный в одной стране, может жить в другой стране либо временно находиться там с целью оказания профессиональных услуг. При любых обстоятельствах профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан выполнять профессиональные функции в соответствии с техническими стандартами и этическими требованиями.
6.3. При оказании профессиональным бухгалтером (аудитором) услуг за пределами своей страны и при возникновении расхождений по каким-либо аспектам в этических требованиях обеих стран он руководствуется следующими положениями:
a) если этические требования в стране предоставления услуг являются менее жесткими, чем предусмотренные данным Кодексом, то следует применять последние;
б) если этические требования в стране предоставления услуг являются более жесткими, чем предусмотренные данным Кодексом, то следует применять первые;
в) если этические требования в стране проживания профессионального бухгалтера (аудитора) являются обязательными при выполнении услуг за ее пределами и более жесткими, чем предусмотрено в пунктах (а) и (б), то следует применять этические требования, существующие в стране проживания.
Статья 7.
Обеспечение публичности
При доведении информации до сведения определенного или неопределенного круга лиц, а также в процессе маркетинга и продвижения своих кандидатур и услуг профессиональные бухгалтеры (аудиторы):
7.1. Должны воздерживаться от применения приемов и методов, которые могут дискредитировать профессию;
7.2. Не должны преувеличивать присущие им квалификацию, опыт или виды услуг, которые они могут предоставить;
7.3. Не должны пренебрежительно отзываться о работе других аудиторов.
Статья 8.
Независимость
8.1. В интересах общества и в соответствии с требованиями данного Кодекса все практикующие профессиональные бухгалтеры (аудиторы), члены проверяющих группифирм# должны быть независимы от клиентов.
8.2. Данная статья Кодекса устанавливает рамки для определения, оценки и реагирования на угрозу независимости. Помимо этого, здесь изложены рамочные принципы, которыми должны руководствоваться практикующие профессиональные бухгалтеры (аудиторы), члены проверяющих групп и фирмы при выявлении угрозы независимости и оценке их значимости. Если угроза является существенной, то следует предусмотреть и использовать меры предосторожности для ее исключения или сведения до приемлемого уровня. Для определения соответствующих мер предосторожности необходимо делать оценочные суждения. Профессиональным бухгалтерам (аудиторам), членам проверяющих групп и фирмам предлагается использовать принципы в конкретных рассматриваемых ситуациях.
8.3. Примеры, приведенные далее, призваны лишь проиллюстрировать применение принципов, и их не следует рассматривать как полный перечень всех обстоятельств, способных привести к возникновению угроз независимости. Следовательно, профессиональным бухгалтерам (аудиторам), членам проверяющей группы и фирмам недостаточно действовать согласно приведенным здесь примерам - им следует применять содержащиеся в данной статье принципы к конкретным обстоятельствам, в которых они находятся.
8.4. Концептуальный подход к независимости. Под независимостью подразумеваются:
8.4.1. Независимость мышления - образ мышления, позволяющий составить суждение, не зависящее от влияния сторонних факторов, которые могут скомпрометировать профессионализм такого суждения, и позволяющий лицу действовать добросовестно и объективно на основе знания законодательства;
8.4.2. Независимость поведения - избежание фактов или обстоятельств, которые настолько значимы, что разумная и информированная третья сторона, получившая информацию, включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под разумное сомнение порядочность, объективность профессионального бухгалтера (аудитора), фирмы или члена проверяющей группы.
8.5. Термин "независимость" в каждом случае его применения может иметь различное толкование, поскольку можно предположить, что лицо, высказывающее профессиональное суждение, должно быть свободно от всех экономических, финансовых и иных отношений. Однако поскольку каждый член общества поддерживает отношения с другими лицами, оценку значимости экономических, финансовых и иных отношений следует проводить с позиций того, что разумная и информированная сторона, располагающая всей надлежащей информацией, обоснованно сочтет неприемлемым.
8.6. Невозможно перечислить все ситуации, создающие угрозу независимости, и определить все меры исправления ситуации. Помимо этого, проверки могут быть самого разного свойства, следователь но, и угрозы могут быть разными, требующими использования соответствующих мер предосторожности. В связи с этим в интересах общественности следует определить концептуальные рамки, обязывающие профессионального бухгалтера (аудитора), фирмы и членов проверяющих групп выявлять, оценивать и решать проблемы, связанные с угрозами независимости, а не только выполнять набор каких-то правил, которые могут быть выбраны произвольно или установлены законом.
8.7. Данная статья основана именно на концептуальном подходе, учитывающем угрозы независимости, принимаемые меры предосторожности и общественные интересы. В соответствии с ним профессиональные бухгалтеры (аудиторы), фирмы и члены проверяющих групп обязаны определять и оценивать обстоятельства и отношения, создающие угрозы независимости, и с помощью мер предосторожности предпринимать соответствующие действия по их устранению или сведению до приемлемого уровня. Помимо выявления и оценки отношений между фирмами и проверяемым клиентом следует рассматривать и вопрос о том, не создают ли угрозу независимости отношения между лицами, не входящими в проверяющую группу или в число сотрудников проверяемого клиента.
8.8. В данной статье устанавливаются рамочные принципы, которыми должны руководствоваться профессиональные бухгалтеры (аудиторы), члены проверяющих групп и фирмы, когда они выявляют угрозу независимости, оценивают ее значимость, и, если она существенна, предусматривают и используют меры предосторожности для ее устранения или снижения до приемлемого уровня, чтобы независимость мышления и оценки внешних факторов не были скомпрометированы.
8.9. Принципы, изложенные в данной статье, применяются при проведении всех заданий. Характер угрозы независимости и меры предосторожности, необходимые для ее устранения или снижения до приемлемого уровня, варьируются в зависимости от особенностей конкретного задания: является ли оно в соответствии с законодательством аудиторским или сопутствующим аудиту; если это не аудиторское задание, то каковы его цели, предмет и предполагаемые пользователи отчета. Поэтому при решении вопроса о возможности принятия задания или продолжения его выполнения следует проанализировать все относящиеся к этому заданию обстоятельства, их характер и возможность возникновения угрозы независимости мышления, а также необходимые меры предосторожности и решить вопрос об участии конкретных лиц в выполнении задания.
8.10. Аудиторские заключения предоставляют информацию широкому кругу потенциальных пользователей, поэтому помимо независимости мышления большое значение имеет независимость поведения. Следовательно, при работе с клиентами аудиторской проверки профессиональные бухгалтеры (аудиторы) должны быть независимыми от них.
8.11. Если для клиента аудиторской проверки готовится отчет о проверке, предназначенный для ограниченного круга лиц, то считается, что эти пользователи осведомлены о его целях, предмете и ограничениях в силу своего участия в определении характера и объема задания для организации, выполняющей проверку. Эта осведомленность и связанные с ней более широкие возможности организации при обмене информацией о мерах предосторожности, применяемых всеми пользователями отчета, повышают эффективность этих мер в вопросах защиты независимости поведения.
Положения этой статьи следует применять при оценке независимости членов проверяющей группы, их близких родственников и членов семей. Однако если у фирмы имелась существенная прямая или косвенная финансовая заинтересованность в клиенте аудиторской проверки, то угроза личной заинтересованности будет настолько существенной, что никакие меры предосторожности не смогут свести ее до приемлемого уровня.
8.12. Соответственно:
8.12.1. При проведении аудиторских проверок, а также контроля качества оказываемых услуг профессиональные бухгалтеры (аудиторы) и члены проверяющей группы должны быть независимыми от аудируемых организаций;
8.12.2. При оказании аудируемым организациям сопутствующих аудиту услуг, когда круг пользователей отчетом специально не ограничен, профессиональные бухгалтеры (аудиторы) и члены проверяющей группы должны быть независимы от аудируемых организаций;
8.12.3. При проведении проверок, не относящихся к обязательному аудиту, когда отчет специально предназначен для ограниченного круга лиц, профессиональные бухгалтеры (аудиторы) и члены проверяющей группы должны быть независимы от аудируемой организации. Помимо этого, фирма не должна иметь существенной прямой или косвенной финансовой заинтересованности в аудируемой организации.
8.13. Примеры требований в отношении независимости при проведении проверок и оказании услуг:
8.13.1. Профессиональный бухгалтер (аудитор) или фирма должны учитывать интересы и отношения родственных компаний этого клиента. Такие отношения и интересы следует выявлять заранее. Если при работе с другими клиентами аудиторской проверки у проверяющей группы есть основания полагать, что для определения независимости от клиента важна оценка какой-либо из его родственных компаний, то в ходе такой оценки и решения вопросов о применении мер предосторожности проверяющей группе следует принимать ее во внимание;
8.13.2. Оценка угрозы независимости и последующие действия должны основываться на данных, полученных до заключения договора и в ходе его выполнения. Обязанность проведения такой оценки и принятия соответствующих мер возникает в том случае, когда фирма или член проверяющей группы информированы (или можно предположить, что они информированы) об обстоятельствах или отношениях, способных скомпрометировать независимость. Фирма или профессиональный бухгалтер (аудитор) могут неумышленно нарушить положения данной статьи. Обычно такое неумышленное нарушение не ставит под сомнение независимость проверяющего от клиента аудиторской проверки при условии, что фирма проводит надлежащую политику контроля качества и процедуры поощрения независимости, а также быстрого исправления выявленных нарушений с использованием всех надлежащих мер предосторожности.
8.14. Цель настоящей статьи - оказание содействия профессиональным бухгалтерам (аудиторам), фирмам и проверяющим группам в решении следующих вопросов:
8.14.1. Выявление угроз независимости;
8.14.2. Выделение из их числа угроз явно незначительного характера;
8.14.3. Определение и использование надлежащих мер предосторожности для устранения и сведения угроз до приемлемого уровня, если они представляются существенными. Если никакие меры предосторожности не могут свести угрозы до приемлемого уровня, единственно возможными действиями могут быть устранение заинтересованности, создающей угрозу, либо отказ от оказания услуг или от предложения продолжить их оказание.
8.15. Если угроза независимости явно несущественна и профессиональный бухгалтер (аудитор) или фирма решают заключить договор на оказание услуг или продолжить его выполнение, то такое решение следует оформить документально. В рабочем документе необходимо охарактеризовать все выявленные угрозы и меры предосторожности, принятые с целью их устранения или снижения до приемлемого уровня.
8.16. При оценке существенности угроз независимости и мер предосторожности, необходимых для их сведения до приемлемого уровня, необходимо учитывать интересы общественности. Некоторые организации могут представлять для общественности большой интерес в связи с характером и масштабом их деятельности или корпоративным статусом.
Угроза независимости
8.17. Потенциальную угрозу независимости представляют личная заинтересованность, заступничество, близкое знакомство и шантаж.
8.18. Угроза личной заинтересованности возникает, когда профессиональный бухгалтер (аудитор), фирма или член проверяющей группы имеет возможность получить какие-то выгоды от наличия финансовой заинтересованности в проверяемом клиенте или в иных случаях конфликта личных интересов с интересами клиента. Примеры ситуаций, в которых может возникнуть такая угроза:
8.18.1. Наличие прямой финансовой заинтересованности или существенной косвенной финансовой заинтересованности в проверяемом клиенте;
8.18.2. Предоставление кредитов или гарантий проверяемому клиенту или любому из его членов совета директоров (наблюдательного совета) или должностных лиц или получение от них кредитов или гарантий;
8.18.3. Существенная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от клиента;
8.18.4. Тесные деловые отношения с клиентом;
8.18.5. Возможность получения работы на предприятии (организации) клиента;
8.18.6. Зависимость размера гонорара от результата работы.
8.19. Необходимость самоконтроля возникает, когда:
8.19.1. При подготовке заключений по результатам аудита необходимо перепроверить какие-либо результаты или выводы, сделанные в ходе предыдущих проверок или иных заданий;
8.19.2. Член проверяющей группы прежде был членом совета директоров, должностным лицом или работником фирмы, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на предмет проверки.
Примеры ситуаций, в которых может возникнуть необходимость самоконтроля:
a) член проверяющей группы является или недавно являлся членом совета директоров или должностным лицом клиента;
б) член проверяющей группы является (или недавно являлся) работником клиента, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;
в) оказание проверяемому клиенту услуг, прямо влияющих на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;
г) подготовка исходных данных, используемых для составления финансовой (бухгалтерской) отчетности или других документов, представляющих собой предмет проверки.
8.20. Угроза заступничества возникает, когда профессиональный бухгалтер (аудитор), фирма или член проверяющей группы отстаивает позицию или точку зрения проверяемого клиента (или когда может сложиться впечатление, что фирма или член проверяющей группы отстаивает такую позицию или точку зрения) в такой степени, что это может отрицательно повлиять на объективность суждения профессионального бухгалтера (аудитора), фирмы или члена проверяющей группы, или вызвать сомнения в их объективности. Это происходит, когда проверяющие ставят свое суждение в зависимость от желания клиента.
8.21. Угроза близкого знакомства возникает, когда в силу тесных деловых отношений с проверяемым клиентом, его советом директоров, должностными лицами или работниками профессиональный бухгалтер (аудитор), фирма или член проверяющей группы начинают с излишней симпатией относиться к интересам клиента.
Примеры ситуаций, в которых может возникнуть угроза близкого знакомства:
a) член семьи или близкий родственник члена проверяющей группы является членом совета директоров или должностным лицом проверяемого клиента;
б) член семьи или близкий родственник члена проверяющей группы является работником проверяемого клиента, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;
в) бывший работник фирмы является членом совета директоров, должностным лицом или работником проверяемого клиента, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;
г) между руководителем проверяющей группы и проверяемым клиентом существуют длительные деловые отношения;
д) получение подарков или оказание знаков гостеприимства существенной стоимости от проверяемого клиента, его совета директоров, должностных лиц или работников.
8.22. Угроза шантажа наступает, когда появляется возможность путем фактических или возможных угроз со стороны совета директоров, должностных лиц или работников проверяемого клиента создать препятствия для члена проверяющей группы исполнять свои обязанности объективно и с необходимым профессиональным скептицизмом.
Пример ситуации, в которых может возникнуть угроза шантажа, - давление со стороны проверяемого клиента, оказываемое с целью необоснованного сокращения объема работ для снижения размера оплаты услуг.
Меры предосторожности
8.23. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) обязаны сохранять свою независимость, учитывая условия, в которых они работают, наличие угроз для их независимости и доступность мер предосторожности, позволяющих устранить такие угрозы или свести их до приемлемого уровня.
8.24. Если выявленные угрозы существенны, то необходимо определить и использовать соответствующие меры предосторожности с целью их устранения или сведения до приемлемого уровня. Такое решение должно быть документально оформлено. Характер применяемых мер предосторожности зависит от обстоятельств. Всегда следует учитывать, что именно может счесть неприемлемым разумная и хорошо информированная третья сторона, имеющая всю уместную информацию, в том числе об используемых мерах предосторожности. На ее мнение влияют такие факторы, как значимость угрозы, характер проверки, круг предполагаемых пользователей отчета о проверке и структура управления фирмой.
8.25. Меры предосторожности можно разделить на три категории:
8.25.1. Меры предосторожности, предусмотренные профессиональными нормами, законами или нормативными актами;
8.25.2. Меры предосторожности, предусмотренные в структуре управления и процедурах принятия решений клиента аудиторской проверки;
8.25.3. Меры предосторожности, существующие в структуре управления самой фирмой и заложенные в ее процедурах контроля.
Фирма, члены проверяющей группы и профессиональный бухгалтер (аудитор) должны выбрать соответствующие меры предосторожности для исключения или снижения любой значимой угрозы независимости до приемлемого уровня.
8.26. К мерам предосторожности, предусмотренным профессиональными нормами, законами или нормативными актами, относятся:
8.26.1. Требование наличия образования, подготовки и опыта у лиц, получающих лицензию (аттестат) на оказание профессиональных услуг;
8.26.2. Требования постоянной профессиональной переподготовки;
8.26.3. Профессиональные стандарты, контроль качества, дисциплинарные меры;
8.26.4. Проверка систем контроля качества услуг фирмы сторонними специалистами, в том числе контролерами качества аккредитованных при Министерстве финансов России профессиональных саморегулируемых аудиторских объединений;
8.26.5. Положения законов, регулирующие требования к независимости фирмы.
8.27. К мерам предосторожности, предусмотренным в структуре управления и процедурах принятия решений клиента аудиторской проверки, относятся:
8.27.1. При выборе фирмы руководством аудируемой организации решение об утверждении выбранной фирмы принимается лицами, не входящими в состав руководства аудируемой организации (например, Комитетом по аудиту);
8.27.2. Наличие у проверяемого клиента компетентных работников, способных принимать управленческие решения;
8.27.3. Наличие внутренних правил и процедур, подчеркивающих приверженность клиента аудиторской проверки достоверной финансовой отчетности;
8.27.4. Наличие внутренних процедур, обеспечивающих объективность выбора исполнителей услуг, не связанных с проверкой;
8.27.5. Наличие органов (например, Комитета по аудиту) либо процедур, разработанных аккредитованными при Министерстве финансов России профессиональными аудиторскими объединениями, обеспечивающих контроль за качеством аудиторских услуг, оказываемых фирмой.
8.28. Комитет по аудиту может играть важную роль в управлении аудируемой организации, если он не зависит от руководства аудируемой организации, и может помочь совету директоров убедиться в независимости фирмы. Между фирмой и Комитетом по аудиту (или другим органом управления) аудируемой организации должна существовать регулярная связь по вопросам, которые, по мнению фирмы, могут создать впечатление нарушения независимости.
8.29. В фирмах должны быть введены правила и процедуры, касающиеся общения с Комитетом по аудиту или иными органами управления клиента. Фирма с установленной периодичностью должна в устной и письменной форме сообщать обо всех отношениях и других вопросах, возникающих между ней и проверяемым клиентом, которые могут создать впечатление нарушения ее независимости. Характер таких сообщений определяется аккредитованными аудиторскими объединениями в отношении своих членов и должен касаться всех вопросов, затронутых в данной статье.
8.30. К мерам предосторожности, существующим в структуре самой фирмы и заложенным в ее процедурах, могут относиться следующие:
8.30.1. Поддержание у сотрудников руководством фирмы понимания важности независимости и стимулирование членов проверяющей группы к действиям в интересах общества;
8.30.2. Правила и процедуры, направленные на контроль и мониторинг качества работ, выполняемых в ходе проверки;
8.30.3. Политика документирования сохранения независимости, направленная на выявление угроз независимости, оценку их значимости, определение и применение мер предосторожности по их устранению или, если они оказываются значимыми, сведению до приемлемого уровня;
8.30.4. Внутренние правила и процедуры контроля за соблюдением независимости фирмы;
8.30.5. Правила и процедуры, позволяющие выявлять заинтересованность или характер отношений между фирмой или членами проверяющей группы и аудируемыми организациями;
8.30.6. Правила и процедуры управления зависимостью доходов фирмы от поступлений, получаемых от отдельной аудируемой организации;
8.30.7. Привлечение специалистов, не связанных с проверкой, к оказанию аудируемой организации иных услуг;
8.30.8. Правила и процедуры, запрещающие лицам, не принимающим участие в аудиторской проверке, влиять на результаты проверки;
8.30.9. Своевременное доведение информации о правилах и процедурах фирмы и о любых изменениях к ним до сведения всех специалистов фирмы и организация их изучения;
8.30.10. Назначение одного из руководителей фирмы ответственным за контроль за должным функционированием систем предосторожности;
8.30.11. Информирование специалистов фирмы обо всех аудируемых организациях, от которых они не должны зависеть;
8.30.12. Дисциплинарные меры по обеспечению соблюдения установленных фирмой правил и процедур;
8.30.13. Правила и процедуры, дающие возможность персоналу сообщать руководству фирмы обо всех сомнениях, касающихся объективности и независимости;
8.30.14. Ротация старшего персонала аудиторов, принимающих участие в аудиторской проверке;
8.30.15. Правила и процедуры, запрещающие членам проверяющей группы принимать управленческие решения за проверяемого клиента или нести ответственность за их принятие;
8.30.16. Привлечение другой фирмы к проведению или повторному осуществлению части проверки;
8.30.17. Выведение из проверки аудиторов, финансовая заинтересованность которых в клиенте или отношения которого с аудируемой организацией могут создать угрозу независимости фирмы.
8.31. Если рассмотренных мер предосторожности недостаточно для устранения угрозы независимости или сведения ее до приемлемого уровня или когда фирма решает не отказываться от деятельности или интересов, создающих такую угрозу, единственным выходом из такой ситуации может быть отказ от заключения договора о проверке.
Период выполнения задания
8.32. В период выполнения проверки члены проверяющей группы и фирма должны быть независимыми от проверяемого клиента. Период выполнения задания начинается с момента начала оказания фирмой услуг по проверке и заканчивается в момент подписания заключения по результатам проверки. Если предполагается, что в будущем проверки будут повторяться, то период выполнения задания заканчивается по уведомлению любой из сторон о том, что договорные (профессиональные) отношения между сторонами прекращены.
8.33. Период выполнения задания включает также весь период, охватываемый бухгалтерской (финансовой) отчетностью, которую проверяет фирма. Если организация становится клиентом фирмы в течение (или после) периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, которую проверяет фирма, то должна быть рассмотрена возможность возникновения угроз независимости, которые могут создаваться:
8.33.1. Финансовыми или деловыми отношениями с проверяемым клиентом в течение (или после) периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, но до заключения фирмой договора по аудиторской проверке;
8.33.2. Услугами, ранее оказываемыми аудируемой организации.
Аналогичным образом, если задание не связано с аудиторской проверкой, то фирма должна рассмотреть вопрос о том, не создают ли угрозу независимости финансовые или деловые отношения или прежнее оказание услуг;
8.33.3. Если аудируемой организации в течение (или после) периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, но до начала оказания услуг по аудиторской проверке оказывались иные услуги, которые нельзя оказывать в течение периода аудиторской проверки, то следует проанализировать вероятность возникновения угрозы независимости ввиду оказания таких услуг. Если угроза значительна, то необходимо предусмотреть и использовать меры предосторожности для ее исключения или сведения до приемлемого уровня. К мерам предосторожности могут относиться:
а) обсуждение с органами управления аудируемой организации;
б) получение от аудируемой организации подтверждения принятия ею ответственности за результаты услуг, не относящихся к проверке;
в) недопущение к аудиторской проверке персонала, оказывавшего или оказывающего не связанные с ней услуги.
Статья 9.
Привлечение экспертов для оказания профессиональных услуг
9.1. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) не должны оказывать профессиональные услуги, не входящие в их компетенцию, не получив компетентных консультаций и помощи. Если профессиональный бухгалтер (аудитор) не имеет достаточной квалификации, чтобы оказать какую-либо часть профессиональной услуги, он может привлечь для оказания ему технической консультации специалистов со стороны.
9.2. В таких ситуациях, поскольку ответственность за оказание профессиональных услуг по-прежнему несет профессиональный бухгалтер (аудитор), он обязан контролировать соблюдение требований этических норм привлекаемыми специалистами.
9.3. Пользуясь услугами экспертов, не являющихся профессиональными бухгалтерами (аудиторами), профессиональный бухгалтер (аудитор) должен принимать меры для ознакомления экспертов с этическими требованиями. Первоочередное внимание следует уделять фундаментальным принципам.
9.4. Требуемый уровень надзора и объем рекомендаций будет зависеть от участвующих в работе специалистов и от характера данного им поручения. Примеры таких рекомендаций и надзора:
9.4.1. Просьба к специалистам ознакомиться с кодексом этических норм;
9.4.2. Требование письменного подтверждения ознакомления с этическими нормами;
9.4.3. Проведение консультаций в случаях потенциальных конфликтов.
9.5. Профессиональный бухгалтер (аудитор) также должен учитывать конкретные требования в отношении независимости или иные риски, присущие заданию. Такие ситуации потребуют особого внимания и руководства/надзора для обеспечения соблюдения этических требований.
9.6. Если профессиональный бухгалтер (аудитор) установит несоблюдение тех или иных этических норм экспертами, от их услуг следует отказаться.
Статья 10.
Гонорар
10.1. Профессиональный бухгалтер (аудитор), оказывающий клиенту профессиональные услуги, принимает ответственность за добросовестное и объективное их оказание. Выполнение этого обеспечивается путем применения профессиональных знаний и опыта, которые профессиональный бухгалтер (аудитор) накапливает в процессе повышения квалификации и ведения профессиональной деятельности. За оказание услуг профессиональному бухгалтеру (аудитору) причитается вознаграждение.
10.2. Получаемый профессиональным бухгалтеров (аудитором) гонорар должен справедливо отражать стоимость профессиональных услуг, выполненных для клиента, с учетом:
10.2.1. Квалификации и опыта, необходимых для оказания конкретного вида профессиональных услуг;
10.2.2. Уровня подготовки и опыта лиц, участие которых в оказании профессиональных услуг обязательно;
10.2.3. Времени, обоснованно затраченного каждым из лиц, участвующих в оказании профессиональных услуг;
10.2.4. Уровня ответственности, возникающего из оказания таких услуг.
10.3. Как правило, гонорар рассчитывается на основе соответствующих почасовых или дневных ставок и количества времени, затраченного каждым из участвующих в оказании услуг лиц на оказание профессиональных услуг. Соответствующие ставки устанавливает сам профессиональный бухгалтер (аудитор), однако они должны быть обоснованными.
10.4. Профессиональный бухгалтер (аудитор) не должен делать заявлений о том, что определенные профессиональные услуги в настоящее время или в будущем будут оказываться за установленную плату, предполагаемую плату или плату в определенных пределах, если в момент такого заявления существует вероятность того, что такая плата будет существенным образом увеличена, а потенциальному клиенту неизвестно о такой вероятности.
10.5. При оказании профессиональных услуг клиенту может быть необходимо или целесообразно взимать заранее установленный гонорар, но при этом профессиональный бухгалтер и аудитор должен рассчитать этот гонорар с учетом факторов, перечисленных в п. 10.2 - 10.4.
10.6. Профессиональный бухгалтер (аудитор), добиваясь спроса на свои услуги, может предлагать цену на них ниже, чем его конкуренты, однако существует риск того, что в этом случае многие могут счесть, что качество их услуг существенно ниже качества услуг их конкурентов.
10.7. При определении цены своих профессиональных услуг профессиональный бухгалтер (аудитор) должен убедиться в том, что в результате предложения цены клиенту:
10.7.1. Качество работ не будет снижено и должное внимание будет уделено соблюдению всех профессиональных правил (стандартов) и процедур контроля за качеством при оказании этих услуг;
10.7.2. Клиент не будет введен в заблуждение о точном объеме услуг, на которые распространяется предложенная цена, и о том, на какой основе цена будет рассчитываться в будущем.
10.8. Как правило, все накладные расходы, например командировочные, относимые непосредственно к оказанию профессиональных услуг конкретному клиенту, выставляются к оплате такому клиенту в дополнение к гонорару.
10.9. При заключении профессиональным бухгалтером (аудитором) с клиентом письменного договора целесообразно оговорить в нем методику расчета размера оплаты услуг.
10.10. Профессиональные услуги не должны предлагаться или предоставляться клиенту в соответствии с договоренностью, согласно которой гонорар будет уплачен только в случае получения конкретного вывода или результата.
10.11. Гонорар не должен считаться условным, если он установлен судом или иным государственным органом. Гонорар, выплачиваемый в виде процентной доли или на аналогичной основе, за исключением случаев, когда это не противоречит законодательству и является повсеместно признанной практикой для определенных профессиональных услуг, должен считаться условным.
Статья 11.
Деятельность, не совместимая с аудиторской практикой
11.1. Профессиональный бухгалтер (аудитор) не должен одновременно заниматься какими-либо видами деятельности, которые создают или могут создать угрозу честности, непредвзятости или независимости, а также репутации профессионального бухгалтера (аудитора), т.е. несовместимыми с оказанием профессиональных услуг.
11.2. Параллельное оказание двух или более разных видов профессиональных услуг само по себе не создает угрозы честности, непредвзятости или независимости.
11.3. Одновременное ведение других видов деятельности, не связанных с профессиональными услугами, но не позволяющих профессиональному бухгалтеру (аудитору) вести профессиональную практику в соответствии с законодательством и нормами деловой этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов, считается несовместимой с оказанием профессиональных услуг*.
Статья 12.
Денежные средства клиентов
12.1. Профессиональным бухгалтерам (аудиторам) запрещено держать у себя денежные средства клиентов, если только они не относятся к авансовым платежам на оказание услуг в соответствии с договором.
Статья 13.
Отношения с другими профессиональными бухгалтерами и аудиторами
13.1. Расширение деятельности организации часто приводит к учреждению филиалов или дочерних компаний в местах, где оказывающий организации услуги профессиональный бухгалтер (аудитор) не имеет своей практики. В таких обстоятельствах клиент профессионального бухгалтера (аудитора) может обратиться к иному профессиональному бухгалтеру (аудитору) с просьбой оказать профессиональные услуги.
13.2. Профессиональным бухгалтерам (аудиторам) следует оказывать только те услуги, которые они способны выполнить профессионально. Поэтому и в интересах самих профессиональных бухгалтеров (аудиторов), и в интересах их клиентов важно, чтобы профессиональные бухгалтеры (аудиторы), когда это требуется, обращались к людям, способным дать профессиональный совет.
13.3. В том случае, если профессиональный бухгалтер (аудитор), не компетентный в конкретной специализации, не захочет передавать своего клиента другому профессиональному бухгалтеру (аудитору), сведущему в такой специализации, из-за боязни потерять клиента, последний может не получить консультаций, на предоставление которых он вправе рассчитывать.
13.4. При выборе профессиональных консультантов, независимо от того, требуются или нет какие-либо специальные знания, окончательное решение всегда принимает клиент. Следовательно, профессиональный бухгалтер (аудитор) не должен пытаться какими-либо средствами ограничивать свободу выбора клиентом возможностей получить специальные консультации, а когда это уместно, должен оказать клиенту необходимую помощь.
13.5. Профессиональный бухгалтер (аудитор) должен ограничивать объем своих услуг выполнением конкретного задания, полученного им по рекомендации от профессионального бухгалтера (аудитора), обслуживающего клиента. Профессиональный бухгалтер (аудитор) также обязан предпринять разумные действия по поддержанию отношений профессионального бухгалтера (аудитора), обслуживающего клиента, с клиентом и не должен выражать какой-либо критики в адрес его профессиональных услуг, не предоставив последнему возможности представить свои уместные комментарии.
13.6. Профессиональный бухгалтер (аудитор), которому клиент поручает оказать услуги, отличающиеся от услуг, оказываемых профессиональным бухгалтером (аудитором), обслуживающим клиента, должен считать такое поручение отдельным заданием на оказание услуг или консультаций. Прежде, чем оказывать такие услуги, профессиональный бухгалтер (аудитор) должен поставить клиента в известность о своей профессиональной обязанности сообщить о таком задании профессиональному бухгалтеру (аудитору), обслуживающему клиента, и немедленно сделать это, лучше всего в письменной форме, сообщив о предложении клиента и об общем характере поручения, а также запросив всю уместную информацию, необходимую для исполнения поручения, если таковая имеется у профессионального бухгалтера (аудитора), обслуживающего клиента.
13.7. В том случае, если клиент настаивает на несообщении обслуживающему его профессиональному бухгалтеру (аудитору) о задании, новый профессиональный бухгалтер (аудитор) должен сам определить обоснованность такой просьбы клиента. При отсутствии особых обстоятельств одно лишь нежелание клиента сообщать обслуживающему его профессиональному бухгалтеру (аудитору) о задании не является оправдывающим основанием.
13.8. При наличии двух или более профессиональных бухгалтеров (аудиторов), оказывающих профессиональные услуги соответствующему клиенту, целесообразно уведомлять только одного из них, в зависимости от того, какие именно услуги оказываются.
13.9. Собственники организации (предприятия) имеют право выбирать профессиональных консультантов и по собственному желанию заменять их другими. В таком случае важно, чтобы профессиональный бухгалтер (аудитор), к которому поступает просьба заменить другого профессионального бухгалтера (аудитора), удостоверился в отсутствии профессиональных оснований отклонить такое предложение. Это возможно осуществить только в результате общения с профессиональным бухгалтером (аудитором), которого клиент желает заменить.
13.10. Общение с прежним профессиональным бухгалтером (аудитором) позволяет профессиональному бухгалтеру (аудитору) установить, насколько обстоятельства, в которых предлагается замена, уместны для принятия такого решения. Кроме того, такое общение помогает сохранить деловые отношения, которые должны существовать между всеми профессиональными бухгалтерами (аудиторами), к которым клиент может обращаться за профессиональной консультацией и помощью.
13.11. Объем информации о делах клиента, которой профессиональный бухгалтер (аудитор) может обмениваться с предложенным в качестве замены профессиональным бухгалтером (аудитором), зависит от разрешения на это клиента.
13.12. Предложенный в качестве замены профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан обеспечивать строгую конфиденциальность информации, полученной от профессионального бухгалтера (аудитора), обслуживавшего клиента ранее.
Статья 14.
Реклама и предложение услуг
14.1. Проводимая реклама и предложение услуг должны осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О рекламе".
14.2. Реклама и предложение услуг должны быть направлены на объективное информирование организаций (предприятий) и граждан и должны вестись достойно, честно и откровенно. Запрещено предлагать услуги путем принуждения или навязывания.
14.3. Примеры, не отвечающие указанным выше критериям:
14.3.1. Создание недостоверных, обманных или неоправданных ожиданий благоприятного исхода;
14.3.2. Намеки на возможность оказания влияния на какие-либо суды, арбитражи, надзорные или аналогичные органы или на должностных лиц;
14.3.3. Восхваляющие себя заявления, не подкрепленные фактами;
14.3.4. Сравнения с другими профессиональными бухгалтерами (аудиторами);
14.3.5. Использование в рекламе рекомендательных писем или доверительных надписей без согласия клиентов;
14.3.6. Использование любых других заверений, которые могут ввести в заблуждение любое лицо;
14.3.7. Необоснованные заявления о том, что данный профессиональный бухгалтер (аудитор) является экспертом или специалистом в той или иной области.
14.4. Профессиональный бухгалтер (аудитор) не должен пытаться использовать преимущество от рекламы и предложения услуг путем размещения рекламы в газетах и журналах, публикуемых или распространяемых в стране, в которой реклама запрещена.
14.5. Реклама и предложение услуг профессионального бухгалтера (аудитора) и фирмы не могут содержать в себе никакую другую рекламу, кроме рекламы аудита и сопутствующих аудиту услуг.
Статья 15.
Представление информации
15.1. При представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услуг фирмы должны раскрывать данные, которые могут быть надлежащим образом подтверждены.
15.2. В случае представления информации, определенной в соответствии со стандартами (методиками), отличными от общепринятых, профессиональный бухгалтер (аудитор) должен уведомлять получателя информации об имеющихся существенных различиях в методике составления указанной информации.
15.3. Профессиональный бухгалтер (аудитор) при представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услуг должен сообщить пользователю указанной информации о том, осуществлялась ли независимая проверка указанной информации, в том числе ИПБ России и профессиональными аудиторскими объединениями, аккредитованными при Министерстве финансов Российской Федерации.
Статья 16.
Принцип лояльности
16.1. Профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан быть лояльным по отношению к своему работодателю и по отношению к своей профессии. Иногда эти обязанности вступают в конфликт друг с другом. Как правило, работник должен отдавать предпочтение законным и этическим целям своей организации и придерживаться правил и процедур, направленных на достижение таких целей. Однако работника нельзя заставлять:
16.1.1. Нарушать закон;
16.1.2. Нарушать профессиональные правила и стандарты;
16.1.3. Лгать профессиональным бухгалтерам (аудиторам) работодателя или вводить их в заблуждение (в том числе путем хранения молчания);
16.1.4. Подписываться под заявлением, содержащим существенное искажение фактов.
16.2. Различия во взглядах на точность суждения по вопросам бухгалтерского учета, аудиторским или этическим вопросам, как правило, разрешаются в рамках организации работника - сначала путем обращения к непосредственному руководителю работника, а затем, если сохраняются разногласия по существенным этическим вопросам, на более высоких уровнях.
16.3. Если профессиональный бухгалтер (аудитор) не может разрешить какую-либо проблему, обусловленную конфликтом между требованиями его работодателя и профессиональными требованиями, он может, исчерпав все другие возможности, подать заявление об увольнении. При увольнении работники должны изложить свои мотивы работодателю, однако по соображениям конфиденциальности не могут сообщить их другим лицам (за исключением случаев, когда это требуется в соответствии с законодательством или нормами профессиональной этики).
16.4. Профессиональный бухгалтер (аудитор), руководящий работой других профессиональных бухгалтеров (аудиторов), должен со вниманием относиться к их потребности в профессиональном развитии и к их мнению по вопросам бухгалтерской и аудиторской практики, а также профессионально разрешать все противоречия во взглядах.
16.5. Профессиональному бухгалтеру (аудитору) организации, предприятия, учреждения может быть поручено ответственное задание, для исполнения которого у него не имеется должной подготовки или опыта. При исполнении такого задания профессиональный бухгалтер (аудитор) не должен вводить работодателя в заблуждение относительно своего опыта или квалификации или относительно того, к кому можно обратиться за консультацией и помощью.
16.6. Профессиональный бухгалтер (аудитор) должен представлять информацию в полном объеме, честно и профессионально, таким образом, чтобы она была понятна в соответствующем контексте.
16.7. Профессиональный бухгалтер (аудитор) должен делать все от него зависящее, чтобы финансовая и нефинансовая информация велась в таком порядке, при котором точно и четко отражаются истинный характер хозяйственных операций, активы и обязательства, своевременно и в установленном порядке классифицируются и заносятся проводки.
Статья 17.
Дисциплинарные меры
17.1. Нарушение перечисленных в настоящем Кодексе норм влечет за собой по отношению к нарушителю следующие дисциплинарные меры ответственности (перечислены в порядке усиления):
а) замечание;
б) предупреждение;
в) приостановление членства в Некоммерческом партнерстве "Институт профессиональных бухгалтеров России" на срок до одного года;
г) исключение из членов Некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров России".
17.2. Перечисленные в п. 17.1 настоящего Кодекса дисциплинарные меры принимаются руководством Некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров России" в соответствии с его уставом и регламентом. Некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров России", руководствуясь интересами повышения авторитета бухгалтерской профессии, самостоятельно определяет порядок применения этих дисциплинарных мер.
____________________________________
* В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. # 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кодекс этики члена ИПБ России (утв. решением Президентского совета ИПБ РФ) (протокол N 08/03 от 24 сентября 2003 г.)
Текст кодекса размещен на сайте Института профессиональных бухгалтеров России в Internet (http://www.ipbr.ru)
Настоящий Кодекс фактически прекратил действие
См. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов ИПБ России, утвержденный решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов РФ от 26 сентября 2007 г. N 09/-07